Цели:
- образовательные – познакомить учащихся с картиной К.Ф Юона “Русская зима”; развивать умение воспринимать картину, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание, совершенствование правильного написания слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными; учить правильно и последовательно излагать мысли;
- развивающие – развивать в них художественный вкус, умение сравнивать, эмоционально воспринимать увиденное;
- воспитательные – воспитывать любовь к родной природе, родному языку.
Задачи:
- Познакомить с творчеством Юона;
- Hазвивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
- Формировать умение строить текст;
- Формировать умение определять основную тему произведения.
- Развивать чувство прекрасного и любви к природе.
Оборудование: репродукция картины, музыкальное оформление, орфографические словари, карточки с планом и опорными словами, портрет художника.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей
2. Беседа о художнике
Константин Федорович Юон родился (12.10.1875 – 11.04.1958, 83г.) в Москве. Его по праву считают поэтом русского зимнего пейзажа. Одни из самых известных его полотен: “Конец зимы. Полдень”, “Волшебная зима”, “Зимнее солнце”.
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю свою жизнь посвятил живописи. Большое влияние на его творчество оказали таки великие художники, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.
Исаак Ильич Левитан оказал на художника особое духовное влияние.
– Давайте вспомним, по какой картине И.Левитана мы писали сочинение? (“Золотая осень”)
– Какие изменения в природе отразил художник в этой картине?
– Что вам запомнилось в осеннем пейзаже? (Березки, их наряд)
– А какие изменения в природе происходят зимой? Вы любите зиму? За что?
– Какие пословицы вы знаете о зиме? (Белая скатерть поле покрывала. Береги нос в большой мороз. Спасибо мороз, что снегу принес. Первый снежок не лежок, выпал, да и тает. Зима лодыря морозит. В зимний холод всякий молод.)
– Стихи каких авторов мы учили наизусть? (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева)
– Давайте вспомним фрагменты этих стихотворений и тех, что вы знаете о зиме.
А) Чтение стихов детьми.
Б) Продолжение беседы.
Поэты словом рисовали картины зимней природы, а художник – кистью. Как я уже говорила, его считали поэтом русского зимнего пейзажа.
– Давайте посмотрим картину Юона “Русская зима”.
3. Анализ картины Юона “Русская зима”
– Что изобразил на картине художник? (Окраину деревни, снег, снег, царство снега, деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, избушки на пригорке, детей, лошадок.)
– Что делает картину особенно нарядной и живописной? (Снег.)
– Как можно его описать, какой он? (Белый, мягкий, пушистый, серебристый.)
– Что мы видим на переднем плане картины? (Две маленькие елочки – сестрички.)
– Какие они? (Маленькие, тонкие, трепетно-нежные; они стоят в снегу и терпеливо ждут весны.)
– Какие деревья стоят рядом с ними? (Березки.)
– Какие они? (Стройные, высокие, словно бахромой разукрашенные, одеты мягким пушистым снегом, словно “яблони в цвету”.)
– А что еще может уловить взгляд зрителя за березками? (Ель сквозь иней зеленеет.)
– Какая она? (Такая, какой мы видим на новогоднем празднике – царственная и нарядная.)
– Что за люди изображены? (Ребята.)
– Что они делают? (Они идут по занесенной снегом дороге и о чем-то говорят.)
– Кто бежит впереди? (Собака Жучка или Шарик.)
– Посмотрите вдаль. Какими кажутся предметы?
– Что мы видим на пригорке? (Три избушки, запорошенные снегом.)
– Кого можно разглядеть рядом? (Около одного из домов стоит лошадка, впряженная в сани, около другого крестьянин верхом на лошади.)
– Есть ли еще дети на картине? Что они делают? (Другие ребята выбежали на улицу и, наверное, собираются играть в снежки или лепить снежную бабу.)
– Радостные дети? (Да! Они рады снегу, зиме.)
– Какой день? Ясный или пасмурный? (Серый день, сумерки.)
– Какое настроение передает этот пейзаж? (Спокойное.)
– Почему? (Природа замерзла. Она спит.)
– Какой тип текста будем использовать при написании данного сочинения? (Описание.)
– В тексте – описании можно использовать прием олицетворения.
– А кто мне скажет, что это такое? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)
– Какие превращения совершила зима? (Волшебные.)
– Кто зимой совершает чудеса? Как волшебники творят волшебство? (Палочкой или руками.)
– А волшебница – зима чем может взмахнуть? (Рукавом.) (Взмахнула белым рукавом и укрыла землю, сковала льдом реки и моря. Взмахнула другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем украсила, а где алмазы и жемчуга развесила, как в сказочном царстве.)
4. Работа над образными средствами языка
– Теперь мы подробно разберем детали картины.
– Опишите, каким художник изобразил снег, его оттенки. (Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, лохматый, ослепительный.)
- Зима – волшебница, чародейка, властвует, торжествует.
- Елочки-сестрички – маленькие, трепетно-нежные, в нарядных белых платьях.
- Березки – стройные, нарядные, в белом убранстве, словно околдованные в царстве волшебницы зимы; стоят, видны, растут.
- Ель – возвышается, “сквозь иней зеленеет”, нарядилась, как для новогоднего праздника.
- Ребята – радостные, шумные, разговаривают.
- День – серый, тихий, морозный.
- Избушки – занесенные снегом, низенькие.
– В ходе написания сочинения вы можете пользоваться словами и словосочетаниями. Переверните свои карточки.
– Какие слова можно использовать, описывая действия снега (лежит, покрыл, одел, слился)
(Деревья – стоят, возвышаются, видны, растут.)
5. Орфографическая подготовка
– Прочитайте слова в карточке.
1) Найдите слова с пропущенными безударными гласными, которые можно проверить, устно подберите проверочное слово, вставьте букву. (Cеребристый, лежит, чародейка, зимы, стоят, видны, зеленеет, нарядилась, сестрички, трепетно.)
2) Найдите слова с пропущенными парными согласными, устно проверьте, вставьте букву. (Снег, легкий, березки.)
3) Найдите слова с непроизносимыми согласными. (Радостные.)
– У вас в словосочетаниях встречается много имен прилагательных с безударными окончаниями.
– Вспомните правило написания окончаний. Имен прилагательных м.р., ж.р., ср. р, мн.ч.
– Если вы хотите написать слово и сомневаетесь, то можете воспользоваться орфографическим словарем.
6. Составление плана сочинения
– Подумайте, в какой последовательности будете описывать увиденное.
П л а н.
1. Царство снега и зимы.
2. Волшебства чародейки-зимы.
А) елочки – сестрички
Б) березки
В) царица – ель
3. Жизнь деревушки.
А) дети, избушки, лошадки.
Б) забавы ребят
4. Мое отношение к картине.
– Попробуйте раскрыть каждый пункт нашего плана. Желая всем отличного настроения, погрузитесь в мир сказки, красоты, волшебства русской зимы.