Цели:
- Совершенствовать навыки анализа слова и текста.
- Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
- Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.
Тип урока: развитие речи.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны, конспекты, карточки-информаторы для учащихся 1 группы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и формулирование целей урока (Приложение 1, слайды 1-2)
3. Работа с теоретическими понятиями
1) Загадка о «языке» (Приложение 1, 3 слайд).
2) Работа со словарём. Составление кластера.
Значения слова «язык» (Приложение 1, 4 слайд).
3) – Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык» (Приложение 1, 5-6 слайды).
– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы? Узнаем из сообщения учеников.
- об Эзопе (сообщение ученика)
- значение понятия.
4) Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория (Приложение 1, слайд 7).
4. Анализ текста (Приложение 1, слайд 8)
1) Чтение текста учителем.
Рассказывают, что однажды к богатому и знатному
Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них
сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у
тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на
базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что
есть на свете».
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить
желание гостей. Спустя время раб возвращается с
подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и
видят бараний язык.
– Эзоп, при чём здесь язык?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на
свете? Языком мы произносим слова верности,
нежности, любви, языком мы провозглашаем мир,
языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал
хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое
ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел
выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под
салфеткой лежит язык.
– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы
произносим слова ненависти, языком мы объявляем
войну, языком мы произносим слово раб.
Э.А. Вартаньян
2) Беседа учителя по тексту.
– Что нового вы узнали из текста?
– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.
3) Самостоятельная работа (Приложение 1, слайд 9).
Задание по рядам, в парах.
- 1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова. Выделить предмет изображения.
- 2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык».Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему( аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
- 3 ряд: На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.
4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами учителя (Приложение 1, слайды 10, 11, 12).
– Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?
5. Работа над сочинением-рассуждением.
1) Актуализация знаний по развитию речи Приложение 1, слайды 13, 14, 15,
16).
– Вспомните, из каких частей состоит
сочинение-рассуждение?
– Что такое тезис?
– Что такое аргументы?
! Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста отсутствуют вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.
– Каких частей может не быть в сочинении-рассуждении?
2) Работа над сочинением по шаблону (Приложение 1, слайд 17).
Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о
роли_______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________,
так и __________________________,
что есть на свете.
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно,
если________________________________________________________________________,
то________________________________________________________________________________________.
И наоборот,
если__________________________________________________________________________,
то_________________________________________________________________________________________.
Я считаю,
что_______________________________________________________________________________
____________________, и
тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для
того, чтобы____________________________
____________________________________________________________________________________________.
3) Проверка.
– Зачитайте, что у вас получилось.
– А теперь послушайте мой вариант сочинения (Приложение 1, слайд 18).
6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 19).
1 группа: доработать текст или составить текст по шаблону:
«Зачем нужно изучать русский язык»
Шаблон:
Русский язык_______________необходимо.
Во-первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец,
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.
2, 3 группы: написать сочинение-рассуждение по пословице о русском языке: «Хорошим словом мир освещается»
– Назовите ключевые слова в пословице.
7. Итог
Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).
8. Рефлексия