Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Особого внимания требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
План работы по преемственности детский сад и школа
на 2011–2012 учебный год
Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, создание педагогического процесса целостного, последовательного, перспективного характера, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования и воспитания ребенка с учетом: сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, сформированности умений учиться как фундаментального новообразования,направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. Методическая работа |
||
1. Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе | 1 нед.сентября | Зам.директора |
2. Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классах | Сентябрь | Зам.директора, учителя нач.классов |
3. Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в детском саду. Изучение опыта использования вариативных форм и методов работы в практике воспитателей ДОУ | Сентябрь | Зам.директора, учителя нач.классов |
4. Посещение воспитателями уроков в 1 классе | Сентябрь | Воспитатели ДОУ |
5. Посещение учителями занятий в детском саду: Цель: знакомство с детьми, формами работы, Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, творческих способностей детей, |
Октябрь, Апрель | Учителя нач.классов |
6. Педагогическое совещание по вопросам преемственности | Май | |
7. Изучение преемственности обучения и социально-педагогической адаптации 1-классников | Сентябрь | психолог |
8. Уточнение списков будущих первоклассников | Март | Учителя нач.классов |
9. Педагогический консилиум «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе» | Май | Зам.директора |
10. Работа с индивидуальными картами личностного развития детей | В течение года | специалисты |
11. диагностика социально-педагогической адаптации будущих первоклассников к школе | Апрель, май | психолог |
2. Работа с родителями |
||
Родительские собрания Тема: Задачи детсада и семьи в подготовке детей к школе, Тема: Итоги усвоения программы детьми подготовительной группы |
Сентябрь, Апрель | Воспитатели группы |
Собрание родителей будущих первоклассников «Наша школа: традиции, перспективы» | Март | Зам.директора |
3.Выставки детских работ | В течение года | Воспитатели группы |
4. День открытых дверей для родителей. Цель: знакомство с работой школы | Апрель | Зам.директора, учителя нач.школы |
5. Консультации для родителей будущих первоклассников | Апрель, май | |
6. Встреча семей детей подготовительной группы с учителями | Май | Зам.директора, учителя нач.классов |
7. Оформление стенда для родителей будущих первоклассников | Март | Зам.директора |
Работа с детьми |
||
1. Экскурсии детей в школу: – знакомство со школой, |
Март | Воспитатели группы, учителя нач.классов |
2. Объединенная выставка рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 классов | Октябрь | Воспитатели групп, учителя |
3. Посещение детьми подготовительной группы праздника начальной школы | Апрель | Учителя нач. классов |
4. Посещение старшей и подготовительной группы ДОУ участниками школьного конкурса проектных работ | Февраль – Март | Учителя начальных классов |
Планирование мероприятий по реализации программы
«Связь школы с родителями учащихся начальной школы»
Цель: установление и реализация связей школы с родителями учащихся, с учреждениями и организациями для реализации целей воспитания и обучения школьников
№ п/п |
Целевая установка | Содержание деятельности | Контроль за ходом. Информ. обеспечение |
1 | Изучение особенностей среды,
окружающей школу |
1. Изучение условий семейного
воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей. 2. Изучение социально-культурного характера микрорайона школы, в том числе: а) возможностей внешкольных учреждений в организации внеурочной деятельности школьников; б) наличия криминогенных очагов в микрорайоне. 3. Анализ результатов диагностики, определение форм взаимодействия школы с семьей и общественностью |
Заполнение психолого-педагог. карты
уч-ся, классный журнал Информация инспектора по делам несовершеннолетних Совещание при директоре |
2 | Включение семьи и общественности в педагогический процесс, анализ и оценка результатов, прогнозирование его развития | 1. Проведение общешкольного
родительского собрания «Перспективы взаимодействия школы и семьи в
воспитании детей». 2. Организация работы родительского университета психолого-педагогических знаний для родителей учащихся начальной школы. 3. Организация и работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешении конфликтных ситуаций. 4. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей в семье. 5. Оказание социально-материальной помощи нуждающимся семьям. 6. Организация совместной деятельности школы и семьи с учащимися, требующими усиленного внимания. |
План подготовки собрания План работы родительского университета Совет школы Совет школы План индивид. работы с учащимися, требующими усиленного внимания |
Направления в работе, мероприятия | сроки | ответственные |
Уточнение и корректировка списков первоклассников | Август | Зам.директора |
Изучение медицинских карт учащихся 1 кл | Август | Кл.руководители |
Диагностика учебных умений 1классников на начало учебного года | Сентябрь | Зам.директора Кл.руководители |
Изучение нормативной документации по организации адаптивного периода 1 кл. Собеседование с учителями | Август | Зам.директора Кл.руководители |
Взаимопосещение учителей 1 классов | В течение 1четверти | Кл.руководители |
Посещение уроков в 1 классах | В течение 1 полугодия | Зам.директора |
Контроль воспитательного процесса в 1 классах | Октябрь | Зам.директора |
Контроль организации оздоровительной работы в 1 классах | Сентябрь | Зам.директора |
Психологическое изучение первоклассников, выявление дезадаптивных детей | Сентябрь, октябрь | Психолог |
Проведение психологических занятий с группой дезадаптивных детей | В течение года | Психолог |
Знакомство с семьями и условиями быта первоклассников | В течение полугодия | Кл.руководители |
Изучение динамики успешности обучения учащихся 1 кл за 1 четверть | Октябрь | Зам.директора |
Изучение динамики успешности обучения учащихся 1 кл за 1 полугодие | декабрь | Зам.директора |
Изучение динамики процесса социально– психологической адаптации | Октябрь | Психолог |
Проведение родительских собраний Тема «Первые дни ребенка в школе» Тема: «Организация учебно-воспитательного процесса в 1 четверти» Тема «Динамика успешности развития учащихся» Тема «Организация оздоровительного отдыха учащихся» |
Август 4–8 сентября октябрь февраль |
Кл.руководители |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей | В течение полугодия | Кл.руководители |
Изучение пожеланий родителей через анкетирование и беседы | октябрь | Кл.руководители |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями дезадаптивных уч-ся 1 кл | В течение четверти | Психолог |
Проведение совещания при завуче по вопросам адаптивного периода | Сентябрь, октябрь, декабрь | Зам.директора |
Обсуждение итогов проведения адаптационного периода 1кл в 1 четверти | Ноябрь, МО | Руководитель МО |
Обсуждение итогов проведения адаптационного периода 1кл в 1 полугодии | январь, МО | Руководитель МО |
Рекомендуемая литература
- Бардин К.В.