Цель:
- Повторить табличное умножение и деление.
- Закрепить умения поразрядного сложения и вычитания в пределах 1000.
- Ознакомление учащихся с письменным приёмом деления многозначного числа на однозначное.
- Познакомить детей с алгоритмом деления на однозначное число.
- Формировать умения делить многозначное число на однозначное.
Задачи:
Образовательные:
- Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации вычислительных навыков в пределах 1000.
- Усвоить алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное число.
Развивающие:
- развивать логику, наблюдательность, внимание, активизировать мыслительную деятельность,
- развивать интерес и стремление к познанию нового.
Воспитательные:
- дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- учить делать выбор, не бояться трудностей, критически относиться к себе
- учить работать в группах и парах, воспитывать доброжелательное отношение к своим товарищам, создать условия для воспитания чувств взаимоподдержки , взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука.
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика!!!
2. Устный счёт
Сегодня отправляемся в путешествие в наш лес. До станции Лесная мы хотели поехать на школьном автобусе, но вот беда, он сломался и мы должны помочь водителю починить его, если сумеем решить приготовленные задания:
1) Работают у доски 4 ученика
+ * 7 0 |
|
|
|
|
|
|
1 * 4 |
|
|
|
|
|
|
8 2 * |
|
|
|
|
|
|
2) Выполни действия: (решает устно весь класс)
УЧ. – Прежде чем приступить к работе. Вспомним название компонентов деления:
Д. – Делимое. Делитель. Частное.
УЧ. – При деление с остатком, что мы не должны забывать?
Д. - Остаток должен быть меньше делителя.
25 : 8= |
63 : 10 = |
240 : 2 = |
65 х 100 = |
|||
47 : 5= |
44 : 7 = |
83 : 9 = |
38 Х 10 = |
а) Частное двух чисел равно 10. Чему могут быть равны эти числа? (20:2, 30:3, 40:4, 50:5.)
б) У девочек было всего 40 рублей. Они решили на все деньги купить мороженое по 6 рублей. Сколько стаканчиков мороженого смогут купить девочки? (40 : 6 = 6 мороженых, останется 4 рубля.)
3. Логические задачи
А) Миша и Витя летом поехали отдыхать: один – в деревню, другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? (Миша был на море.)
Б) Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по одному стулу?
В) Во время наводнения дедушка Мазай снял с острова зайцев.
Только уселась команда косая. Весь островочек пропал под водой.
Далее дедушка Мазай спас ещё некоторое количество зайцев, снимая их с пней. Интересно, что это число записывается теми же цифрами, что и число зайцев, спасённых с острова, но в обратном порядке. Число зайцев с острова больше, чем число зайцев, снятых с пней. Оба числа двузначные.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев десяток спасалось на нём.
Мазай и этих зайцев взял с собой. Всего Мазай спас 43 зайца. Сколько зайцев спас дедушка Мазай с острова? ( спас- 21 зайца с острова, а с пней -12).
Молодцы ребята!
4. Тема урока: Ремонт закончен, а после любого дела …
- Что необходимо сделать? (убрать за собой рабочее место)
- Да, конечно, собрать все инструменты мы сможем если сумеем решить приготовленные примеры:
1) Работа в группах: На столе карточки. Вам нужно решить эти примеры, ответы расположить в порядке возрастания и разгадать ключевые слова. Тогда мы узнаем тему урока:
120 : 3 = |
560 : 7 = |
300 : 5 = |
||
640 : 8 = |
840 : 4 = |
180 : 6 = |
||
200 х 2 = |
50 х 0 = |
560 : 7 = |
||
160 : 2 = |
420 : 3 = |
210 : 3 = |
||
201 х 4 = |
100 : 50 = |
540 : 6 = |
||
360 : 3 = |
240 : 3 = |
|
||
480 : 6 = |
70 х 2 = |
30 - и |
||
|
180 : 9 = |
60 -ч |
||
|
640 : 8 = |
70 - л |
||
|
630 : 3 = |
80 - с |
||
|
250 : 5 = |
90 - о |
||
|
240 : 3 = |
|
||
|
280 : 2 = |
|
||
|
200 : 5 = |
|
40 – д |
|
|
80 – е |
0 - ---- |
|
120 – и |
2 - д |
|
400 – л |
20 - з |
|
804 – н |
40 – е |
|
|
50 – ч |
|
|
80 – н |
|
|
140 –о |
|
|
210 – а |
2) Проверка по группам полученных слов: деление на однозначное число.
- И так, какая же тема сегодняшнего урока?
Тема урока: Деление многозначного числа на однозначное число.
- Какие цели можем поставить на тему нашего урока?
- Мы будем учиться делить на однозначное число.
Да, ребята, верно. С действием деления мы уже знакомы, но деление трёхзначного числа на однозначное и как записывать письменно деление, вы ещё не знаете.
- Вот это наша главная задача на уроке.
- Научиться делить трёхзначное число на однозначное, записывая столбиком.
5. Введение нового материала и его первичное закрепление.
- Автобус готов, мы с вами сели, но почему-то водитель нас опять не везёт.
Что мы должны помнить, садясь в школьный автобус? (Пристегнуться!!! Обязательно!!!)
Итак сделали всё верно. ПОЕХАЛИ!!! Автобус привез нас на станцию « ЛЕСНАЯ.»
- Каких зверей мы можем встретить в нашем лесу? (волка, лису, зайца, белку, ежика…)
(Слайд с изображением леса, на поляне волк и заяц и у них мешок с яблоками.)
- О чём задумались наши звери? Мы узнаем, если прочитаем и поможем решить эту задачу на стр. 83 №377.
- Изложение нового материала производится на основе задачи на странице 83 № 377. Сначала разбирается решение задачи с опорой на текст учебника. Затем один из учеников читает текст вслух, остальные следят за чтением.
- Сначала Заяц предложил Волку разложить яблоки сотнями. Но Волк сказал, что в числе 204 только 2 сотни, а корзин 3. Тогда подумал и сказал, что надо попробовать раскладывать яблоки десятками.
- В числе 204 содержится 20 десятков. Поэтому 20 десятков делим с остатком на 3. В частном получим 6 десятков. Всего мы разделили 18 десятков ( 6 х 3 = 18 ), осталось 2 десятка ( 20 – 18 = 2 )
- Значит, в каждую корзину надо положить 6 десятков яблок.
- После этого останется 2 десятка яблок и ещё 4 яблока, получаем 24 яблока.
- Их надо разложить поровну в 3 корзины. Делим с остатком 24 на 3. В частном получится 8, а в остатке 0.
- Яблоки все закончились, а в каждую корзину мы положили 68 яблок.
6. Вырабатываем алгоритм деления на однозначное число 204 : 3 = :
- Делим с остатком 20 на 3, получаем частное 6 1.Умножаем частное 6 на 3, получаем 18.
- Из 20 вычитаем 18, получаем остаток 2.
- Остаток меньше делителя ( 2 меньше 8 ), значит, 6 подобрали верно.
- Приписываем к остатку следующую цифру делимого -4,
- получаем число 24
- Делим с остатком 24 на 3, получаем 8.
- Умножаем 8 на 3, получаем 24.
- Из 24 вычитаем 24, получаем остаток 0.
- Остаток меньше делителя ( 0 меньше 3 ), значит, 8 подобрали верно.
- В делимом больше цифр нет. Деление закончено.
- Молодцы ребята, помогли нашим друзьям. Кого мы встретили ещё, отгадайте сами: По веткам скачет, Да не птица. Рыжая. Да, не лисица? (белочка)
- Кто это? Что вы знаете о белочке? ( слайд про белочку)
- Белочка предлагает вам свой план деления многозначного числа на однозначное число.
План.
- Нахожу первое неполное делимое.
- Определяю первую цифру частного.
- Нахожу второе неполное делимое.
- Определяю вторую цифру частного…
- Проверяю правильно ли найдено частное. (умножением ).
- Закрепление нового материала:
- Продолжаем путешествовать по лесу.
Нам встретился ЛЕСОВИЧОК. Он почему-то грустный.
- Увидев, детей он испугался. А что же он боится?
- Какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу? ( дети вспоминают правила бережного отношения к деревьям, зверям, птицам…) ЛЕСОВИЧОК попросил нас ему помочь посадить деревья, мы ему поможем решая примеры:
А) Работа по учебнику: стр. 84 № 378- Выполни деление и объясни ход рассуждений используя предложенный план. Решение у доски и в тетрадях.
