Цель: Освоение социокультурной категории "Терпение, терпимость".
Задачи:
- Приобретение социокультурного опыта.
- Развитие навыков общения в группе.
- Развитие положительного опыта коллектива с помощью присоединения к положительному опыту отдельных учащихся.
- Мотивация на совместную деятельность.
Оборудование:
- Учебник "Истоки-3"
- Таблицы для активных форм обучения
- Таблица-опора для подбора антонимов.
- Мультипрезентация.
- Фонограмма песен.
Xод урока
I. Присоединение.
У: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые - родители, близкие и родные люди и мои коллеги- знакомые и незнакомые. Мне очень приятно сегодня видеть всех вместе в нашем уютном классе. Давайте улыбнемся друг другу и все вместе отправимся в увлекательный мир по нашей светлой истоковской дороге. Тема сегодняшнего разговора позволит увидеть давно знакомое другими глазами, прислушаться к голосу своего сердца и понять, что означают хорошо знакомые слова. О чем же сегодня пойдет речь поможет стихотворение . Послушайте его. "Дай мне, Господь, терпение иметь"
Дай мне, Господь, терпение иметь,
Когда душе порою нездоровится
И ей несправедливости терпеть
Невыносимо тяжко вдруг становится.
Тогда с Тобой дай сораспяться вновь,
Пройти сквозь строй плюющих, распинающих.
И в этой боли ощутить любовь,
Что жертвует собою всепрощающе,
И в этой боли ощутить любовь,
Что через слезы слышит неба пение.
О Боже, дай мне этот ум Христов,
В котором сила кроется терпения.
Итак, тема урока- терпение.
II. Подготовительный этап.
У: Каждый день вы спешите в школу. Ваш день насыщен разными занятиями на уроках, в кружках, необходимо помочь родителям по дому.
- Какие занятия вам нравятся больше всего?
- А какие занятия вам даются с трудом, требуют усилий?
Что делать, если не удаётся решить задачу, выполнить упражнение, повторить движение тренера?
Д: Нужно терпеливо выполнять задание.
У: Верно, нужно терпение. Что такое терпение?
Ответ найдём на страницах учебника "Истоки" стр.58-59
Сделайте вывод: Какое значение имеет терпения для человека?
Терпение - ключ к успеху. Уважение. Вознаграждение. Терпение даёт умение. Развивает талант и способности, очищает душу
III. Основной этап. Афо.
"В каких делах необходимо терпение?"
Задание 1. Самостоятельно.
Выбери 5 дел, в которых необходимо терпение.
Подчеркни свой выбор.
- Шить
- Готовить уроки
- Помогать по хозяйству
- Обсуждать покупку конфет
- Собирать грибы и ягоды
- Смотреть телевизор
- Гулять во дворе
- Заботиться о домашних животных
Задание 2. Работа в паре.
Внимательно выслушайте друг друга. Обсудите своё решение и придите к единому мнению.
- Шить
- Готовить уроки
- Помогать по хозяйству
- Обсуждать покупку конфет
- Собирать грибы и ягоды
- Смотреть телевизор
- Гулять во дворе
- Заботиться о домашних животных
Физминутка
Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд - Это мчится самолёт: Раз моргнули, два моргнули - Наши глазки отдохнули! |
Выполняется сидя за партами дети
"рисуют" глазами круг, не поварачивая головы "рисуют"окно "рисуют" бревно опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. |
Терпение необходимо всегда и каждому человеку. Без него ученому не провести опыт, ткачихе не наткать полотна. А сколько нужно терпения, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте? А где еще нужно оно?
Мультимедиа презентация:
1. Мать и дитя.
2. Ученик и учитель.
3. Уход за больными.
4. Образы культурного наследия.
В каких делах вы видите терпение?
В народе говорят: "Терпеть не беда, было бы ради чего?
На примере одного слайда расскажите, ради чего нужно терпение?
Работа в группе: какие слова характеризуют терпение, являются его истоками?
Истинные истоки терпения мы оставим в памяти сердца, а лишние уберем.
- Выносливость
- Любовь
- Упорство
- Жизнелюбие
- Раздражительность
- Мужество
- Упрямство
- Надежда
- Тщеславие
У: - Легко ли быть терпеливым человеком?
- Почему терпеливый человек вызывает уважение других людей?
