Урок на тему "Статья как литературный жанр. Анализ смысла афоризмов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Образовательные:

  • Углубить теоретические знания о тексте;
  • Познакомить учащихся с основными признаками текста;
  • Формировать умения и навыки правильно строить текст, искать нужную информацию в тексте.

Развивающие:

  • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развитие умения аргументировать, доказывать;
  • Развитие умения слушания и распределения внимания во время обсуждения, исследовательское поведение;
  • Развитие умения применять полученные знания;
  • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • Формировать собственное отношение к изучаемому материалу.

Воспитательные:

  • Формировать информационную культуру;
  • Формировать культуру речи;
  • Учить работать в парах, группах;
  • Развивать коммуникативную грамотность;
  • Формировать гражданскую позицию.

Оборудование:

  • Учебник "Русский язык" 4 класс, часть 2, Н.В.Нечаевой и С.Г.Яковлевой, Издательский Дом "Фёдоров", Самара, 2010;
  • Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова "Толковый словарь русского языка", Москва, 2008
  • Компьютерная презентация;
  • Материалы лекций курсов "Реализация Федерального образовательного стандарта нового поколения на основе педагогический системы развивающего обучения", Москва, март, 2010

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности (УУД):

Личностные - смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работать в группах.

Регулятивные

- организация своей учебной деятельности;

- контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном;

- внесение необходимых дополнений и корректив в результат своей деятельности.

Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выражение согласия или несогласия о полученной информации.

Ориентироваться в специфике текста и использовать полученную информацию в практической деятельности.

Ход урока

Приветствие гостей.

Учитель: На предыдущем уроке вы обменялись мнениями о рассказе одноклассников о растении. Вы смогли отличить правдивый рассказ от небылицы.

Вас заинтересовали работы (на доске рисунки детей):

Ахтариева Аделя "Об Арбузе" Астронавт Ю.А.Гагарин в первом полёте в космос установил, что арбуз - это планета с чёрными посадочными дорогами, любой бы садовод позавидовал такой зелёной поляне, которая растёт рядом. А на хвосте видна многоэтажка, с которой чудный вид на Землю. Так же там имеются полезные ископаемые семена. Жители этой планеты используют семена как мы алмазы и т.д. Прилетайте на эту планету!!! Её могут скоро съесть!"

Шориной Ольги "О ромашке. Это растение сейчас распространено в Зеленодольске. Его используют в строительстве домов, а на пляже вместо зонтика. Учёные работают над новым видом ромашки, а точнее, ромашкой-многоэтажкой. Туристы всех стран приезжают в Зеленодольск посмотреть, что же получится. В результате работы открыты новые виды ромашек."

Васильевой Арины "Об огромной ромашке. Однажды я увидела ромашку небывалого размера. Под ней могло укрыться целое стадо слонов. А из её листьев можно было сделать огромный шалаш. Если засушить цветок этой ромашки, то лечиться ей можно было сто лет. Я забралась на самый верх ромашки и увидела, что было за соседним лесом. Но потом приехали какие-то неизвестные люди и спилили эту огромную ромашку. И больше таких больших цветов не вырастало"

Карпухиной Аделины "Земляника. Земляника - это овощ семейства паукообразных. Виды вьющейся земляники принято считать хищниками. Цветы этого овоща распускаются и ждут пока внутрь не залетит какая-нибудь бабушка, гулявшая со своей собачкой. Да-да, именно бабушка. Ведь самый крохотный цветочек в диаметре около двух метров. Паукообразной её назвали потому, что, растопырив стебли, посередине которых овощ, она их скручивать, и таким образом, по очереди, выставляя вперёд стебли, она передвигается.

Недавно цветы земляники использовали как антенны для телевизоров, но очень скоро им на смену пришли цветы шоколада. Самыми популярными считались антенны из огнеупорного молочного шоколада. После этих изменений земляника объявила голодовку и не простую, а трёхгодовую, поэтому скоро уменьшилась до размеров бусинки. Как жаль!!!"

