Цели:
- Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации;
- Ознакомить учащихся со схемой передачи информации.
Оборудование: плакат.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать
И друг другу помогать.
II. Проверка домашнего задания
РТ: № 4, стр. 4
III. Актуализация знаний
– Что такое информация?
– Какие действия человек совершает с информацией?
– Как человек хранит информацию?
IV. Изучение новой темы
Тема нашего урока «Передача информации».
Ваша задача прочитать §1.5 на стр.20–22 и ответить на вопросы к параграфу.
(Вопросы распечатаны на листах и розданы на парты учащимся/)
- Как называют объект, который передаёт информацию?
- Как называют объект, который получает информацию?
- Что такое канал связи?
- Для чего используют преобразование информации при передачи?
- Расскажите о то, как передается информация при разговоре. Что является каналом передачи? Как происходит преобразование информации?
Беседа по параграфу
Деятельность людей всегда связана с передачей информации или иной форме. Например, древний способ передачи информации – письмо, отправленное гонцом. В африканских джунглях в старину самые важные новости передавались от одного племен к другому барабанным боем.
– Как называют объект, который передаёт информацию? (Источник)
– Как называют объект, который получает информацию? (Приёмник)
– У нас с вами получается схема (изображаем на доске):
– А когда ученик отвечает на вопрос, а учитель его слушает, то кто из них является источником, а кто приемником информации?
– Приведите примеры источников и приемников информации, связанных с деятельностью человека.
(Дети приводят примеры/)
Правильно!
V. Физкультминутка
Дети (хором):
Мы много узнали,
Мы очень устали.
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Учитель:
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И работу вы начните.
VI. Продолжение изучение темы
– Кто во время физкультминутки являлся источником, а кто приемником информации? С помощью чего передавалась информация?
Сообщения учащихся:
Ученик 1: Информацию также могут передавать друг другу животные и растения. Своими «танцами» пчелы-разведчики «рассказывают» соседям по улью, как далеко и в какую сторону надо лететь за нектаром.
Ученик 2: В жаркой Индии по берегам рек растут густые заросли растения с удивительным названием «стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень, стыдливая мимоза спешит свернуть свои листочки, спасая их от сильной струи. Но самое интересное в поведении этого растения состоит в том, что, как только первые капли дождя упадут хотя бы на одно из растений, сигнал о наступающем дожде передается от ветви к ветви, и все растения длинной цепи зарослей сворачивают свои листья.
Ученик 3: Моряки передают сигналы с одного корабля на другой, используя сигнальные флажки.
Учитель: Положите руку во время разговора на свое горло. Вы почувствуете, как горло дрожит. Эти колебания создаются голосовыми связками – двумя складками слизистой оболочки гортани. Голосовые связки похожи на струны. Они заставляют колебаться воздух, и эти колебания передаются на расстояние, достигая ушей тех, кто слушает. Далее колебания воздуха, созданные голосовыми связками, заставляют вибрировать в такт барабанные перепонки – тонкие листики, образованные соединительной тканью в ухе человека. Колебания барабанных перепонок и воспринимаются нами как звук.
Из сказанного можно сделать вывод: когда информация передается голосом, то она поступает к приемнику через воздух (колебания воздуха). Воздух в этом случае является проводником информации. Или, как говорят, каналом передачи.
Канал передачи соединяет между собой источник и приемник информации. Канал передачи часто называют и по-другому – каналом связи. Эти два термина обозначают одно и тоже.
Приведённую выше схему передачи информации можно теперь уточнить:
Передача не должна изменять информацию, а должна только переносить ее от источника к приемнику.
– Для чего используют преобразование информации при передаче?
– А как информация передается в компьютере?
Рассмотрим информационную схему с точки зрения источника-приемника информации:
Что является источником, приемником информации и каналом связи на каждом из этапов:
- Человек – центральное устройство;
- Центральное устройство – человек?
VII. Закрепление изученного материала
Выполним совместно следующие задания № 5–6 из учебника на с.23.
№ 5. Вспомним сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:
…Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
Решение:
Источник – царица,
приёмник – царь Салтан,
гонец – канал связи,
помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.
№ 6. Какие источники информации использовали следующие персонажы сказок А.С.Пушкина:
- Царевич Елисей, искавший свою невесту;
- Злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
- Царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах;
- Царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках;
- Царь Додон, чтобы узнать о набегах врагов?
Решение:
- Ветер, месяц и т.д.;
- Волшебное зеркальце;
- Рассказы купцов;
- Рассказы купцов и тетушек;
- Золотого Петушка.
Задания в рабочей тетради.
№ 8. (Стр. 15).
Воспользуйтесь текстом учебника, а также справочниками и энциклопедиями и подберите каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.
Решение:
Дата | Событие | |
40-е гг.XIX в. | В России построена первая телеграфная линия | |
1876 г. | В Америке изобретен телефон | |
1895 г. | Русский учёный Попов открыл радиосвязь | |
30-е гг. XX в. | Создан первый телевизор | |
1969 г. | В США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть |
VIII. Подведение итогов урока
- Кто участвует в передаче информации?
- С помощью чего передается информация?
(Даётся оценка учащимся за работу на уроке)
IX. Домашнее задание
- §1.5, вопросы 1–4, 8 (устно); РТ: № 6 (стр.12), № 7 (стр.13–14).
- Индивидуальные задания: подготовить сообщения: §3.4. 3.5, 3.6, стр. 117–122.