136 : 8 =
456 : 8 =
б) Работа в парах: самостоятельное решение примеров с объяснением на деление, по карточкам.
1) 72 : 6 = |
90 : 5 = |
|
2) 350 : 5 = |
486 : 3 = |
|
3) 436 : 4 = |
804 : 2 = |
- Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.
2) Проверяем верность решения по учебнику стр. 85 № 380.
- Кто допустил ошибку? Посмотрите на деревьях ( на экране) верные ответы.
- Работайте в группах, помогите друг другу. - Кто сможет объяснить в чём ошиблись ребята? Молодцы ребята, справились с заданием.
- Ребята, 2007 год был годом БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ. И вы сделали много добрых дел. А сейчас составьте задачу про деревья, которые вы сажали, чтобы она решалась делением трёхзначного числа на однозначное число.
- Например: Ребята третьих классов посадили 210 саженцев, а ребята вторых классов в 3 раза меньше. Сколько деревьев посадили второклассники?
- Запишите только решение. 210:3=70 и т.д. Решили устно? Молодцы!!! А теперь замените 210 на 858. Можете решить устно? Нет. Необходимо письменное решение.
- Наши друзья очень устали и приглашают нас отдохнуть.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим
Голову поднимем выше И легко – легко подышим.
Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – можно тихо сесть.
- Спасибо белочке. Мы пришли в лесную школу, надо помочь ЛИСЕ
8. Составь и реши задачу: стр. 85 № 381:
1) Волк купил 9 карандашей и заплатил за них 108 рублей. Лиса хочет купить 7 карандашей. Сколько стоит покупка у Лисы?
- О чём говорится в задаче? - Что известно в задаче?
- Какой главный вопрос в задаче? - Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
2) Выбери схему к данной задаче, докажи:
а) …
б) …
в) …
3) а) - Самостоятельное решение задачи. Учащиеся, кому необходимо, пользуются алгоритмом для решения такого вида задач.
Алгаритм для решения задачи:
- О ком говорится в задаче
- Что известно в задаче
- Что неизвестно…
- Прочитай главный вопрос задачи.
- Найди сколько стоит 1 карандаш?
….. : ….. = ….. - Найди сколько стоят 7 карандашей?
….. х ….. = …..
б) - Два ученика решают задачу у доски.
в) - Проверка в парах, проверка решения у доски.
1). 108 : 9 = ( 90 + 18 ): 9 = 10 + 2 = 12 рублей стоит 1 карандаш
2). 12 х 7 = 70 + 14 = 84 рубля нужно заплатить Лисе за 7 карандашей
2 способ: 108 : 9 х 7 = 84 Ответ: 84 рубля стоят 7 карандашей.
- Много мы гуляли по лесу, пора и домой, чтобы найти дорогу, Мудрая СОВА предлагает нам поработать по уровням, если справитесь, она покажет нам дорогу:
4) Работа по уровням.
1 уровень: Мама на 100 рублей купила 4 кг яблок. Сколько стоит 1 килограмм яблок? На 550 рублей 3кг орехов. Сколько стоит 1 кг орехов?
2 уровень:
6336 : 3 =
6336 : 2 =
3 уровень:
374 : 2 =
592 : 4 =
405 : 3 =
- Проверка ответов по уровням на эльтерактивной доске. Самооценивание.
1 ур. - 25рублей, 182 рубля
2 ур.- 2112, 3168
3 ур. - 178, 148, 135
- Справились с работой. Вот наш АВТОБУС. Садимся - пристегнулись---поехали домой!!!
5). Рефлексия:
УЧ.. - Мы сегодня говорим о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
Д.. - (выучить заранее) Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля и горы! А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять РОДИНУ! ( М. Пришвин.) (слайды реки, поля, горы, леса…)
Ребята вот и заканчивается наш урок. Весь класс работал очень хорошо. Давайте сделаем выводы, чему вы научились на уроке:
- Я - узнал
- Я - научился,…
- Я - смогу
- Я - могу похвалить себя и своих товарищей…
Встаньте, пожалуйста те:
- Кто устал сегодня на уроке?
- Кому было трудно?
- Кто был уверен в себе ?
- У кого отличное настроение?
Итог урока: Ребята большое спасибо за урок.
Дом. Зад. стр.86 № 388. Решение примеров на деление столбиком.
Кто желает получить –5—придумайте задачу по теме деление на однозначное число…