Урок чтения в 1-м классе по теме "Слова и предложения с буквами Л, л, обозначающими согласные сонорные звуки"

Разделы: Начальная школа


Урок проводится в кабинете информатики. На уроке используется мультимедийная презентация, выполненная в приложении “Power Point”.

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся о буквах Л, л, обозначающих согласные звуки [л], [л’], учить выделять звуки [л], [ л’] в словах, давать характеристику. Формировать навык чтения, учить работать с текстом.
  2. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, речь учащихся.
  3. Способствовать воспитанию культуры труда, любви к природе, бережного отношения к ней.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

2. Повторение гласных букв: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Я.

Учитель .Как называются данные буквы? (Гласные)

    • Назовите гласные верхнего ряда. (А, О, У, Э, Ы)
    • Нижнего. (И, Е, Я)
    • Какие гласные нижнего ряда имеют два звуковых значения?
    • Когда? Приведите примеры.

(Ели, ежи, енот, езда, Яша, ягода, яблоко, Зоя, заяц, январь, язык и другие)

3. Постановка цели урока

  1. Я приглашаю вас в сказочный лес.
  2. Для чего мы можем пойти в лес?
  3. Мы же пойдем за звуками [л], [л’] и буквой Л (эль) в словах и предложениях.

4. Правила поведения в лесу.

Учитель. А стихотворение “Липка” напомнит нам, как надо себя вести в лесу.

Ученица.

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой-
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом
Береги меня!

Учитель. В добрый путь!

5. Звуковой анализ слова “ландыш”

Ученица. – Я кое-что уже нашла! (Читает загадку)

– Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

– Что знаете о ландыше? (Дети отвечают)

Учитель.

Ландыш– настоящее чудо природы. С этим удивительным цветком связано много легенд. Всем вам знакома сказка о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала свое ожерелье, превратившееся в душистые цветы. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки-эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики.

Ландыш. Разделим слово на слоги. Выделим ударный слог. Дадим характеристику звуку [л].

Идем дальше.

Ученица. Я тоже кое-что нашла. (Читает загадку)

У мосточка под кусточком
Две лисички, две сестрички.

(Дети отгадывают: лисичка-животное, лисичка-гриб).

Учитель. Такие слова называются многозначными.

(Дети читают на слайде)

Звуковой анализ слова “лисички”

Лисички. Делим на слоги, выделяем ударный слог, даем характеристику звуку [л’].

Звуки [л], [л'] обозначаем буквой Л, л (Эль).

Какая по счету буква Л (эль) в алфавите? (13)

6. Отгадывание загадок.

Учитель. Наше путешествие будет еще интереснее, если мы отгадаем загадки.

(Дети читают на слайде). Отгадка (лист)

(Дети читают на слайде). Отгадка (лось)

Учитель. Что общего в отгадках?

В какой отгадке Л (эль) обозначает мягкий звук? Твердый? Почему?

7. Работа с текстом “Лоси”.

Задание: назвать слова с буквой Л (эль).

Проверка задания. Повторное чтение текста. Ответы на вопросы:

  1. О ком идет речь в тексте?
  2. Где живут лоси?
  3. Что делают для лосей на больших полянах? Зачем?

8. Физкультминутка

Мы идем гурьбой веселой,
Мы идем лесной тропинкой
А куда – не знаем сами.
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то…
Может мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!

9. Инсценированная сказка “Мышка и Миша”

– Смотрите, какие два зверя! (Мышка и Миша) Послушаем, о чем они разговаривают?

Мышка.

Давай стихи придумывать. Вот послушай.
Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей …

Миша. Малины.

Мышка. Да причем здесь малина. Я хотел сказать: “Лучше нашей мамы”.

Миша. Это тоже здорово. А теперь я сочиняю.

Мышка. А про что?

Миша.

Ну, хотя бы про мухомор!
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Мышка. Что ты! Что ты! Мухоморы нельзя есть. В больницу попадешь!

Миша. Ребята, а вы что знаете о мухоморе?

Учитель. Он ядовит, опасен для человека. Но его едят лоси, проглатывают целиком, по 5-6 штук за один раз. Для лосей мухомор – лекарство. Деревьям мухомор помогает расти, срастаясь грибницей с их корнями. Отдает деревьям часть воды и питает веществами, которые всасывает из почвы.

Появились мухоморы – жди белых грибов.

Мышка. Откуда вы так много знаете?

– Мы знаем, что в слове Мышка 1-ый звук [м], а в слове Мишка 1-ый звук [м'], их обозначают буквой М (эм). А буква М (эм) в алфавите следует за буквой Л (эль).

Мышка и Миша. Тогда мы с вами будем дружить и играть.

10. Игра “Ляля и Лёля”

(У детей куколки)

Учитель. Поиграем с куклой Лёлей.

Кукла Лёля какая? (Любимая, возлюбленная (то же, что любимая), ласковая, уветливая (то же, что и ласковая), приветливая, умильная (то же, что и милая), трогательная, милосердная, милая, благолепная (просто загляденье), миловидная, внимательная)

Рис 9

(Играем 2-3 раза, а дальше – как скороговорка)

(Звуковой анализ слов Леля, Ляля)

11. Итог урока.

Учитель. Вот и подходит к концу прогулка по сказочному лесу. Кто нам покажет тропинку обратно?

Солнечные зайчики! Если мы из солнечных зайчиков составим волшебное слово, тропинка будет легкой и счастливой.

Составляется слово ЛЮБОВЬ.

Учитель. Буквы живые, у них есть семьи, соседи, друзья. Они путешествуют и трудятся, танцуют и поют. У каждой буквы есть свои любимые слова – самые важные и нужные. Любимое слово буквы Л – любовь.

Какие слова нам шепчет буква Л (эль) с экрана?

Люблю, люблю, люблю, – шепчет нам буква.

Не забывайте говорить эти волшебные слова всем, кого вы любите.