Элективная игровая программа по пожарной безопасности "О, счастливчик!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Элективная т.е. избирательная программа является гармоничным продолжением программы по пожарной безопасности. Направление данной элективной программы определяется желанием родителей и педагогов, а также необходимостью проведения специальной работы по пропаганде основ пожарной безопасности среди старших дошкольников. Она позволяет систематизировать разнообразные формы и методы коммуникативной деятельности со старшими дошкольниками, школьниками – юными дружинниками и родителями, что позволяет эффективно воспитывать культуру общения, познания.

Содержание элективной игровой программы

Построена в виде: игр, турниров, командных соревнований, поиска решений проблемных ситуаций.

Активные участники игровой программы: дети, родители, юные дружинники школьники, педагоги ДОУ, пожарный инспектор - родитель.

Цель игровой программы: учить детей принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.

Программа направлена на решение следующих частных задач:

- закрепить знания об элементарных требованиях пожарной безопасности;

- формировать правильные навыки обращения с бытовыми приборами;

- развивать воображение, память, внимание.

- расширять знания об окружающей действительности и работе пожарных;

- воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение находить правильное решение.

- привлечение родителей к совместным с педагогами действиям в решении поставленных задач, влияние на формирование родительской педагогической позиции.

Предварительная работа.

  • Организация ДЮП (дружины юных пожарных), пошив костюмов, разработка и создание символики – флаг, герб дружины.
  • Беседы: О профессии “Пожарный”, “Комплектация и назначение пожарного щита”; рассматривание тематических иллюстраций, плакатов; просмотр фильмов.
  • Чтение художественной литературы: “Пожар”, “Пожарные собаки” - Л.Толстого; “Пожар”, “В дыму” - Б.Житкова; “Рассказ о неизвестном герое” - С.Маршак и др. Заучивание стихов, поговорок, отгадывание загадок.
  • Встречи с юными дружинниками школы № 58, совместные мероприятия: игры, беседы, развлечения.
  • Встречи с пожарными.
  • Экскурсия в пожарную часть.
  • Проведение фестиваля творческих проектов для родителей “Все о пожаре”.
  • Конкурс рисунков.
  • Создание игротеки по теме.
  • Создание уголка пожарной безопасности для родителей.
  • Выпуск детской газеты “Нольодинка”

Материалы.

Костюмы (форма) дружинников, “Огонька”; символика дружины : флаг, герб. Гонг.

Карточки – светофоры (одна сторона “Светофора” - зеленого цвета – “Разрешается”, другая сторона – красного цвета – “Запрещается”).

Модель телефона “Службы спасения”. Обручи. Карточки-картинки с изображением различных электроприборов нагревательных и не нагревательных: телевизор, электроплитка, электролампочка, утюг магнитофон, электрочайник, компьютер, электросамовар, электроприемник, фен, холодильник, тостер, пылесос, кипятильник, электрогрелка, микроволновая печь.

Кружка накопительная - индивидуальная (с фотографией ребенка) - “Банк наград”, “сладкие” медальки, медальки “01”; Уголь, опилки, камни, вода, песок, бумага - ведерки для их хранения.

Под музыку марша дружинники входят в зал, перестраиваются.

Ведущий: Дорогие друзья! Встречайте ДЮП “Нольодинка”.

Командир отряда (ребенок):

1 2, 3, 4, 5.
Эй, ребята, стройся в ряд.
Мы всегда спешим на помощь.
Потому, что мы отряд.

Командир: Наш девиз:

“Учиться - тушить, спасать, защищать”.
С огнем бороться мы хотим,
С водою мы напарники.
Умения и знания нам нужны
Ведь мы друзья юные пожарные.

Ведущий Дорогие друзья! Вас приветствуют юные пожарные – старшие дошкольники. Сегодня у нас в гостях юные пожарные старшие школьники и инспектор пожарной безопасности, наш частый гость. Помогать оценивать наши сегодняшние игровые задания будут дружинники - школьники с помощью ваших именных кружек, которые будут служить своеобразными “банками”, куда по вашему выбору упадут награды: медальки - “01” или “Сладкие медальки” (шоколадное лакомство) дети выбирают. “Сладкие медальки” - за быстроту, инициативу, точность. “01” - за собранность, выдержку, находчивость.

Слово гостю – пожарному инспектору: Слова приветствия.

Юные дружинники школьники: Ребята, как по вашему, каким должен быть пожарный? (Ответы детей)

Ведущий: Пожарный - герой, он на службе каждую минуту рискует своей жизнью.

Предлагаем участие в игровой программе “О, счастливчик!”.И действительно, счастлив тот, кто знает правила пожарной безопасности и не только знает, но и выполняет их.

1-й гейм

(Звучит удар в гонг)

Игра “Костер”

Все игроки стоят спиной друг к другу с лентами в руках и произносят:

Разгорается костер!
Пламя выше, пламя круче!
Достает до самой тучи.

