ПЛАН СТАТЬИ
- Актуальность темы.
- Суть и цели интеграции.
- Уровни интеграции.
- Задачи интегрированного обучения.
- Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Обоснование выбора темы.
В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний.
Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.
Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Так как начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.
Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность учащихся играют роль пускового, побуждающего стимула.
Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.
2. СУТЬ И ЦЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь даёт следующее толкование этих понятий:
интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. ИНТЕГРАЦИЯ-ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения “интеграция” как понятие может принимать два значения:
- создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция– средство обучения).
Таким образом, интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития.
Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно– познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Методологической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий.
Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.
Например, группа понятий-“зима”, “мороз”, “стужа”, “вьюга” рассматриваются на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, ИЗО.
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
3. УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная – синтез фактов , понятий, принципов двух и более дисциплин;
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Фактически межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами.
Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”, на уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня) и обсуждаются вопросы: “В чём красота листьев?” Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?
Это помогает учащимся увидеть и понять, что формы симметрии имеют место не только в математике, но и в природе и в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.
Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий.
Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием “лиственные” и “хвойные” деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.
Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом.
4. ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Так как интеграция-это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:
- повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
- повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
5. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Большинство исследователей и учителей-практиков сходятся в том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.
В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучении наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребёнок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя их деталей во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.
Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется.
В начальной школе интегрированные уроки имеют свои особенности и носят, особенно в первом классе, коллективный характер, т.е. “немного обо всём”.
Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления.
По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.
В этом основном сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления.
В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания ( в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения ( развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:
- быстрая утомляемость.
Интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
- особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные).
Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика.
Такие интегрированные уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи, художественный труд.
Взаимопроникающая форма чаще всего реализуется в начальной школе.
Так, например, в ходе урока по внеклассному чтению “Сказки о животных” дети включаются в игровую деятельность. На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием художественного творчества – выполнение поделок из бумаги– оригами, театрализация– самовыражение в образах сказочных героев данного произведения.
Такой перевод ребёнка из одного вида деятельности в другой способствует развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость за счёт переключения его внимания с одного вида деятельности на другой. А это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности.
Кроме того учащиеся отрабатывают знания, умения и навыки по видам животных в игровой форме с использованием интерактивной доски. Учатся сравнивать, классифицировать и обобщать животных по их отличительным признакам.
Использование интегрированного урока с системой внутри и межпредметных заданий, творческой деятельностью, являющейся здоровье формирующей средой, а также вовлечение всего класса в познавательную коллективную деятельность, являющейся здоровье созидательной средой – служит залогом успешного личностного роста учащихся.
Список литературы:
- Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х томах. Москва “Просвещение” “Владос” 1995 г.
- Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах”. Журнал “Начальная школа”, 1989 №9.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. “Анализ современного урока”. Практическое пособие “Учитель” 2002 г.
- Краткий педагогический словарь. В. Секачёв. “Институт общегуманитарных исследований” Москва 2007 г.