Цели:
- познакомить детей с историей создания города Свияжска;
- прививать любовь к родному краю, бережное отношение к памятникам культуры;
- учить видеть красоту родных мест;
- расширять и пополнять кругозор уч-ся;
Ход урока
1. Организация уч-ся.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме.
У. В каждом городе есть места, обойти которые невозможно. Великий писатель Максим Горький сказал: «Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. И чем больше мы узнаем о своем крае, о его природе, тем больше мы его любим».
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по старинному городу Свияжску. Мы узнаем, кем был основан этот город, как он был построен, как там жили люди. В этом городе было построено много храмов. А что такое храм? Это центр нашей духовной жизни, это кусочек неба на земле или островок небесного царства.
Россия издавна была известна как государство, на территории которого мирно сосуществовали православные, мусульмане, иудеи, буддисты, католики. У каждого народа свои обычаи, обряды, своя вера. Каждый народ поклоняется своему Богу. И с древних времен каждый народ строит свои храмы, церкви и по-разному их украшает.
Мы отправимся в путешествие сначала по Волге, а затем по реке Свияге. Наши экскурсоводы нам подробнее обо всем расскажут.
Экспедиция по Свияге.
Д. Отправимся в экспедицию по Свияге, чтобы ознакомиться с ее природными свойствами. Река берет начало на Приволжской возвышенности в Ульяновской области, наполняет силы многочисленными притоками, ключами и родниками и сотворяет стихию протяженностью 400 км. Воды Свияги вливаются в матушку Волгу на территории Татарстана и образуют живописное русло, сложенное из причудливой мозаики заливов, протоков и островов.
Д. Раньше в устье Свияги было много разной рыбы, это: осетр, стерлядь, жерех. Изобилие кормов привлекало и других рыб, таких, как лещ, судак, сом, щука.. Сегодня рыбный промысел на Свияге закрыт. На месте рыбацкого поселка расположилась зоологическая станция Казанского университета. Ученые занимаются исследованием водных организмов Свияги, ведут наблюдения за состоянием реки. В 1998г. по инициативе экологов создан Государственный природный комплексный заказник «Свияжский».
Д. Давайте попытаемся выяснить происхождение названия реки. Обратимся к Толковому словарю В. Даля: «Свияга, свиязь, свизь, красноголовка, белобрюшка, шипун, свистокрыл ; дикая утка, схожая с шилохвостью, но без долгого пера в хвосту; нос и лапы синие». Малая Советская энциклопедия за 1960г. дает такую информацию: Свияга- река в Ульяновской области и Татарской АССР. Правый приток Волги, длина ее 402 км. Берет начало на Приволжской возвышенности. Итак, что общего между Свиягой - рекой и свиягой - птицей? Прежде всего внешность: и та, и другая удивительно красивы, обе невелики в размерах и поэтому динамичны-«легки на подъем».
Д. Еще несколько веков назад монахи построили в устье реки монастыри, чтобы жить в гармонии с окружающей природой и получать за усердную службу Всевышнему посланные им природные дары, разумно использовать их в земных надобностях.
Монахи учили благоговеть перед дарами Божьими, не обижать братьев своих меньших. Люди молились и внимали наставлениям: понапрасну воду не мутили и в нерест в колокола не звонили.
Монахи обладали глубокими знаниями в области экологии и применяли их так, что столетиями хозяйственная деятельность монастырей не оказывала отрицательного воздействия на окружающую дикую природу.
История создания древнего города.
Д. Во время первого похода на Казань, в 1550 году, внимание молодого царя Ивана Грозного и воевод привлекла Круглая гора, поросшая лесом. Эта гора возвышалась над округой и была окаймлена с 3-х сторон водами рек Волги, Свияги, Щуки. Расположение горы обеспечивало ее неприступность. На востоке возвышались крутые, высокие, покрытые лесом берега Свияги. Тридцатикилометровое удаление от Казани исключало внезапные набеги. По Волге и глубокой Свияге была возможность доставлять грузы и продовольствие. Иван Грозный решил построить здесь крепость в кратчайшие сроки.
