Использование информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности в школе

Разделы: Информатика


В современном обществе решающую роль играют информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии, которые оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни человека.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека определить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Мы можем назвать эту способность «проектным мышлением».

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве – люди, обладающие проектным типом мышления.

Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

Метод проектов – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы].

Проекты бывают групповые и индивидуальные, краткосрочные и длительные.

Типы проектов: практикоориентированный, информационный, творческий, исследовательский, игровой или ролевой.

С помощью метода  проектов ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Проектная деятельность помогает научить учащихся умению:

  • планировать свою работу;
  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
  • поставить цель и разбить ее на конкретные шаги;
  • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему;
  • оценить имеющиеся ресурсы,  распределить силы и время на их обработку;
  • выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

  • развитию творческих возможностей;
  • формированию опыта интересной работы и публичной демонстрации ее результатов;
  • формированию коммуникабельности, умению работать в команде;
  • развитию адекватной самооценки;
  • решению профориентационных задач.

Проектная деятельность позволяет сформировать  следующие компетенции:

  • информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную –  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную – способность применять полученные знания на практике.

В нашей школе широко развита проектная деятельность. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках, как школьных предметов, так и во внеклассной работе. Их тематика  в основном связана  с вопросами, изучаемыми в ходе учебных курсов, а также приурочена к каким-либо событиям, происходящим в стране и конкретно в школе.  Учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся  по пройденной теме.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если раньше существовала большая проблема в поиске информации в условиях ее дефицита, то сейчас приходиться работать в условиях обилия информации. Просматривая огромный объём материала, у учащихся  развиваются навыки критического подхода к источнику информации, они приучают себя к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Это очень важно для их дальнейшей жизни.

Важная роль в проектной деятельности в школе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Всё большее количество учащихся, овладев этими технологиями на уроках информатики и ИКТ, применяют свои знания  и на других предметах. Поиск информации значительно облегчается  с помощью сети Интернет.

С помощью электронных таблиц обрабатываются результаты работы, строятся различные виды диаграмм по расчётным данным.

Результат работы над проектом чаще всего учащиеся представляют в виде компьютерных мультимедийных презентаций, используя  программу из пакета Microsoft Office – Power Point. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов, они часто используются в рекламе, выступлениях на конференциях, совещаниях, а также при объяснении материала учителем на уроке,  при докладах учащихся.

Проекты, выполненные в виде мультимедийных презентаций, имеют ряд преимуществ: они более зрелищны, информативны, вызывают интерес у слушателей к предлагаемой теме.

Каждый ученик школы обязательно создаёт проекты на уроках информатики  и ИКТ на темы, которые он сам выбирает по желанию или на темы, заданные учителем.  Затем результат деятельности оформляется в виде презентации и проходит защита работ перед одноклассниками.

Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль достижений, на котором результаты своей работы представляют участники элективных курсов и факультативов. И свои проекты почти все учащиеся представляют в основном в виде мультимедийных презентаций.

Лучшие проекты  мы посылаем на различные окружные конкурсы, где они занимают призовые места и участвуют в городских конкурсах.

Например, в  этом году проект «Когда мы вместе», выполненный учениками 10 касса, стал призёром Окружного конкурса проектов «Диалог культур»,  а  проект учащихся 6 класса «Алгоритм успешной деятельности» стал призёром окружного этапа городского конкурса  проектных и исследовательских работ «Открытие».
Мы не останавливаемся на достигнутом и строим планы на будущий учебный год. Самое главное, что учащиеся уже сами проявляют инициативу и подсказывают темы будущих проектов.