(На доске слова: преодоление, настойчивость, упорство, выдержка)
Убедимся на историческом факте. Шёл XVII век. Отправились наши поморы в Белое море на рыбный промысел. Их было четверо: Алексей Химков - сын, Степен Шарапов и Фёдор Веригин. Прибыло их судно к острову, а пока отлучались на разведку, от судна остались лишь щепки (льдами раздавило). С собой они имели одно ружьё, немного пороху, 12 пуль, топор, котелок, 8 кг муки, кусок трута, огниво. Нашли ещё доску с железными гвоздями и крюком. Что перетерпели они - можно только догадываться: тьма популярной ночи, суровые морозы, белые медведи:
- Как вы думаете, сколько они могли продержаться?...
Случайный корабль подобрал их через 6 лет и несколько месяцев. Всё это время мужественная четвёрка активно трудилась. На борт взявшего их корабля был взят груз: 50 пудов оленьего жира, 200 оленьих шкур, более 200 шкур песцов, медвежьи шкуры. Императрица Елизавета Петровна удостоила поморов наградами.
- Что помогло им выжить?
У: Молодцы. Вы назвали очень нужные и хорошие качества терпеливого человека.
Но я предлагаю мысленно заглянуть в сад, где на ветке поспело яблоко.
(подготовленный ребёнок читает стихотворение Г. Сапгира)
У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко,
А Мышонок - высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка - далеко.
А Телёнок озабочен тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок - тем, что очень велико и тяжело.
А котёнку всё равно - кислое - зачем оно?
Что вы - шепчет Червячок, сладкий у него бочок.
У: Какое висело яблоко?
Верно, герои видят мир по-разному. Так же и среди людей. Вас окружают люди разного возраста, национальностей. У них разные привычки, характеры. Даже вы - ровесники так не похожи друг на друга. Как научиться жить без ссор?
Вновь нужно терпение. Нужно научиться быть терпимым, сдержанным.
Работа в группе.
Шаг 1. Прочитайте вопрос - заголовок карточки.
"Что лучше?"
Вам нужно ответить на этот вопрос. В первом столбике предложены варианты выхода из проблемной ситуации. Ваша задача - прочитать их и подумать, что лучше - оставить тот вариант, какой предложен или придумать свой? Если вы хотите придумать свой вариант, напишите его на карточке.
Что лучше?
Закричать- ______________________________________________
Отобрать - ________________________________________________
Позавидовать -____________________________________________
Поссориться - _____________________________________________
Обидеться - _______________________________________________
Показать кулак - __________________________________________
Пройти мимо, промолчать - ________________________________
Шаг 2. Работа в группе. Внимательно выслушайте друг друга и придите к согласию. Напишите общий вариант на карточке лидера.
Шаг 3. Делегирование лидеров. Общее решение класса.
Терпение нужно и в отношениях с людьми. Трудиться должны не только руки, но и душа, и тогда у нас всё получится. Послушайте сказку "Жила-была речка:и объясните пословицу "Криком изба не рубится, шумом дело не спорится".
Жила-была речка
Жила-была речка:Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Лес поила водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась. Весёлая, добрая речка.
Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь нас своих тоненьких ножках, пришёл попить.
Расстроенная, обиженная, речка рассердилась, фыркнула и:вышла из себя. Из берегов своих. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка:
Всё понимает бывшая речка. Всё понимает, а вернуться не может:сорвалась:вышла из себя. И вперёд бежать не может, сил больше нет:помутнела чистая светлая вода:
Не надо кричать. И дверью хлопать не стоит. Спокойно:Зачем "выходить из своих берегов"? Тише, пожалуйста:Тише:А то не миновать беды.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
IV. Рефлексия.
Выскажите своё отношение к проделанной работе, заполнив карточку.
На уроке мне было: Интересно Скучно
Я хотел отвечать: Всегда Иногда Не хотел
Работа в группе: Мы пришли к согласию
Не пришли к согласию
Особенно мне понравились ответы: _______________________________
V. Итог урока:
Какие бы мы не были, кем бы мы не работали, важно помнить самое главное правило: (дети хором читают пословицу на доске).
Терпение и труд дивные всходы дают.
Все в мире созревает в борениях и
встрясках.
Не спорьте понапрасну о линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего...
Терпение и вера, любовь и волшебство.
Б. Окуджава
VI. Домашнее задание: оформить страницу 3 книги "Самый терпеливый человек в моей семье".