Д. Под руководством дьяка И. Выродкова - мастера строительных дел, были развернуты невиданные доселе по размаху и организованности работы.
В 800 км от Круглой горы, в подмосковных углических лесах из дерева лиственницы были заготовлены под большим секретом срубы крепостных стен и башен, жилых и общественных зданий. А на Круглой горе также под строжайшим секретом изнутри мастера вырубали лес, оставляя деревья снаружи. Когда наступила весна и Волга разлилась, то на судах в разобранном виде эти сооружения были доставлены к месту строительства. Их сопровождали армейские полки. Так за 4 недели на Круглой горе был построен город- крепость. В нем все предусматривалось для отражения атак и защиты при длительной осаде. Город был построен в 1551 году и назван Свияжском. Сюда же в конце мая прибыла остальная часть 75 -тысячной армии.
Д. Город окружали стены протяженностью в 2550 м. Они были сложены из городней-отдельных срубов, вплотную приставленных друг к другу по всей длине.
Для снабжения города водой при осаде и внезапных вылазок были устроены подземные выходы к рекам Свияге и Щуке. Для тушения пожаров в крепости были колодцы, из которых вода подавалась по специальным желобам.
Свияжск был не только крепостью. В нем жили бояре, князья, духовенство и служилые люди (кузнецы, плотники, пушкари). Для обслуживания армии в посаде поселились ремесленники и торговцы. Взрослого мужского населения в городе было 1400 человек. Воинский гарнизон состоял из 600 стрельцов.
В 1560 году в крепости было 2 монастыря, 6 приходских храмов, на посаде- 4 храма. Всего в крепости насчитывалось 380 дворов, из них 9 принадлежали администрации, 285 служилым людям и 62 «черным людям».
Кроме домов в городе были бани, лавки, квасная, пивоварня, хлебопекарня, таможня, ямская, тюрьмы.
Развитие города.
Д. Свияжск развивался и обустраивался. Со временем все церкви его приобрели каменные одежды( за исключением Троицкой). Лишь крепостные стены не претерпели таких изменений, т. к. мощная Свияжская крепость ни разу не испытала военных действий. Вот так развивался Свияжск на протяжении 3-х с половиной веков.
Начало развитию Свияжска в качестве духовного центра положили прибывшие вместе с армией Ивана Грозного монахи Троице- Сергиева монастыря. Они заложили в новом городе Троице-Сергиев мужской монастырь. Через 4 года по специальному распоряжению Москвы был учрежден монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был для окрестного населения не только крепостными стенами, защищающими от врагов, но и житницей, и больницей, библиотекой и школой одновременно.
Д. С конца 18 века на территории упраздненного к тому времени Троице- Сергиева монастыря располагается женский Иоанно-Предтеченский монастырь.
В 1781 году г. Свияжск становится уездным городом и официально утверждается его герб. Это было время расцвета Свияжска. Население города насчитывало до 4 х тысяч человек. Его посещали многие великие люди: императрица Екатерина 2 , император Павел 1, Александр 1 и Николай 1, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин.
Д. 18,19 и начало 20 в. характерны для Свияжска церковным строительством. Было возведено несколько новых храмов, отреставрированы старые. Значительному обновлению подверглась застройка Иоанно-Предтеченского монастыря. Новые здания келий, настоятельского корпуса и обновленная в камне монастырская стена с 2- мя средневековыми храмами представляют теперь новый ансамбль.
На косогоре была построена церковь Константина и Елены.
В 1906 году в Иоанно- Предтеченском монастыре был построен собор «Всех Скорбящих Радости». Эта церковь стала доминирующим элементом свияжского ансамбля. Свияжск был не только военной крепостью. Большое количество храмов свидетельствует о том, что Свияжск стал духовным центром региона.
Д. К концу 20 в. в Свияжске было 17 улиц, 9 переулков, 2 площади, общественный городской сад, 32 каменных жилых строения, 275 деревянных и 14 церквей. Город освещался 80 керосиновыми фонарями. Водопровода и канализации в городе не было. Воду брали из 2 -х колодцев, а очистку территории и вывоз мусора осуществляли регулярно.
