В современном обществе решающую роль играют информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии, которые оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни человека.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека определить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Мы можем назвать эту способность «проектным мышлением».
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве – люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Метод проектов – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».
Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы].
Проекты бывают групповые и индивидуальные, краткосрочные и длительные.
Типы проектов: практикоориентированный, информационный, творческий, исследовательский, игровой или ролевой.
С помощью метода проектов ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Проектная деятельность помогает научить учащихся умению:
- планировать свою работу;
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
- поставить цель и разбить ее на конкретные шаги;
- добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему;
- оценить имеющиеся ресурсы, распределить силы и время на их обработку;
- выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
- развитию творческих возможностей;
- формированию опыта интересной работы и публичной демонстрации ее результатов;
- формированию коммуникабельности, умению работать в команде;
- развитию адекватной самооценки;
- решению профориентационных задач.
Проектная деятельность позволяет сформировать следующие компетенции:
- информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
- предметную – способность применять полученные знания на практике.
В нашей школе широко развита проектная деятельность. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках, как школьных предметов, так и во внеклассной работе. Их тематика в основном связана с вопросами, изучаемыми в ходе учебных курсов, а также приурочена к каким-либо событиям, происходящим в стране и конкретно в школе. Учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся по пройденной теме.
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если раньше существовала большая проблема в поиске информации в условиях ее дефицита, то сейчас приходиться работать в условиях обилия информации. Просматривая огромный объём материала, у учащихся развиваются навыки критического подхода к источнику информации, они приучают себя к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Это очень важно для их дальнейшей жизни.
Важная роль в проектной деятельности в школе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Всё большее количество учащихся, овладев этими технологиями на уроках информатики и ИКТ, применяют свои знания и на других предметах. Поиск информации значительно облегчается с помощью сети Интернет.
С помощью электронных таблиц обрабатываются результаты работы, строятся различные виды диаграмм по расчётным данным.
Результат работы над проектом чаще всего учащиеся представляют в виде компьютерных мультимедийных презентаций, используя программу из пакета Microsoft Office – Power Point. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов, они часто используются в рекламе, выступлениях на конференциях, совещаниях, а также при объяснении материала учителем на уроке, при докладах учащихся.
Проекты, выполненные в виде мультимедийных презентаций, имеют ряд преимуществ: они более зрелищны, информативны, вызывают интерес у слушателей к предлагаемой теме.
Каждый ученик школы обязательно создаёт проекты на уроках информатики и ИКТ на темы, которые он сам выбирает по желанию или на темы, заданные учителем. Затем результат деятельности оформляется в виде презентации и проходит защита работ перед одноклассниками.
Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль достижений, на котором результаты своей работы представляют участники элективных курсов и факультативов. И свои проекты почти все учащиеся представляют в основном в виде мультимедийных презентаций.
Лучшие проекты мы посылаем на различные окружные конкурсы, где они занимают призовые места и участвуют в городских конкурсах.
Например, в этом году проект «Когда мы
вместе», выполненный учениками 10 касса, стал
призёром Окружного конкурса проектов «Диалог
культур», а проект учащихся 6 класса
«Алгоритм успешной деятельности» стал призёром
окружного этапа городского конкурса
проектных и исследовательских работ «Открытие».
Мы не останавливаемся на достигнутом и строим
планы на будущий учебный год. Самое главное, что
учащиеся уже сами проявляют инициативу и
подсказывают темы будущих проектов.