Образовательная цель: продолжить формирование навыков по теме “Десятичная дробь”. Выработать умения чтения, записи, сравнения десятичных дробей и их сложения и вычитания.
Воспитательная цель: формирование аккуратности в ходе четкого, грамотного выполнения записей, формирование коммуникативности.
Развивающая цель: развитие мышления (анализ, синтез, сравнение) и психофизических функций (концентрация и переключение внимания, развитие комбинированного типа памяти); формирование навыков контроля и самоконтроля; активизация учебно-познавательной деятельности; формирование интереса к предмету.
Участвуют две команды (из учеников класса).
Разминка:
1) Найти слово, которое употребляется в математике и на охоте. (Ответ: дробь)
2) В первой строке записаны три объекта, два из них соединены определенной связью. Найти эту связь, и рассуждая аналогично, подобрать из нижнего ряда слово, имеющее такую же связь с третьим объектом.
Обыкновенная дробь – дробная черта; десятичная дробь - ? (Целая часть: запятая: дробная часть).
Ответ: запятая. Она используется в записи десятичной дроби.
Конкурсы:
1) Найди закономерность и вместо “?” поставь число:
а) 1,2; 2,4; 3,6?
б) 9,7; 8,5; 7,3?
2) Кто быстрее достигнет вершины.
Задание: По цепочке команды выходят к доске, устно решают, пишут ответ. Побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок (с учетом затраченного времени).
8-3,5 4-2,7
0,5+0,5 0,3+0,2
18,7-4,1 16,8-3,2
5,1+3 6,7-4
3) Конкурс капитанов.
Выполни действия и по ключу разгадаешь зашифрованное слово:
3,7+ ((8,7+3,2)-4,5+18,17)+9-3,08+5
11,9-М 7,4-О 29,27-О 38,27-Д 35,19-Е 40,19-Ц 25,57-Л.
Ответ: молододец.
В это время – задание для команды.
4) Восстанови логическую цепочку.
Каждый игрок выполняет задания в своей тетради, на проверку сдают тетради жюри после предварительного обсуждения всей команды и исправления ошибок. (Работа с учебником)
а) №1279 (а);
б) №1319
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Москва, Мнемозина, 2008 г.
5) Математический футбол.
Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы на округление дробей.
6) На лист бумаги с примерами попала вода, цифры размазались. Помоги их восстановить.
а) 2, …1< 2,02;
б) 0,39826< 0,3…845;
в) 6,413> 6,4…8;
г) 1,892 <1,…0765.
Задания выполняются в своих тетрадях. Тетради сдают жюри, не обсуждая решение с командой.
7) Исключение лишнего.
а) 7,1; 1/6:0,5; 3,4. Ответ: лишняя дробь 1/6, т.к. это обыкновенная дробь, а остальные десятичные.
б) 5,8; 3,6; 0,34; 6,7. Найти несколько вариантов ответа.
1) 0,34<1, остальные дроби больше единицы.
2) Лишняя 6,7, т.к. только она оканчивается нечетной цифрой.
3) Лишняя дробь 0,34, т.к. у нее два десятичных знака, а у остальных один десятичный знак. Здесь осуществляются такие виды мыслительной деятельности учащихся, как анализ, сравнение, обобщение, синтез.
8) Задания выполняются в тетради индивидуально.
Однажды Степашка ушел в лес и не вернулся. Хрюша очень расстроился и пошел искать друга. Шел он по лесу, и вдруг перед ним показалась широкая река, а лодки нет. На берегу табличка “Сравни дроби 0,7 и 0,75”. Помогите Хрюше. (Ребята выполняют задание), тут появилась огромная птица и перенесла Хрюшу на другой берег. Идет Хрюша дальше, а навстречу ему волк. Говорит волк человеческим голосом “Округли дробь 10,76 до десятых, тогда я тебя не съем”. Справился Хрюша с заданием и побежал дальше. Вдруг откуда ни возьмись появилась туча, пошел дождь. А чтобы опять выглянуло солнце, нужно на числовом луче изобразить дробь 3,2. Кончился дождь, на лесной полянке нашел Хрюша Степашку, но того заколдовал злой волшебник. Написал этот волшебник Хрюше задания.
Вычисли:
3,7+8,2; | 4+3,25; | 12+0,56 |
14,27-3,25; | 14-8,6; | 5,6-3,54 |
Решил Хрюша примеры и расколдовал Степашку. Обнялись друзья и побежали на телевидение, ведь пора было показывать передачу “Спокойной ночи, малыши”
9) Подведение итогов соревнования. Вручение грамот.
10) Подведение учителем итогов изучения раздела “Сложение и вычитание десятичных дробей” (какие приобрели знания, какие результаты) по листу тематического учета знаний.