Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие:
    - восприятие музыки, специально созданной для слушания;
    - восприятие музыки в связи с ее исполнением;
    - музыкально-дидактические игры.
  • исполнительство:
    - пение;
    - музыкально-ритмические движения;
    - игра на музыкальных инструментах.
  • творчество:
    - песенное творчество;
    - музыкально-игровое и танцевальное творчество;
    - импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • музыкально-образовательная деятельность:
    - знания общего характера;
    - специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. (Зацепина М. Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду»// журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007).

Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.

В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей. 

В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.

При разработке перспективного плана и поборе репертуара необходимо также учитывать синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах (О.П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000), поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них.

Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества. // Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение.) И, конечно, работа по развитию творческих способностей детей должна осуществляться в соответствии с этапами развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А.Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.

В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя.

Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Посильную помощь в этом нам оказывают родители. Такие поручения приближают их к жизни дошкольного учреждения, способствуют возникновению преемственности в работе и достижения высоких результатов музыкального и творческого развития детей.

Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности (см. Художественное творчество в детском саду/ под ред. Н.А. Ветлугиной).

Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаем ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можем попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение можно предложить ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. В конце занятия можно предложить детям поиграть в игру «Горнист и четыре отряда».

В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения, и предлагает ребенку закончить песню по-своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

Задания:

  • петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);
  • петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
  • импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);
  • «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
  • «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.

Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» - дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога.

При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой – отвечает, например: «Куда ты идешь? – «Домой!» в песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня и обращается внимание, какой был музыкальный ответ, и на то, что каждый раз можно петь по-разному. Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.

Задания:

  • «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова «На лужайке танцевал».
  • «Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1,2,3,4 куплетах…

Наконец, детям предлагается сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Детям объясняют, что музыка может выражать различные настроения. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагает по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

Затем предлагает музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный - о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.

После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца и ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее – из трех, сочиняя колыбельную, плясовую и марш.

Для этих заданий можно использовать короткие, образные произведения, со словами удобными для вокализации.

Задания:

  • «Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;
  • «Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;
  • «Весной», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;
  • «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;
  • «Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой;
  • «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибцкой;
  • «Марш», муз. В. Агафонникова. Сл. А. Шибицкой.

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению.

Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением.

Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

Задания:

  • «Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);
  • «Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);
  • «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

Задания:

  • «Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут пенки и т.д.;
  • «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;
  • «На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

Задания:

  • «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;
  • «Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Иногда некоторые из этих эпизодов (например, действия какого-либо персонажа) бывают сложны для детей, тогда необходимо заранее предложить им небольшие творческие задания типа этюдов, требующих от детей выполнения данных характерных движений, но под другую музыку. У ребенка, таким образом, уже будет опыт в выразительной передаче действий именно этого персонажа. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.

Задания:

  • «На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;
  • «Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

Для развития детского творчества используются также пляски – импровизации. (Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993)

Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах. Новикова Г.П. в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» выделяет три момента развития импровизации на детских музыкальных инструментах.

Первый носит ориентированный характер.

Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

Второй момент – побуждение детей действовать самостоятельно.

Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне, напевая на слог «ля»; некоторые дети при этом танцуют с куклами. Для развития интереса к имровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «к нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

Третий этап – побуждать детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.

Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

Можно предложить детям следующие творческие задания:

  • озвучивание стихотворений, сказок;
  • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
  • сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
  • сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
  • придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.