Урок на тему: "Урал. Человек. Истоки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Освоение социокультурной категории "Терпение, терпимость".

Задачи:

  • Приобретение социокультурного опыта.
  • Развитие навыков общения в группе.
  • Развитие положительного опыта коллектива с помощью присоединения к положительному опыту отдельных учащихся.
  • Мотивация на совместную деятельность.

Оборудование:

  • Учебник "Истоки-3"
  • Таблицы для активных форм обучения
  • Таблица-опора для подбора антонимов.
  • Мультипрезентация.
  • Фонограмма песен.

Xод урока

I. Присоединение.

У: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые - родители, близкие и родные люди и мои коллеги- знакомые и незнакомые. Мне очень приятно сегодня видеть всех вместе в нашем уютном классе. Давайте улыбнемся друг другу и все вместе отправимся в увлекательный мир по нашей светлой истоковской дороге. Тема сегодняшнего разговора позволит увидеть давно знакомое другими глазами, прислушаться к голосу своего сердца и понять, что означают хорошо знакомые слова. О чем же сегодня пойдет речь поможет стихотворение . Послушайте его. "Дай мне, Господь, терпение иметь"

Дай мне, Господь, терпение иметь,
Когда душе порою нездоровится
И ей несправедливости терпеть
Невыносимо тяжко вдруг становится.
Тогда с Тобой дай сораспяться вновь,
Пройти сквозь строй плюющих, распинающих.
И в этой боли ощутить любовь,
Что жертвует собою всепрощающе,
И в этой боли ощутить любовь,
Что через слезы слышит неба пение.
О Боже, дай мне этот ум Христов,
В котором сила кроется терпения.

Итак, тема урока- терпение.

II. Подготовительный этап.

У: Каждый день вы спешите в школу. Ваш день насыщен разными занятиями на уроках, в кружках, необходимо помочь родителям по дому.

- Какие занятия вам нравятся больше всего?

- А какие занятия вам даются с трудом, требуют усилий?

Что делать, если не удаётся решить задачу, выполнить упражнение, повторить движение тренера?

Д: Нужно терпеливо выполнять задание.

У: Верно, нужно терпение. Что такое терпение?

Ответ найдём на страницах учебника "Истоки" стр.58-59

Сделайте вывод: Какое значение имеет терпения для человека?

Терпение - ключ к успеху. Уважение. Вознаграждение. Терпение даёт умение. Развивает талант и способности, очищает душу

III. Основной этап. Афо.

"В каких делах необходимо терпение?"

Задание 1. Самостоятельно.

Выбери 5 дел, в которых необходимо терпение.

Подчеркни свой выбор.

  • Шить
  • Готовить уроки
  • Помогать по хозяйству
  • Обсуждать покупку конфет
  • Собирать грибы и ягоды
  • Смотреть телевизор
  • Гулять во дворе
  • Заботиться о домашних животных

Задание 2. Работа в паре.

Внимательно выслушайте друг друга. Обсудите своё решение и придите к единому мнению.

  • Шить
  • Готовить уроки
  • Помогать по хозяйству
  • Обсуждать покупку конфет
  • Собирать грибы и ягоды
  • Смотреть телевизор
  • Гулять во дворе
  • Заботиться о домашних животных

Физминутка

Мы глазами поколдуем. 
Круг огромный нарисуем! 
Нарисуем мы окно 
И большущее бревно. 
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх! 
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали, 
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд - 
Это мчится самолёт: 
Раз моргнули, два моргнули - 
Наши глазки отдохнули!
Выполняется сидя за партами дети "рисуют" глазами круг, 
не поварачивая головы
"рисуют"окно
"рисуют" бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

Терпение необходимо всегда и каждому человеку. Без него ученому не провести опыт, ткачихе не наткать полотна. А сколько нужно терпения, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте? А где еще нужно оно?

Мультимедиа презентация:

1. Мать и дитя.

2. Ученик и учитель.

3. Уход за больными.

4. Образы культурного наследия.

В каких делах вы видите терпение?

В народе говорят: "Терпеть не беда, было бы ради чего?

На примере одного слайда расскажите, ради чего нужно терпение?

Работа в группе: какие слова характеризуют терпение, являются его истоками?

Истинные истоки терпения мы оставим в памяти сердца, а лишние уберем.

  • Выносливость
  • Любовь
  • Упорство
  • Жизнелюбие
  • Раздражительность
  • Мужество
  • Упрямство
  • Надежда
  • Тщеславие

У: - Легко ли быть терпеливым человеком?