В городе функционировали 3 школы: городская, приходская и иконописная, 3 училища: ремесленное мужское, ремесленное женское и духовное при Успенском монастыре. Кроме этого, город на пожертвования содержал детский приют, где дети из бедных семей помимо образования получали навыки в ремесле.
Д. История Свияжска связана и с особыми этапами в нашей истории. Долгие годы он был одним из главных 4х пересыльных пунктов на горьком пути Сибирского тракта. Начало этому положила царица Казанского ханства красавица Сююмбике, отправленная в ссылку в Москву в 1555 году. Печальными гостями Свияжска были декабристы Герцен, Радищев и множество других исторических личностей.
Д. Со строительством в 1956 году Куйбышевского водохранилища окрестности Свияжска приобрели новый вид. Исчезли озеро Щучье и река Щука. Река Сулица утратила свое русло в нижнем течении. Река Свияга , на берегу которой возник город в 1551 году, разлилась в обширный Свияжский залив, в водах которого город Свияжск оказался на острове. Затопленной оказалась и Московская дорога. Лишь при значительном спаде воды в водохранилище на ее поверхности проступают контуры исторической дороги.
Жертвы большой красной смуты.
Д. В начале зимы 1918 года в Свияжске появились вооруженные люди. Начались грабежи, брали церковное серебро из соборов, церковные деньги якобы для «нужд Красной Армии». Усилились брожения в народе. Люди стали жить одним днем и никто не знал, что будет завтра. Заговорили о каких-то врагах революции и свободы. И пошел митинг за митингом. В городе Свияжске, окрестных деревнях спешно провели мобилизацию взрослого населения в Красную Армию. В те дни покои женского Иоанно-Предтеченского монастыря приняли подводы с ранеными красногвардейцами, оставленными на попечении монашек.
Д. Начались массовые расстрелы людей. Погибших хоронили монахи на монастырском кладбище Успенского монастыря. В 3 приема были расстреляны 41 человек. Но это были только первые жертвы большой красной смуты. В ту первую неделю сентября ступил на свияжскую землю сам « демон революции» Лев Троцкий. Это под его руководством были расстреляны несчастные люди. Разместился Троцкий в доме с колоннами.
Д. В Свияжске готовился большой митинг. На площадях и скверах было решено установить памятники лицам, «заслуживающим благодарности от революции». Памятники лепили из гипса, наскоро красили белой краской. Наряду с Софьей Перовской была растиражирована фигура Иуды Искариота. Бронепоезд Троцкого вез из Москвы целый вагон таких идолов, упакованных в ящики с опилками.
Памятник Иуде № 1 был открыт в городе Свияжске. Второй такой Иуда, установленный опять же Троцким, выпал на долю одной из городских площадей г. Тамбова.
Д. Фронт прошел через уездный город в считанные дни и откатился далеко на восток. В городе остались только раненые да тяжело больные.
Взорванные храмы.
Д. В годы лихолетья в Свияжске было взорвано 4 церкви: Собор Рождества Христова (16 в.) Благовещенская церковь (1755 г.) Никольская церковь (1794 г.) Храм Тихвинской Божьей Матери.
К утраченным святыням относится и Богородицкий монастырь, разобранный на кирпич в 1930 -32 годы. Уже в 1918 г. в Благовещенской церкви была устроена временная тюрьма, а церковная утварь похищена.
Печальное зрелище являл собой некогда сказочно красивый «словно прянишный» городок Свияжск уже к началу 40-х годов. Ограбленные, а то и вовсе взорванные храмы, брошенные на произвол судьбы, доступные любому унижению. Город медленно погружался в небытие, оказавшись у времени в плену. Гибло то, что нельзя было украсть, продать - уникальные фрески Успенского монастыря.
В 1923 году монастырь был закрыт. Оставшихся монахов выставили за ворота, обрекая на судьбу скитальцев.
