Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
- Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.
- Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
- Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
- Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
- Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
- Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру умственного труда.
- Развивать коммуникативные качества личности
- Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция в молекулярном и ионом видах, окислительно-восстановительном виде.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, мыслительный эксперимент.
Методы и приёмы обучения:проблемный, частично-поисковый, мыслительный эксперимент, самостоятельная работа, самопроверка.
Средства обучения:
- компьютерная презентация (Приложение 3)
- электрохимический ряд напряжений металлов
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- маршрутные листы (Приложение 1)
- тест (Приложение 2)
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, учебник, письменные принадлежности.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке, и, конечно же, я приятно видеть наших гостей (вступление о металлах).
Сегодня мы будем говорить об одном из металлов. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.
II. Мотивация. Актуализация знаний
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть свой «дом». Как он называется?
В проезде ученическом
Есть дом Периодический-
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные-
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давным-давно живут.
Наш металл- один «из жильцов» этого «дома».
Меня в составе мрамора найди,
Я твёрдость придаю кости,
В составе извести меня найдёшь,
Теперь меня ты твёрдо назовёшь (Ответ: кальций).
Тема урока «Кальций и его соединения».
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный лист. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
III. Изучение нового материала
1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока.
2. Вы находитесь на станции «Визитка химического элемента». Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа.
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – d-элемент 4-ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе химическими элементами.
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.
3. Станция 2. «Кальций в природе».
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений.
Старший брат-красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом?
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
КАК рисует. Посмотри,
Этот CaCO3.
Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла. Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).
4. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Теперь наша остановка на следующей станции.
Живут металлы, не ссорятся
В них электроны водятся,
В решётках металлических
Туда-сюда снуют.
Они в большом количестве
Проводят электричество
Блестят огнём на солнце,
Их плавят и куют.
Ещё они пластичные
(но это дело личное)
И хрупкие примеры
Увидеть можно тут.
Одни легко расплавятся
Другим это не нравиться,
Они до тысяч градусов
Спокойно подождут.
Ленивые, активные
И радиоактивные –
Такие они разные.
Учащиеся ещё раз обобщают физические св-ва металлов и заполняют маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель).
Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём. И сделаем это с пользой – устроим химический перерыв. Перед вами на столе карточка «Металлические рекорды Гиннесса». Выберите самый – самый металл.
5. Следующая станция «Химические свойства простого вещества кальция».
Место следующей остановки – станция экспериментальная. Мы будем говорить о химических свойствах металлов.
Их атомы в реакциях
Встречаясь с окислителем,
Родные электроны
Спокойно отдадут.
Они восстановители
И щедрые дарители,
Они солей родители
И их кислоты ждут.
Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному листу.
Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций (одну реакцию рассматриваем как окислительно-восстановительную). В конце рассмотрения делаем вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах. Учитель сообщает о применении кальция в металлургии ( кальцийтермия) и для получения некоторых сплавов на основе свинца.
Настало время очередной химической паузы. Не поиграть ли нам в химический хоккей?
Учитель задаёт вопросы по теме «Металлы».
6. Продолжим. Следующая станция «Соединения кальция».
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 53 в учебнике).
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими веществами будет реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это можно оставить в качестве д/з).
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом кальция (обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2 – применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.
7. Следующая наша остановка «Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем информацию там (стр. 55). На слайдах учащиеся рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.
IV. Подведение итогов уроков.
8. А теперь проверим свои знания на станции «Обобщающая».
Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют индивидуальный тест (Приложение 2) и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.
Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя внимание на основных моментах урока.
9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 12, задача 1, упр.5.
V. Заключение.
Химия – наук царица,
Величава и умна,
На урок серьёзный в школе
Собрала всех нас она.
В мире много есть веществ,
Их порою всех не счесть
Ах, какие разные,
Все по сути важные.
Неметаллы и металлы,
Химики отважные!