Пояснительная записка
«Человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное».
Л.Н. Собчик
В последние годы акцент в воспитательной практике смещается с деятельности по формированию в ребёнке социально типичного-доминирующего направления воспитания в педагогике в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, которое призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Постепенно модель воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности ребёнка, распространяется и приживается в российском образовательном пространстве.
Индивидуальность – это интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), характеризующая его творческое отношение к себе и к жизни, представляющее собой неповторимое сочетание общих особенных и единичных черт.
Воспитание индивидуальности возможно при следующем целеполагании:
- Создание условий для становления и проявления индивидуальности детей (цель педагога).
- Эффективное использование возможностей стать самим собой (цель ребёнка).
Психолог И.И. