В наш век развития научно-технического прогресса, в век увеличения объёма и доступности информации всё сложнее завоевать и удержать внимание и интерес учеников к учебной деятельности в школе. Если раньше функция учителя больше сводилась к донесению информации до учеников, то сейчас эту же информацию дети могут найти и в интернете, а вот заинтересовать детей может только учитель. Ведь невозможно “вложить” ребёнку знания в голову, ученик их усвоит, только если ему будет интересно. Конечно, учитель в начальной школе должен владеть различными методиками и приёмами, чтобы на уроках было интересно и неутомительно для детей. Однако учитель должен ориентироваться на учебный материал, а как порой хочется рассказать ребятам что-то интересное из разных областей науки. Тогда нам на помощь приходит внеурочная деятельность. Одной из форм такой работы и стал День науки, традиционно проводимый в феврале.
Проводя это мероприятия, учителя ставят перед собой следующие цели:
- развитие творческих способностей и формирование исследовательских навыков у учащихся;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся ;
- воспитание у учащихся целеустремлённости в учебной деятельности;
- повышение мотивации обучения у учащихся.
Проведение Дня науки в феврале объясняется тем, что 7 июня 1999 года указом президента РФ, "следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук" был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.
В этот день уроки по расписанию полностью или частично (по усмотрению учителя) заменяются тематическими занятиями. У учеников средней и старшей школы своя программа, у начальной школы – своё расписание. Но если старшие ребята готовы и имеют желание, получается очень интересно, когда они приходят с подготовленными занятиями к младшим школьникам.
Ко Дню науки учителя начальных классов составляют отдельное расписание. Занятия проводятся в виде бесед, конференций, интерактивны занятий. В расписание включаются как мероприятия, проводимые в классе, так и мероприятия на параллель. Занятия могут проводиться с просмотром видеофрагментов. В настоящее время в магазинах достаточно большой выбор научных фильмов для учащихся, например, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” или диски, рассказывающие в доступной форме про научные открытия, разные науки. Если нет возможности приобрести диски, можно взять материал из интернета.
Можно использовать и форму соревнования, включая как материал учебных предметов, так и материал для развития кругозора детей. Ученики четвёртых классов под руководством учителя оформляют стенды, например стенд “Великие открытия”.
Готовя занятия, конечно, нужно не забывать, что порой лучше самому что-либо сделать, чем увидеть. Помня это, наши учителя широко используют возможности лабораторного оборудования, имеющегося в школе. Например, очень эффективно проходят занятия с использованием Лабораторий Сornelsen.
Имея возможность приглашать компетентных специалистов из московских музеев, было бы странно этим не воспользоваться. В частности, и ребятам, и учителям было очень интересно не просто слушать, но и участвовать в занятиях, проводимых специалистами из музея Воды, музея Огни Москвы, центра “Московия”, слушать лекцию по астрономии лектора лектория “Архимед”.
Вот расписание только одного из Дней науки. Он проводился 11 февраля 2011 года.
| Класс | 1 урок | 2 урок | 3 урок | 4 урок |
| 1 “А” | Практическая работа “Звук и тон” (лаборатории Cornelsen) | Выездное занятие (музей Огни Москвы) | ||
| 1 “Б” | Практическая работа “Воздух” (оборудование К. Мёллер) | Выездное занятие (музей Огни Москвы) | ||
| 2 “А” | Выездное занятие (музей Огни Москвы) | “Жизнь замечательных людей” | “Природа и изобретения человека” (с просмотром видеосюжета “Изобретения природы”) | |
| 2 “Б” | Практическая работа “Магниты” (лаборатории Cornelsen) | Выездное занятие “Слово о бумаге” (центр “Московия”) | ||
| 3 “А” | “Изобретения природы” (просмотр DVD) | Выездное занятие “Слово о бумаге” (центр “Московия”) | ||
| 3 “Б” | Выездное занятие “Слово о бумаге” (центр “Московия”) | Практическая работа “Звук и тон” (лаборатории Cornelsen) | ||
| 4 “А” | “Жизнь замечательных людей” | Выездное занятие (музей Огни Москвы) | ||
| 4 “Б” | Выездное занятие “Слово о бумаге” (центр “Московия”) | Конференция “Великие открытия” | ||
| 4 “В” | Конференция “Великие открытия” | “Изобретения природы” (просмотр DVD) |
Предлагаем Вашему вниманию разработку занятия, которое можно адаптировать под любой возраст учеников младших классов.