Д. Летом 1922 г. во дворе обители состоялось вскрытие гробницы святого Германа, а в 1923 г. мужской монастырь был закрыт.
В Иоанно-Предтеченском монастыре монашки, не дожидаясь арестов, стали покидать обитель, но их вылавливали по деревням и расстреливали.
В середине 20-х годов мужской монастырь превратился в тюрьму, где содержали политзаключенных. Многих из них расстреливали на так называемой Татарской гриве. Тела убитых едва присыпали землей. К середине 30-х годов сталинские инквизиторы стали захоранивать трупы вдоль монастырских стен, в церковных оградах уже поруганных и бездействующих храмов. Траншеи заполнялись ночью, и, бывало, утром случайный прохожий слышал сдавленные предсмертные стоны из земли.
Минули годы. Ушли в прошлое жертвы и палачи, забылись могилы, но остался грех того времени, грех без покаяния. Не потому ли нет покоя и устроения в жизни в наше смятенное время?
Д. В августе 1928 г. в Успенский монастырь въехали трудновоспитуемые дети из Казанской Кизической слободы. Вскоре здесь открыли слесарные, столярные, кузнечные, сапожную мастерские.
Вчерашним воришкам достались и фруктовый сад с 400 яблонями, огород, пасека - наследство монастыря. Создали начальную школу. Эта колония просуществовала до конца 1948 года, позднее заключенных вывезли на станцию Свияжск.
Затем в обитель пришли новые постояльцы - психически больные, хроники, квартировавшие здесь более 3 х десятилетий и закрывшие последнюю страницу монастырских временщиков.
Храмы Свияжска
У. А теперь, ребята, давайте повнимательнее рассмотрим храмы.
Взметнув старинные кресты
Над куполами, словно руки,
Она взирает с высоты
На красоту, роняя звуки.
Как будто бы по лону вод
Она и в праздники, и в будни
Прекрасным лебедем плывет
Навстречу восхищенным людям.
Худое слово с языка
Здесь не слетит. Светлеют лица.
И тянется ко лбу рука,
Чтоб друг за друга помолиться. (М Просянников)
(Звон колоколов)
Д. Церковь Живоначальной Троицы (Троицкая церковь) - самое древнее сооружение в г. Свияжске. Она была заложена монахами Троице - Сергиева монастыря, прибывшими на место строительства города Свияжска с полками князя Петра Серебряного. Это был первый монастырь не только в Свияжске, но и во всем Казанском крае. Был он основан в 1551 году по указу Ивана Грозного. Считалось, что задолго до прихода войск на Круглую гору сам Сергий Радонежский благословил это место для христианского города. Церковь выполнена из дерева лиственницы. Это единственная церковь, сохранившаяся до нашего времени из числа тех, что были срублены в углических лесах. Храм неоднократно обновлялся.
Д. Сергиевская церковь Иоанно- Предтеченского монастыря, освященная в 1551 году первоначально была деревянной. В начале 17 века, при царе Борисе Годунове, вместо деревянного храма возводится двухэтажный каменный. В верхнем этаже отводится помещение с двумя приделами: Сергиевским и Никоновским. На нижнем этаже размещались кельи для монахов.Храм был построен псковскими мастерами белокаменщиками. Освящен храм был в 1604 году. Во внешнем декоре здания присутствует типичный древнерусский «псковский» прием архитектурной пластики. Килевидные обрамления арочных окон, расширение всех проемов во внешнюю сторону подчеркивает суровую красоту белокаменной архитектуры средневековья.
Д. Собор «Всех Скорбящих Радости» был выстроен в 1898 - 1906 годах по проекту архитектора Малиновского. Это последнее крупное сооружение не только монастыря, но и всего Свияжска. Храм был теплый с двумя приделами - Святой Анны Пророчицы и Преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Собор имеет сложную форму, состоящую из множества различных по размерам цилиндрических объемов с купольными завершениями, составляющих многоуровневую композицию. Стены храма богато декорированы. Декор выполнен из фигурного и тесаного кирпича
Д. Главная городская жемчужина Свияжска -- мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в 1555 году. Возводили храм псковские зодчие из дикого камня. Его строительство связано с именами Посника Яковлева и каменщика Ивана Ширяя.
