Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Я считаю, что  знакомить детей с фольклорным материалом следует с младшего дошкольного возраста. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить, постичь сердцем. Много времени я провела в детской библиотеке, где знакомилась с трудами собирателей произведений русского народного фольклора: Нечаева, Д.Н. Садовникова, В.И. Даля, М.А. Рыбниковой и др. Таким образом, на первом этапе работы мною был накоплен необходимый для дальнейшей деятельности методический материал.

Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, центральное место должно быть отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется недостаточно внимания педагогами дошкольных учреждений. Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в народных играх, песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с дошкольниками. Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки,  попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые радуют, в них звучит.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю:

Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш,
Зовут его Денис!

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – “Дочка моя – куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку, а, любуясь куколкой, дети ласково произносили:

Вот какая ты у меня красавица!
Глазки – бусинки,
Носик – пуговка,
Ротик – клюковка,
Дочка моя куколка! (Нежно прижимали её к себе, целовали).

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей о козе. Опыт работы подсказал мне, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.                                        

Однако в перспективе мне предстоит ещё работа с дошкольниками по формированию их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогают более сложные формы народного словесного творчества. Так, более старших детей я знакомлю со считалками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также песни-дразнилки, песни-насмешки – особый, очень забавный и интересный вид детского творчества. Знакомлю я детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Окружающие ребёнка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребёнок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Педагогам детского сада надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные его зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.   Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов. Во время занятия я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю, как в зеркале, себя, передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми. На занятиях я стараюсь установить доверительные отношения с каждым ребёнком.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить,где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей.

Только в процессе игры можно создавать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, обучать умению слушать и слышать другого, учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении, развивать у детей навыки общения в различных  жизненных ситуациях, учить использовать, формулы речевого этикета, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. В своей работе я стараюсь развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Не все это умеют делать, так как дети бывают разные и у всех определённый характер, своеобразное воспитание в семье. Если ребёнок в семье воспитывается один, как правило,  он бывает избалован. Ребёнок привык, что всё делается для него, игрушки только ему, и все должны обращать внимание  только на него. Приходится много работать с такими детьми. Объяснять, что есть ещё и другие дети, что они тоже хотят играть, что нужно делиться с игрушками, книгами, помогать своим сверстникам. Показывать всё это на примере с другими детьми. Так же я учу детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека ( мимикой, позой, жестом, движением). Многие дети стеснительные в общение, им трудно общаться со своими сверстниками, со взрослыми, окружающими. Много труда приходиться прикладывать, чтобы такие дети побороли свою стеснительность, стали более общительными со сверстниками, с окружающими. Для этого у нас много дидактических игр:

– «История в картинках» развивает наблюдательность, логическое мышление, связную речь, внимание.

– «Герои  русских сказок» развивает речь, память, учит восстанавливать события в сказках, переживать за героев сказок.

Можно много перечислить дидактических игр, с помощью которых можно научить детей общению с окружающими.  Так же я читаю детям русские народные сказки, которые помогают детям узнать характеры героев сказок, учит их переживанию за героев сказок. Многое ребята узнают на моём примере, как нужно разговаривать с другими людьми, какие вежливые слова нужно говорить при той или иной ситуации.

Как писал В. А. Сухомлинский   «Если ребёнок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что– то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Для развития у детей умения внимательно слушать, использую специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки, спрашивала: « Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ. Таким образом, дети учатся  понимать чувства других людей, персонажей, переживать им.

Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы традиционного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками, детскими поделками. Мы его назвали мини-музей «Русская изба». Сейчас в музее находятся предметы крестьянского быта, изделия народных промыслов, ремёсел, рукоделия. Всё это собрано стараниями сотрудников детского сада, их знакомыми и, конечно, родителями наших воспитанников. Экспозиция музея постоянно пополняется.