Водящий: “Вода”.

После произнесения слов пытается догнать игроков и отобрать у них ленты.

Но появится вода,
И костру тогда беда!

Ведущий: Назовите, какие еще знаете средства тушения пожара? (Ответы детей)

Только после правильных ответов, переходим в следующий тур. (Удар в гонг)

2-й гейм

(Звучит удар в гонг)

Вопросы детям задают пожарный инспектор и юные дружинники.

Что не является обязательной одеждой пожарного при выезде:

а) огнезащитный костюм;

б) шлем-маска;

в) шляпа;

г) противогаз.

Чего нет на пожарной машине?

а) цистерна;

б) механическая лестница;

в) насос;

г) знак “03”.

Что делать, если начался пожар?

а) зареветь;

б) позвонить “01”;

в) закрыться дома;

г) убежать.

Какого из этих предметов нет на пожарном щите?

а) лом;

б) багор;

в) огнетушитель;

г) грабли.

Чего нет на пожарной машине?

а) рации;

б) сигнальных огней;

в) пожарных рукавов;

г) спасательных кругов.

Кто не является работником пожарной части?

а) диспетчер;

б) пожарный;

в) командир отделения;

г) продавец.

Победителям юный инспектор в индивидуальную накопительную кружку спускает медальки.

Игра “Запрещается – разрешается”

У каждого ребенка по одной сигнальной карточке – “светофору”. Одна сторона “светофора” - зеленого цвета, “разрешающая”, другая сторона – красного цвета, “запрещающая”.

Ход игры. Педагог и инспектор называют в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета “светофора”.

Запрещается (красный цвет):

  • играть со спичками;
  • оставлять открытыми двери печей, каминов;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, радиоприемники и т.п.
  • оставлять без присмотра топящуюся печь.

Разрешается (зеленый цвет):

  • не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;
  • кричать и звать на помощь взрослых;
  • закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма;
  • набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;
  • двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;

Игра-эстафета

Ведущий: Предлагаю эстафету “Потуши костер”. Ребята, вам необходимо выбрать, чем будете тушить огонь: углем, опилками, камнями, водой, снегом, песком, бумагой, объяснив почему? Дети выбирают средство тушения пожара. Начинается игра.

Правила игры: Соревнуются две команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и “тушить костер” (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает команда, которая за одинаковое время, принесет к “костру” больше песка, т.е. лучше “потушит” костер.

По итогам игры награды в “банк”.

3-й гейм “Только у нас играют все!”

(Звучит удар в гонг)

“Заморочки из бочки”

(Дети вытаскивают вопрос из бочки, которую подносят к каждому присутствующему, включая взрослых юный пожарный школьник, он же читает вопрос детям). За правильный ответ – сладкая “медалька”.

Вопросы для детей задает инспектор пожарной безопасности.:

  • Что ты будешь делать, если в доме возник пожар, а ты один дома?
  • Как нужно вести себя в лесу, чтобы не стать причиной пожара?
  • Чем можно тушить огонь?
  • Чтобы ты говорил, если бы тебя попросили малышей, как вести себя при пожаре?
  • Как нужно обращаться с электроприборами?

“Блиц-турнир” для взрослых. (Вопросы для присутствующих взрослых)

  • Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки? (Аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму)
  • Можно ли бить стекла во время пожара в помещении? (Нельзя. Через разбитое окно поступает свежий воздух, что способствует ускорению горения)
  • Что нужно сделать, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде? (Сковороду следует накрыть мокрым полотенцем)
  • Загорелся разлитый по земле бензин? Задымился телевизор – ваши действия? (1 - затушить песком (бензин); 2 - отключить, затем тушить)
  • Какой тканью можно окутывать электролампочку? (Никакой. Это может стать причиной пожара)
  • Какие виды огнетушителей вы знаете? (Пенные, углекислотные, порошковые)

Ведущий: Друзья! Мы знаем, что существует нагревательные и не нагревательные приборы. Нагревательные те, что обжигают: плита, утюг, фен и т.д., не нагревательные холодильник, телевизор и т.д.

Эстафета “Два круга”

Ход игры. Дети выбирают картинки с изображением электроприборов и строятся в одну шеренгу. На расстоянии располагаются обручи с красным и зеленым “светофором” внутри. Детям предлагается под музыку веселиться, как только музыка смолкает: вокруг красного светофора – дети с изображением опасных “нагревательных” приборов, вокруг зеленого - не нагревательных.

Звучит удар в гонг заключительный.

Ведущий: Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша программа. Мы замечательно справились со всеми заданиями, заработали огромное количество медалей, но главное узнали сегодня много интересного, приобрели новых друзей, весело провели время. Гостям говорим СПАСИБО и до новых встреч.