Храм неоднократно подновлялся. Он уникален своими фресками.
У.- Как вы думаете, ребята, справедливы ли эти слова: «Архитектура – это ожившая музыка?»
Обоснуйте свое мнение.
Убранство храмов.
У. -Давайте рассмотрим убранство храмов. (Рассматривают).
У. Если ты уже бывал в храме, то обратил внимание на иконы. Иконопись - особое искусство изображения. Слово икона так и переводится с греческого языка -«образ», «изображение».
Обычно на иконах изображали лики Христа, Богоматери, святых .На Руси Иисуса Христа часто
называли Спасом - от слова «Спаситель».
Как вы думаете, случайно ли художник выбрал для иконы краски такого цвета: ярко - красный, белый, черный?
(Ответы детей).
У. Оказывается, каждый цвет в иконописи имеет свое значение. Например, белый цвет - символ чистоты и святости, черный - смерти, горя, страдания. Слово « красный» в древнерусском языке обозначало не цвет, а красоту. Когда говорили о красном цвете, то употребляли слово «червленый», «багряный».Они передавали на иконах цвет огня и крови.
- Попробуй перевести на современный язык характеристику иконописца:
«Подобает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы». (Ответы детей).
Д. Другой храм монастыря был построен во имя Святителя Николая Чудотворца, из дикого камня тоже псковскими мастерами в 1556 году. Никольская церковь -это первый православный храм, выстроенный в камне на правобережье Волги. Сегодня монастырь возродился. Его наполнила жизнь. В храме вновь зазвучало слово Божье, зазвенели колокола, и появилось людское многоголосье.
Д. Всех приезжающих на остров Свияжск первым встречает храм святых царей Константина и Елены. Белоснежный, с зелеными куполами, он кажется самым маленьким на фоне величественных святынь Свияжска. Подойдите и приоткройте тяжелую шершавую, словно пробитую волжскими ветрами, дверь. Она со скрипом отворится, и вы перенесетесь примерно на 2 столетия назад. Низкие своды, толстые стены отделяют вас от суеты и шумной жизни, чудесные образы заставят заглянуть в глубину собственной души. И даже человеку доселе никогда не молившемуся придут словно изнутри, из всколыхнувшейся души нехитрые, но такие теплые и трепетные слова молитвы... Такая сила старых храмов. Место намоленное: кажется, до сих пор стены хранят запах ладана и воска, словно в них отражается дальний свет свечей, теплившихся много десятилетий назад. (Звучит музыка, на экране титры и кадры о Свияжске).
4. Итог урока.
У. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Что особенно запомнилось из сегодняшнего урока? Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто запомнил, в каком году был построен остров - град?
- Сколько времени заняло строительство города?
- Сколько же лет существует древний город?
В настоящее время правительство нашей страны выделяет большие средства на восстановление старинного города Свияжска и Булгар. Хочется верить, что в скором времени Свияжск еще краше засверкает своими куполами и удивит нас обновленной красотой.
Д. Великое рядом. Всего в 30 км от Казани, в излучине Волги, где великая река завершает свое течение на восток и поворачивает к югу, словно сказочная ладья, плывущая по широким волжским просторам, возвышается над водной гладью удивительное творение природы и рук человека -остров - град Свияжск. Живописная природа с ее величественными панорамами, остров - град с его приходской церковью и монастырями - ансамблями, с их бесценными памятниками истории, архитектуры и монументальной живописи слились здесь воедино.
Сформировавшись в средневековье в качестве духовного центра Среднего Поволжья, пронеся сквозь века эту высокую миссию и пройдя труднейший период атеистического лихолетья, Свияжск и сегодня является носителем высокой духовной культуры. Не проходите мимо. Посетите эту святыню. Вы почувствуете всю силу воздействия на ваш разум, душу и сердце.