Урок проводится в кабинете информатики. На уроке используется мультимедийная презентация, выполненная в приложении “Power Point”.
Цели урока:
- Закрепить знания учащихся о буквах Л, л, обозначающих согласные звуки [л], [л’], учить выделять звуки [л], [ л’] в словах, давать характеристику. Формировать навык чтения, учить работать с текстом.
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, речь учащихся.
- Способствовать воспитанию культуры труда, любви к природе, бережного отношения к ней.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
2. Повторение гласных букв: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Я.
Учитель .Как называются данные буквы? (Гласные)
- Назовите гласные верхнего ряда. (А, О, У, Э, Ы)
- Нижнего. (И, Е, Я)
- Какие гласные нижнего ряда имеют два звуковых значения?
- Когда? Приведите примеры.
(Ели, ежи, енот, езда, Яша, ягода, яблоко, Зоя, заяц, январь, язык и другие)
3. Постановка цели урока
- Я приглашаю вас в сказочный лес.
- Для чего мы можем пойти в лес?
- Мы же пойдем за звуками [л], [л’] и буквой Л (эль) в словах и предложениях.
4. Правила поведения в лесу.
Учитель. А стихотворение “Липка” напомнит нам, как надо себя вести в лесу.
Ученица.
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой-
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом
Береги меня!
Учитель. В добрый путь!
5. Звуковой анализ слова “ландыш”
Ученица. – Я кое-что уже нашла! (Читает загадку)
– Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
– Что знаете о ландыше? (Дети отвечают)
Учитель.
Ландыш– настоящее чудо природы. С этим удивительным цветком связано много легенд. Всем вам знакома сказка о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала свое ожерелье, превратившееся в душистые цветы. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки-эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики.
Ландыш. Разделим слово на слоги. Выделим ударный слог. Дадим характеристику звуку [л].
Идем дальше.
Ученица. Я тоже кое-что нашла. (Читает загадку)
У мосточка под кусточком
Две лисички, две сестрички.
(Дети отгадывают: лисичка-животное, лисичка-гриб).
Учитель. Такие слова называются многозначными.
(Дети читают на слайде)
Звуковой анализ слова “лисички”
Лисички. Делим на слоги, выделяем ударный слог, даем характеристику звуку [л’].
Звуки [л], [л'] обозначаем буквой Л, л (Эль).
Какая по счету буква Л (эль) в алфавите? (13)
6. Отгадывание загадок.
Учитель. Наше путешествие будет еще интереснее, если мы отгадаем загадки.
(Дети читают на слайде). Отгадка (лист)
(Дети читают на слайде). Отгадка (лось)
Учитель. Что общего в отгадках?
В какой отгадке Л (эль) обозначает мягкий звук? Твердый? Почему?
7. Работа с текстом “Лоси”.
Задание: назвать слова с буквой Л (эль).
Проверка задания. Повторное чтение текста. Ответы на вопросы:
- О ком идет речь в тексте?
- Где живут лоси?
- Что делают для лосей на больших полянах? Зачем?
8. Физкультминутка
Мы идем гурьбой веселой,
Мы идем лесной тропинкой
А куда – не знаем сами.
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то…
Может мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
9. Инсценированная сказка “Мышка и Миша”
– Смотрите, какие два зверя! (Мышка и Миша) Послушаем, о чем они разговаривают?
Мышка.
Давай стихи придумывать. Вот послушай.
Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей …
Миша. Малины.
Мышка. Да причем здесь малина. Я хотел сказать: “Лучше нашей мамы”.
Миша. Это тоже здорово. А теперь я сочиняю.
Мышка. А про что?
Миша.
Ну, хотя бы про мухомор!
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
Мышка. Что ты! Что ты! Мухоморы нельзя есть. В больницу попадешь!
Миша. Ребята, а вы что знаете о мухоморе?
Учитель. Он ядовит, опасен для человека. Но его едят лоси, проглатывают целиком, по 5-6 штук за один раз. Для лосей мухомор – лекарство. Деревьям мухомор помогает расти, срастаясь грибницей с их корнями. Отдает деревьям часть воды и питает веществами, которые всасывает из почвы.
Появились мухоморы – жди белых грибов.
Мышка. Откуда вы так много знаете?
– Мы знаем, что в слове Мышка 1-ый звук [м], а в слове Мишка 1-ый звук [м'], их обозначают буквой М (эм). А буква М (эм) в алфавите следует за буквой Л (эль).
Мышка и Миша. Тогда мы с вами будем дружить и играть.
10. Игра “Ляля и Лёля”
(У детей куколки)
Учитель. Поиграем с куклой Лёлей.
Кукла Лёля какая? (Любимая, возлюбленная (то же, что любимая), ласковая, уветливая (то же, что и ласковая), приветливая, умильная (то же, что и милая), трогательная, милосердная, милая, благолепная (просто загляденье), миловидная, внимательная)
Рис 9
(Играем 2-3 раза, а дальше – как скороговорка)
(Звуковой анализ слов Леля, Ляля)
11. Итог урока.
Учитель. Вот и подходит к концу прогулка по сказочному лесу. Кто нам покажет тропинку обратно?
Солнечные зайчики! Если мы из солнечных зайчиков составим волшебное слово, тропинка будет легкой и счастливой.
Составляется слово ЛЮБОВЬ.
Учитель. Буквы живые, у них есть семьи, соседи, друзья. Они путешествуют и трудятся, танцуют и поют. У каждой буквы есть свои любимые слова – самые важные и нужные. Любимое слово буквы Л – любовь.
Какие слова нам шепчет буква Л (эль) с экрана?
Люблю, люблю, люблю, – шепчет нам буква.
Не забывайте говорить эти волшебные слова всем, кого вы любите.