Цели.
Задачи.
- Ввести нормы оформления решения задачи в тетради.
- Тренировать навыки счёта в пределах 10.
- Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: Демидова Т. Е., Козлова С.А., Тонких А. П. . Математика. 1 класс. Учебник в 3-х частях. – М.: Издательство “Баласс”, 2011 г.
Демонстрационный материал: презентация, эталон выполнения самостоятельной работы.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
- Ребята, давайте посмотрим вокруг. Что мы видим? (Нас окружают различные предметы)
- А из чего они состоят? (Из частей)
- Я сейчас возьму яблоко и разрежу его пополам. (Показывает) Мы видим, из чего состоит яблоко, его части. Но из частей состоят не только предметы, которые нас окружают, но и математические понятия. Хотите превратиться в маленьких исследователей и узнать, из каких частей состоит “её величество” задача? (Хотим)
- Что мы сегодня пожелаем друг другу на уроке? (Справиться с трудностями, помочь одноклассникам, узнать что-то новое) Тогда в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели: актуализировать вычислительные навыки в пределах 10.
- Прежде, чем преступить к серьёзным испытаниям, мы должны проверить себя, насколько хорошо мы считаем. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и приготовьтесь к математическому диктанту.
1. 4 + 0 4. 8 + 2
2. 3 + 5 5. 6 - 6
3. 9 – 4 6. 7 - 4
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте диктант друг у друга, ошибки исправьте простым карандашом.
Проверка. (4, 8, 5, 10, 0, 3).
Верните тетради. Посмотрите, если нет ошибок поставьте себе на полях !
Посмотрите на рисунок и составьте 4 возможные выражения.
1+ 4
4+ 1
5 – 4
5 – 1
3. Постановка учебной задачи.
Цель: выявить причину затруднения.
- Можем ли мы сказать, что у нас получилась задача? (Нет)
- А мы знаем, из каких частей состоит задача? (Нет)
- Какую цель тогда мы можем поставить? (выяснить, из каких частей состоит задача)
4. Открытие нового знания.
Цель: сформировать представление о логических частях задачи, способность к их выделению из произвольных текстов.
Послушайте тексты и найдите среди них задачу.
- Настя нарисовала 5 звёздочек.
- Настя нарисовала 1 красную звёздочку и 4 жёлтых звёздочки.
- Настя нарисовала 1 красную звёздочку и 4 жёлтых звёздочки. Сколько всего звёздочек нарисовала Настя?
- На сколько больше жёлтых звёздочек, чем красных?
- Можно ли считать задачей первый или второй текст? (Нет, здесь не было вычислений и вопроса)
- А 4 текст – задача? (Нет, непонятно, о чём говорится в тексте)
- А 3 текст? (Это задача)
- Давайте посмотрим, из каких частей состоит задача:
- Условие (что известно в задаче). (Дети читают условие)
- Вопрос (то, что надо найти)
- Схема (краткая запись, наглядность)
- Решение 1 + 4 = 5 ( зв.)
- Ответ: 5 звёздочек.
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Ручки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
- А теперь, мои маленькие исследователи, давайте ещё раз повторим, из чего состоит задача. Проверим свои знания с помощью учебника. (Учебник - 2 часть, с. 36, №2)
Задача
1) Составление задачи.
У Кати было 7 цветов, она добавила ещё 2. Сколько стало цветов?
2) Условие.
У Кати было 7 цветов, она добавила ещё 2.
3) Вопрос.
Сколько стало цветов?
4) Схема.
5) Решение:
а) выражение: 7 + 2
б) значение выражения: 7 + 2 = 9
6) Ответ. 9 цветов
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить умение решить задачу и записать решение в тетрадь.
- А сейчас давайте проверим себя, научились ли мы решать задачи и правильно записывать решение в тетрадь. Для этого нужно выполнить…(самостоятельное задание) №3 стр. 37.
Задача.
У Кати было 3 груши. Она съела одну грушу. Сколько осталось?
- Давайте проверим. (На доске эталон)
Схема:
Решение:
3 - 1 = 2
Ответ: 2 груши.
- Кто выполнил верно, поставьте на полях восклицательный знак. (Синим карандашом)
- Кто допустил ошибки? Какие трудности возникли? Исправьте ошибки. (Если останется время – творческое задание)
№6. Творческое задание (расшифруй слово).
3 – 2 + 6 = 7 (И) 9 – 3 – 3 = 3 (Ц) 4 + 3 – 2 = 5 (А)
5 + 1 + 2 = 8 (М) 8 – 5 + 1 = 4 (Н) 6 + 2 – 7 = 1 (У)
1 | 8 | 4 | 7 | 3 | 5 |
у | м | н | и | ц | а |
8. Рефлексия деятельности.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на данном уроке, обсудить домашнее задание.
- Давайте подведём итог. Какова была цель нашего урока (выяснить, из каких частей состоит задача).
- Достигли мы эту цель?
- Давайте ещё раз повторим, из чего состоит задача.
- А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой - нарисуйте синий кружок, если у вас не всё сегодня получалось, были трудности – нарисуйте зелёный кружок, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – нарисуйте красный кружок. (В тетради, на полях),
- Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности.
Домашнее задание: составить задачу, нарисовать на альбомном листе схему, записать выражение, решение и ответ.