Учитель: В чём оригинальность данных небылиц?

Дети: Особенно мы выделяем небылицу Карпухиной Аделины - необычный сюжет, увлекательно, оформление!

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать со статьёй - "Статья как литературный жанр". Какие цели и задачи мы можем с вами сформировать в начале урока?

Дети: Можем узнать, что такое статья и как её исследовать.

Учитель: В конце урока мы подведём итог, т.к. я так же поставила перед собой определённые цели и задачи урока. Кто пишет статьи?

Дети: Писатели, журналисты.

Учитель: Что вы знаете о журналистах?

Дети: Они пишут как о радостных событиях, так и о печальных

Карина: Я знаю, что есть "жёлтая пресса", где журналисты умышленно преувеличивают события о ком-нибудь известном!

Учитель: Да, некоторые статьи пишутся на заказ, или, чтоб прославить себя. Если Вам когда-нибудь придётся писать, имейте мужество на своё мнение!

Учитель: В учебнике предлагается упражнение 412.

- Читаем задание: "Прочитай текст о людях, которые хотят видеть нашу страну процветающей, а нас - осведомлёнными о событиях во всём мире".

- Вы будете работать сначала самостоятельно, отмечайте v - то, что вы уже знали, + - новая информации (для вас), но ей доверяете; ? - нужна дополнительная информация. Запишите в тетрадях цитаты из текста, подтверждающие Ваши мнения.

Справка: Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста (стр.13 - учебник часть 2)

Самостоятельная работа детей.

Когда дети работали самостоятельно, учитель зачитал текст упражнения для гостей.

"Посмотри по телевизору любую информационную передачу, возьми газету, журнал. Кто рассказывает о последних новостях, кто ведёт репортаж о первом полёте нового самолёта, о выставке или трагическом событии? Журналисты.

Чтобы быть хорошим журналистом, надо уметь свободно и легко выражать свои мысли. Ведь в отличие от писателя у него очень мало времени на то, чтобы совершенствовать стиль очерка, статьи или репортажа. Надо уметь как можно быстрее подбирать нужные слова и свободно владеть стилем речи. Представь, сегодня он пишет о радостном событии, завтра о несчастье, и для каждого случая нужен свой стиль.

Журналисты знают: чтобы сделать материал интересным, события надо не просто излагать, а анализировать, обобщать, отыскивать закономерности. Для этого информация должна быть достоверной, проверенной. И ещё надо взглянуть на материал глазами читателя или зрителя.

Но об одном качестве журналистов следует сказать особо. Это - гражданское мужество. Вести репортажи из зон конфликтов, разоблачать преступников могут только смелые люди. Знаешь ли ты, что за последнее десятилетие в нашей стране около ста журналистов погибли, выполняя свой профессиональный долг? И именно те журналисты, которые отличаются мужеством, смелостью, которые освещают темя, волнующие наш народ, пользуются уважением читателей и телезрителей".

Учитель: Обсудим ваши цитаты. Выскажетесь.

В классе идёт обсуждение мнений.

Многие дети в первый пункт взяли высказывание - "Чтобы быть хорошим журналистом, надо :. (уметь свободно и легко выражать свои мысли)".

Во второй пункт - "Информация должна быть :: (достоверной, проверенной)".

Третий пункт их поразил. Они не ожидали, что так много гибнет журналистов. "Главное качество журналиста :. (Гражданское мужество, преданность профессии)".

Учитель: Кто написал данный текст?!

Дети в затруднении, выручает Алёша - Авторы учебника Н.В.Нечаева и С.Г.Яковлева.

Учитель: Как вы думаете, легко ли им было написать этот текст?!

Дети: Им пришлось перечитать много литературы, выбрать нужную информацию, чтоб донести до нас главное о журналистах.

Учитель: В каком жанре написан текст о журналистах в учебнике?

