Музыкальное воспитание в системе дошкольного воспитания является синтезом различных видов деятельности и рассматривается как процесс целенаправленного обострения у детей чувствительности, впечатлительности, развития взаимосвязи различных ощущений. В старшем дошкольном возрасте эстетическое отношение ребенка к миру становится осознанным и активным. Поэтому основная задача музыкального руководителя – найти приемы, способы и средства, способствующие наиболее полному развитию эмоциональности детей, их креативности, формированию певческих навыков и умений, интереса к музицированию. В связи с этим меня, музыкального руководителя с 26-летним стажем, привлекла идея программы Т.Э.Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками” – открыть с помощью несложных приемов “музыку” в каждом ребёнке.
Слайд 1, 2, см. Приложение 1
Предлагаемые методы и приемы этой программы отличаются простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать творческое музицирование с детьми на любом занятии, в любой группе, при минимальном наличии инструментов и даже при их полном отсутствии. Использование данных приемов эффективно как в организации целого музыкального занятия, так и его отдельной творческой части, а также доступно педагогам при организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе.
Мой основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста – обучение через импровизацию и творчество, использование в педагогической деятельности приемов, не противоречащих возрастным возможностям и позволяющих раскрыть индивидуальность и самобытность каждого ребенка. Слайд 3.
Первостепенной задачей музыкального обучения в системе дошкольного образования является формирование интереса к музыке, вовлечение ребенка– дошкольника в процесс музицирования с использованием различных видов деятельности: пения, звучащих жестов, импровизированного движения, пантомимы и инструментов. Поэтому очень важно, в каком эмоциональном состоянии находятся дети в течение всего занятия. Использование таких нетрадиционных приемов как “совместная устная деятельность”, “элементарная импровизация”, “музицирование со звучащими жестами”, “игры звуками”, “графическая запись звуков” и других, моделирование различных игровых ситуаций позволяют увлечь воспитанников музыкальной деятельностью, создать положительный настрой, сохранить познавательную активность и интерес. Так, одним из любимых детьми приемов является имитация или совместная устная деятельность – это различные вариации упражнений по типу “Эхо”: педагог предлагает точно, без паузы повторить показанные им, а затем придуманные детьми самостоятельно, движения, речевки, попевки, каноны и т.д. Такие задания позволяют детям почувствовать радость и удовольствие от коллективного, деятельного участия в музицировании, возможности изобретать и придумывать на ходу, способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти.
В основе приема “элементарной импровизации” лежит принцип формирования у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению, как игровому материалу, с которым можно постоянно экспериментировать. Прием “элементарной импровизации” можно объяснить словами “Сыграй или спой, так как ты хочешь”. Различные несложные игры-задания – “Пропой свое имя”, “Придумай музыку дождя”, “Танец снежинок”, “Вальс весенних ароматов”, соединяющие в себе музыку, речь и движение, доступны каждому ребенку и дают возможность самовыражения, формируют положительную самооценку “Я могу!”, умение фантазировать, творчески изменять речевые и двигательные упражнения. Что впоследствии создает предпосылки к музыкальной импровизации. Слайд 4.
Во всех дошкольных программах музыкального воспитания представлен раздел “Игра на детских музыкальных инструментах”, который предполагает обучение дошкольников игре на инструментах и коллективное исполнительство в детском оркестре. Но мало кто задумывается над тем, что самым первым и доступным инструментом для ребенка может быть его собственное тело. В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти “инструменты” даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью – музицирование с их участием можно организовать в любых условиях при отсутствии других инструментов. “Музыка” собственного тела отличается эффективностью в воспитании чувства ритма и тембрового слуха, развитии координации. Дети с большим удовольствием и интересом используют ритмичную игру на поверхности своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Использование на занятиях и в свободной деятельности звучащих жестов позволяет детям быстрее и успешнее освоить музыкальный ритм и размер, что является подготовительным этапом для дальнейшего музицирования с детскими инструментами.
Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше, ребенок, тем проще ему нужен инструмент. Слайд 5.
Поэтому на начальном этапе формирования музыкальности первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты способствуют развитию основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенной семантики (дождь, часы, гром, комары, жуки, ручей, снежная буря и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредованную ассоциативную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т. п.).
Сам педагогический процесс омузыкаливания бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) реализует стремление ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов, – это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать “позывные” инопланетян. Таким образом, игры звуками, позволяют в целостной системе организовать музыкально– творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты, все виды инструментов и его голос.
Одним из наиболее привлекательных для детей приемов является “Речевое музицирование” – ритмичное произнесение небольших четверостиший под музыкальное сопровождение. Идея использования речевых упражнений в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу – известному педагогу и исследователю. В основе “речевого музицирования” лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.
Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами – этот огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий привлекает ребенка и образует у него активный “инструментальный” словарь для импровизаций. Из своего опыта мне известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу: тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бэне-раба, мисли-масли-кумпа– тели, хоккери-доккери). Оказывается, эти речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха, их необходимо использовать на занятиях логоритмикой в группах для детей с нарушением речи, так как они развивают умение координировать пение, речь и движение.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что работа над развитием певческих навыков у детей дошкольного возраста достаточно сложна. Это связано с недостаточно сформированным певческим аппаратом, неумением дошкольника осуществлять координацию слуха и голоса. Слайд 6.
Внедрение в педагогический процесс приема “графической записи музыки” способствует установлению в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, формированию представления о том, что условные обозначения (линии и точки) могут представлять собой различные звуки. Слайд 7. Например, упражнение “Пирамида”. Показываю детям графическую запись и предлагаю исполнить этот графический узор. Слайд 8.
Запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов является для ребенка интеллектуально-фантазийной игрой. Слайд 9. Важнейшим педагогическим достоинством этого приема является свободное пространство для размышлений ребенка о различных способах ее озвучивания. Действовать дошкольнику приходится по схеме: думаю – воображаю – фантазирую – озвучиваю.
Слайд 10, 11
Благодаря картам “графической записи музыки” дети учатся владеть своим голосом, изображать отдельные свойства звуков – высоту, длительность, тембр, что является базой для развития звуковысотного слуха и певческих навыков.
Заинтересовавшись идеей творческого подхода к развитию музыкальности детей, я решила использовать на практике предлагаемые приемы. В дошкольном учреждении была организована хоровая студия “Антошкины песни”, работа в которой построена с учетом методов и приемов программы Т.Э.Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”. Результаты итоговой диагностики показали, что высокий уровень певческих навыков по сравнению с началом учебного года увеличился на 17%. Но главным результатом педагогической деятельности считаю творческие достижения детей, которые являются активными участниками городских фестивалей, смотров, конкурсов:
- вокальный конкурс “Солнечный круг” (лауреаты I и II степени);
- вокальный конкурс эстрадной песни “Юное поколение” (дипломанты I, II, III степени, лауреаты);
- участие в городском фестивале “Театральная весна”;
- выступления на площадках социокультурных учреждений города.
Слайд 12
Использование в педагогической деятельности творческих приемов и обучение этим приемам детей – это попытка раздвинуть границы привычного мира. Детское творчество, с чего бы оно ни начиналось, вовлекает в свою стихию движение, мелодию, ритм, тем самым создавая благоприятные условия для самопознания и творческого формирования личности.
Список использованной литературы:
- Тютюнникова Т.Э. “Уроки музыки” система Карла Орфа изд.АСТ, 2001.
- Тютюнникова Т.Э. “Доноткино” ч.1 и 2, Пед.общ. России, 2005.
- Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки. Игра звуками. Вып.1. С-Петербург, 2003.