- Почему терпеливый человек вызывает уважение других людей?

(На доске слова: преодоление, настойчивость, упорство, выдержка)

Убедимся на историческом факте. Шёл XVII век. Отправились наши поморы в Белое море на рыбный промысел. Их было четверо: Алексей Химков - сын, Степен Шарапов и Фёдор Веригин. Прибыло их судно к острову, а пока отлучались на разведку, от судна остались лишь щепки (льдами раздавило). С собой они имели одно ружьё, немного пороху, 12 пуль, топор, котелок, 8 кг муки, кусок трута, огниво. Нашли ещё доску с железными гвоздями и крюком. Что перетерпели они - можно только догадываться: тьма популярной ночи, суровые морозы, белые медведи:

- Как вы думаете, сколько они могли продержаться?...

Случайный корабль подобрал их через 6 лет и несколько месяцев. Всё это время мужественная четвёрка активно трудилась. На борт взявшего их корабля был взят груз: 50 пудов оленьего жира, 200 оленьих шкур, более 200 шкур песцов, медвежьи шкуры. Императрица Елизавета Петровна удостоила поморов наградами.

- Что помогло им выжить?

У: Молодцы. Вы назвали очень нужные и хорошие качества терпеливого человека.

Но я предлагаю мысленно заглянуть в сад, где на ветке поспело яблоко.

(подготовленный ребёнок читает стихотворение Г. Сапгира)

У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко,
А Мышонок - высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка - далеко.
А Телёнок озабочен тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок - тем, что очень велико и тяжело.
А котёнку всё равно - кислое - зачем оно?
Что вы - шепчет Червячок, сладкий у него бочок.

У: Какое висело яблоко?

Верно, герои видят мир по-разному. Так же и среди людей. Вас окружают люди разного возраста, национальностей. У них разные привычки, характеры. Даже вы - ровесники так не похожи друг на друга. Как научиться жить без ссор?

Вновь нужно терпение. Нужно научиться быть терпимым, сдержанным.

Работа в группе.

Шаг 1. Прочитайте вопрос - заголовок карточки.

"Что лучше?"

Вам нужно ответить на этот вопрос. В первом столбике предложены варианты выхода из проблемной ситуации. Ваша задача - прочитать их и подумать, что лучше - оставить тот вариант, какой предложен или придумать свой? Если вы хотите придумать свой вариант, напишите его на карточке.

Что лучше?

Закричать- ______________________________________________

Отобрать - ________________________________________________

Позавидовать -____________________________________________

Поссориться - _____________________________________________

Обидеться - _______________________________________________

Показать кулак - __________________________________________

Пройти мимо, промолчать - ________________________________

Шаг 2. Работа в группе. Внимательно выслушайте друг друга и придите к согласию. Напишите общий вариант на карточке лидера.

Шаг 3. Делегирование лидеров. Общее решение класса.

Терпение нужно и в отношениях с людьми. Трудиться должны не только руки, но и душа, и тогда у нас всё получится. Послушайте сказку "Жила-была речка:и объясните пословицу "Криком изба не рубится, шумом дело не спорится".

Жила-была речка

Жила-была речка:Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Лес поила водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась. Весёлая, добрая речка.

Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь нас своих тоненьких ножках, пришёл попить.

Расстроенная, обиженная, речка рассердилась, фыркнула и:вышла из себя. Из берегов своих. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка:

Всё понимает бывшая речка. Всё понимает, а вернуться не может:сорвалась:вышла из себя. И вперёд бежать не может, сил больше нет:помутнела чистая светлая вода:

Не надо кричать. И дверью хлопать не стоит. Спокойно:Зачем "выходить из своих берегов"? Тише, пожалуйста:Тише:А то не миновать беды.

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

IV. Рефлексия.

Выскажите своё отношение к проделанной работе, заполнив карточку.

На уроке мне было:  Интересно Скучно

Я хотел отвечать:  Всегда Иногда Не хотел

Работа в группе:  Мы пришли к согласию

Не пришли к согласию

Особенно мне понравились ответы: _______________________________

V. Итог урока:

Какие бы мы не были, кем бы мы не работали, важно помнить самое главное правило: (дети хором читают пословицу на доске).

Терпение и труд дивные всходы дают.

Все в мире созревает в борениях и встрясках.  
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.  
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего...  
Терпение и вера, любовь и волшебство.
Б. Окуджава

VI. Домашнее задание: оформить страницу 3 книги "Самый терпеливый человек в моей семье".