Цели:
- Учить различать предлоги и приставки, грамотно их писать.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать память, наблюдательность, речь учащихся.
- Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
- Воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих, трудолюбие.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс (Т.Г.Рамзаева), рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы, светофорик, математический веер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. (слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать, читать
И друг другу помогать.
2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
- Откройте тетради. Проверьте посадку, запишите дату.
- Прочитайте слова, определите, что в них общего. (слайд 2)
В..сна, в..дичка, вл..тел, в..селье.
Начинаются с буквы в , во всех словах орфограмма- безударная гласная в корне, второй слог ударный.
- Какое слово лишнее?
Лишнее слово - влетел, это глагол. Остальные слова - имена существительные .
Лишнее слово - влетел, имеет приставку. В остальных словах приставки нет.
Лишнее слово - водичка. В корне пишется буква о. В остальных словах пропущена безударная гласная е.
- На какие группы можно разделить слова?
Имена существительные и глаголы.
Слова с приставкой и слова без приставки.
Слова, состоящие из 2 слогов и 3 слогов.
Слова, в которых есть суффикс и слова без суффикса.
На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов. Третья буква встречается в суффиксе одного из слов и обозначает непарный глухой всегда мягкий согласный звук.
( Е , О , Ч )
Я показываю карточку, на которой записана цепочка из букв Е, О, Ч. Ваша задача запомнить порядок букв и правильно записать в тетрадь, соблюдая высоту, ширину, наклон букв.
Внимание. (Еоч Оче Чео Каждая карточка демонстрируется 2 секунды.)
Проверка. Сравните с образцом. Кто выполнил задание правильно?
Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку.
Последняя буква в каждой цепочке становится на место первой.
Итог. Правильно сидели при письме:
Запомнили порядок букв и красиво писали:
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Актуализация знаний. Словарно- орфографическая работа.
(слайд 3)
(до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)город (под)полз (под)яблоню
- Прочитайте записи построчно. Что записано на каждой строке?
На каждой строке записано словосочетание. Словосочетание- это два слова связанные вопросом.
- На какие группы можно разделить слова?
- глаголы и имена существительные;
- слова из словаря и не из него;
- слова с приставками и слова с предлогами;
Определение темы урока. (слайд 4)
- Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Правописание приставок и предлогов.
- Почему мы рассматриваем предлоги и приставки на одном уроке?
В русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.
- Откройте учебники на стр.145. Прочитайте тему урока. Подтвердилась ли наша догадка?
Постановка учебной задачи. (слайд 5)
- Прочитайте сведения по языку. О чём вы узнали?
- Сформулируйте цель урока.( Чему мы будем учиться? )
Будем учиться различать предлоги приставки и грамотно их писать.
Беседа по вопросам:
Что вы знаете о приставках?
Для ответа на вопрос можно воспользоваться вопросами на стр.145.
- Что такое приставка?
- Для чего служит приставка?
- Как пишется приставка?
Назовите слова с приставками, записанные на доске. Обоснуйте свой выбор. (слайд 6)
В слове доехал приставка до-. Можно подобрать однокоренное слово без приставки- ехал или заменить приставку- уехал, заехал, приехал и т.д.
Расскажите о предлоге.
Предлог - это слово, которое служит для связи слов в предложении. Предлог с другими словами пишется раздельно.
Прочитайте слова с предлогами, обоснуйте свой выбор.
Между предлогом и словом можно вставить вопрос или слово.
До (чего?) деревни, до знакомой деревни и т.д.
Работа в парах.
- Предлагаю заполнить сравнительную таблицу. Возьмите карточку №1. (слайд 7)
приставка предлог это служит пишется вставить вопрос или слово
Можно посоветоваться с соседом по парте. Ответы должны быть чёткими, сжатыми, можно использовать символы.
Кто считает, что справился с заданием?
Проверка. Открывается аналогичная таблица на доске (слайд 8). Таблица заполнена с ошибкой.
Возьмите светофорики. Покажите зелёный свет, если вы согласны со мной.
Исправьте ошибки.
Кто считает, что справился с заданием?
4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлогов и приставок?
Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.
- Теперь будем учиться применять наши знания.
(слайд 9)
( З..)горой, ( з..)кричал, (н..)письме,( н..)резать, ( с )вернула, ( с )крыши, ( с )трочку.
Прочитайте слова. Сформулируйте задание, помня тему урока.
Распределить слова в два столбика. В первый столбик выписать слова с предлогом, во второй- с приставкой.
Кто может выполнить задание самостоятельно?
Проверка.
Поставьте на полях плюс, если считаете, что выполнили задание правильно.
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Что заметили? Слово строчку лишнее.
5. ФИЗМИНУТКА.(слайд 10)
- Я буду читать стихотворение. Вы при помощи движений и мимики изображаете то, что слышите.
Поиграл да поплясал,
Почитал да помечтал,
Приготовился, поел,
Полежал, пошил, попел.А потом порисовал
Да в тетрадке пописал.
А потом пошёл поспал,
А приставки ты узнал?
- Какая приставка звучала чаще других?
- Кто назовёт слово с предлогом?
- Докажите, что это предлог.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Работа над упражнением №342.
- Прочитайте текст один раз, закройте учебники.
- Ответьте на вопросы:
- В какое время года происходят события?
- Что взяли с собой рыбаки?
- Как звали рыбака с сынишкой?
- Для чего сделали дырки во льду?
- Какая была погода в этот день?
- Какое настроение было у рыбаков?
- Определите тему текста.
- Придумайте заголовок.
- Соответствуют ли фотографии прочитанному. (слайд 11)
Почему?
- Придумайте задание к тексту.
Списать текст. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги.
Выписать из текста слова с предлогами и приставками.
Списать текст, придумать продолжение.
- Прочитаем, что нам предлагают авторы учебника.
Читаем текст с карандашом в руках, выделяем приставки, подчёркиваем предлоги.
- Возьмите математический веер.
- Сколько слов с приставками в тексте? (7)
- Сколько слов с предлогами? (5)
- Спишите текст, постарайтесь найти все слова.
Проверка.
7. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Возьмите на парте карточку№2.
- Выполняйте задание.
В-1
Соедини линией приставку со словом:
За беру, за стеной, на кинул, у бежал, от ветра, до говор, о книге.
В-2.
Соедини линией приставку со словом:
О смотр, за мёрзнуть, без воды, от крыл, про водник, над водой, по полю.
- Положите карточку в тетрадь. Тетради закрыть.
8. РЕФЛЕКСИЯ. (слайд 12)
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что было трудным?
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлогов и приставок?
9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (слайд 13)
Отгадайте № упражнения.
Первая цифра соответствует количеству этажей в школе. Вторая цифра соответствует количеству глаз у пары поросят. Третью цифру отгадаете, если число 28 уменьшите в 7 раз. (№ 344)
Вот и кончился урок.
Скоро прозвенит звонок.
Мы писали, рассуждали и друг другу помогали.