Урок по теме "Задачи на проценты"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • Закрепление ЗУН по теме «Задачи на проценты»
  • Коррекция знаний по теме «понятие процентов», «задачи на нахождение части от числа», «нахождение числа по части», «представление дробей в виде процентов и представление процентов в виде дробей»
  • Развитие творческой способности учащихся и их познавательной активности.
  • Развитие логического мышления, интуиции, внимания.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Воспитание интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, чувства товарищества, межличностных отношений;

Технология урока: игровая «Счастливый случай»

Предварительная подготовка:

  • Подготовить командам задание (выбор команды, выбор команды болельщиков);
  • Подготовка презентации и подбор музыки;
  • подбор материалов для заданий для команд и для болельщиков;

Оформление:

  1. Презентация;
  2. Экран (белая доска);
  3. Секундомер.

Игра состоит из 3-х геймов:

  1. «Дальше, дальше…» – блиц-опрос за 1 минуту;
  2. «Минное поле» – поле с вопросами;
  3. «Гонка за лидером» – расшифруй сообщение и кроссворд.

Ход игры

Класс делится на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз.

Приветствие

Ведущий: Мы рады сегодня видеть вас в нашем зале на игре «Счастливый случай». Сегодня мы узнаем кто из вас самый находчивый, самый смекалистый и самый творческий. Вам предстоит пройти несколько этапов соревнования

Правила поведения: Не выкрикивать с места. Вести себя корректно по отношению к другим командам. За нарушения будут сниматься баллы.

1-й гейм (5 мин.)

Ведущий: Мы начинаем первый гейм «Дальше, дальше …»

Каждой команде в течение минуты будут задаваться вопросы. Каждый правильный ответ будет оценен в 1 балл. Если команда не может дать правильного вопроса, то чтобы услышать новый вопрос, ей необходимо сказать слово «Дальше», но к вопросу, если даже останется время, вернуться уже будет нельзя. Максимальное количество баллов, которое вы можете заработать в этом гейме – 5.

Для того, чтобы начать игру, кинем жребий, какой команде начать первой, а какая команда будет отвечать последней.

Вопросы для 1-й команды:

  1. Одна сотая часть числа?
  2. Представьте в виде процентов число 3.
  3. Маша за 10 минут мыла 20% окна. За сколько минут она вымоет все окно?
  4. Найдите число, если 5% его равны 60.
  5. Какую часть в процентах 30 составляет от 50?

Вопросы для 2-й команды:

  1. Найдите число, если 3% его равны 60.
  2. Представьте в виде десятичной дроби 35%.
  3. Какую часть в процентах 70 составляет от 50?
  4. Плата за кредит
  5. Костя за 10 минут вымыл 40% посуды. За сколько минут он вымоет всю посуду?

Вопросы для 3-й команды:

  1. Найдите число, если 4% его равны 60.
  2. Какую часть в процентах 60 составляет от 50?
  3. Представьте в виде процентов 7.
  4. Что означает значок %?
  5. Ваня за 15 минут выполнил 30% домашнего задания. За сколько минут он выполнит все домашнее задание?

Подведем итоги конкурса.

2-й гейм (30 мин.)

Конкурс «Минное поле» (25 мин)

Каждая команда по очереди называет координаты ячейки, в которой скрыт вопрос. На размышление команде дается 3 мин. Если команда не может дать ответ на вопрос, то право ответа переходит командам-соперникам. Если отвечает команда, то вопрос оценивается в 3 балла, если команда соперников – 1 балл.

В одной из ячеек для команд есть сюрприз. Открыв ячейку, команда получит 5 баллов в свою копилку.

Вопросы:

А1. После повышения цены на 20% товар стал стоить 96р. Определите стоимость товара до повышения цены.

Б1. Утром было продано 28% товара, днем – в два раза больше, а вечером – оставшиеся 32 кг. Сколько всего килограммов товара было продано?

В1. Увеличьте число 80 на 20%.

А2. За стиральную машину и ее установку заплатили 7840 р. Стоимость установки составляет 12% от стоимости машины. Сколько стоит стиральная машина?

Б2. Уменьшите число 60 на 10%.

В2. Мальчик купил две книги, причем первая на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой? (33 1/3%)

А3. В школьной библиотеке 210 учебников математики, что составляет 15% всего библиотечного фонда. Сколько всего книг в библиотечном фонде?

Б3. Бонусы.

В3. В ателье за февраль сшили 126 юбок; это оказалось на 10% меньше, чем было сшито юбок за январь. Сколько юбок было сшито в январе?

Подведем итоги конкурса

3-й гейм «Гонки за лидером» (7 мин.)

Ведущий. Кто найдет решение задачи быстрее всех.

Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих грибов?

Подведение итогов конкурса. Подведение итогов игры.

Литература:

  1. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс под ред. Л.В. Кузнецовой и др. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре. 9 класс под ред. С. А. Шестакова и др. – М.: АСТ, 2010.
  3. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. С.М. Никольского и др. – М.: Просвещение, 2008.