Дети: Это публицистическая статья.

Для справки:

  • Очерк (документальный, публицистический, бытовой) - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
  • Репортаж - 1. сообщение о местных событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению); 2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения
  • Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера;
  • Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Показ слайдов)

Учитель: Какая информация, по-вашему, главная?

Дети: Гражданское мужество, об этом говорится в конце текста.

Для справки:

  • Гражданское мужество - свойственно гражданину как сознательному члену общества.

Учитель: Я предлагаю Вам ознакомится с профессиональной деятельностью журналистов Галей Ковальской и Русланом Ямаловым, которые в 2003 году погибли в вертолёте, тушившем пожары под Читой. Они погибли так, как должны были погибнуть люди, чьё профессиональное достоинство и доблесть заключались в том, чтобы быть в центре событий. Каждым словом и каждым своим кадром они отвечали за абсолютную достоверность, точность и искренность всего, что им доводилось узнать и пережить, о чём они сообщали нам. (Показ слайдов).

Учитель: В каком стиле написан данный текст?

Дети: В публицистическом.

Для справки:

Стили текста: научный, официально-деловой, художественный, разговорный, публицистический. (Показ слайдов)

Учитель: Вспомните, что писали о литературном труде Л.Н.Толстой и К.И.Чуковский, а также статьи о труде корректора и журналиста, и попробуйте рассказать, что же надо знать и уметь, чтобы создать текст.

Дети подтверждают свои ответы текстом учебника.

Я предлагаю Вам высказать своё мнение в группах, написав Синквейн!

Для справки:

  • Синквейн - инструмент для синтезирования сложной информации, срез оценки понятийного и словарного багажа, как средство творческой выразительности, как быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные мысли и чувства в нескольких словах). (Показ слайда)

Работа в пяти группах.

Работа первой группы:

Журналист.

  • Смелый, внимательный.
  • Думает, спрашивает, пишет.
  • Журналист - это интересная работа.
  • Мужественный.

Работа второй группы:

  • Журналист.
  • Отважный, профессиональный.
  • Выражают, отыскивают, погибают
  • Журналисты умеют выражать мысли.
  • Герой.

Работа третьей группы:

  • Журналист.
  • Смелый, отважный.
  • Излагает, исполняет, погибает.
  • Журналист - очень смелый человек.
  • Герой.

Работа четвёртой группы:

  • Журналисты.
  • Мужественные, смелые.
  • Рассказывают, узнают, запоминают.
  • Умеют выражать свои мысли.
  • Отважные.

Работа пятой группы:

  • Журналист.
  • Смелый, любопытный.
  • Узнаёт, пишет, расследует.
  • Журналистика - это гражданское мужество.
  • Храбрец.

Учитель: Спасибо Вам, ребята, за точность мысли, за понимание проблемы.

Можно подвести итог урока.

Мои цели и задачи:

  • Научить вас искать информацию
  • Формировать исследовательское поведение и собственное отношение к изучаемому материалу;
  • Работать в парах, группах;
  • Развивать орфографическую зоркость, культуру речи.

Как Вы считаете, мы справились с Вами.

Дети: Конечно!

Учитель: Вы - молодцы!

На следующем уроке мы будем знакомиться с афоризмами.

Для справки:

- греч. Изречение, выражающее законченную мысль кратко и ёмко: "Мир спасёт красота" (Ф.Достоевский). (Большой толковый словарь иностранных слов т.1) (показ слайда)

Дома выполните упр.413.

Учитель: Как вам было на уроке? Ответ кого вам больше запомнился? Как работалось в группах?

Ответы детей: Быстро прошёл урок, понравилось искать информацию, синквейны у всех удачные и точные. Ирина Леонидовне, где вы взяли сведения о погибших журналистах?

Учитель: В Интернете! Спасибо, вам ребята, за Урок!

На следующий урок дети принесли дополнительную информацию о погибших журналистах.