Урок развития речи "Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • Совершенствовать  навыки  анализа слова и текста.
  • Формировать  умения обосновывать свою точку зрения.
  • Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны, конспекты, карточки-информаторы для учащихся 1 группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы  и формулирование целей урока (Приложение 1, слайды 1-2)

3. Работа с теоретическими понятиями

1) Загадка о «языке» (Приложение 1, 3 слайд).

2) Работа со словарём. Составление кластера.

Значения слова «язык» (Приложение 1, 4 слайд).

3) – Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык» (Приложение 1, 5-6 слайды).

– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы? Узнаем из сообщения учеников.

  • об Эзопе (сообщение ученика)
  • значение понятия.

4) Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория (Приложение 1, слайд 7).

4. Анализ текста (Приложение 1, слайд 8)

1) Чтение текста учителем.

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете».
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.
– Эзоп, при чём здесь язык?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.

– Что нового вы узнали из текста?
– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.

3) Самостоятельная работа (Приложение 1, слайд 9).

Задание по рядам, в парах.

  • 1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова. Выделить предмет  изображения.
  • 2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык».Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему( аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
  • 3 ряд: На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.

4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами учителя (Приложение 1, слайды 10, 11, 12).

– Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?

5. Работа над сочинением-рассуждением.

1) Актуализация знаний по развитию речи Приложение 1, слайды 13, 14, 15, 16).
– Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
– Что такое тезис?
– Что такое аргументы?

! Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста  отсутствуют  вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.

– Каких частей может не быть в сочинении-рассуждении?

2) Работа над сочинением по шаблону (Приложение 1, слайд 17).

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о роли_______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________, так и __________________________,
что есть на свете.
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно, если________________________________________________________________________,
то________________________________________________________________________________________.
И наоборот, если__________________________________________________________________________,
то_________________________________________________________________________________________.
Я считаю, что_______________________________________________________________________________
____________________, и тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для того, чтобы____________________________
____________________________________________________________________________________________.

3) Проверка.

– Зачитайте, что у вас получилось.
– А теперь послушайте мой вариант сочинения (Приложение 1, слайд 18).

6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 19).

1 группа: доработать текст или составить текст по шаблону:

«Зачем нужно изучать русский язык»

 Шаблон:

Русский язык_______________необходимо.
Во-первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец, _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.

2, 3 группы: написать сочинение-рассуждение по пословице о русском  языке: «Хорошим словом мир освещается»

– Назовите  ключевые слова в пословице.

7. Итог

Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).

8. Рефлексия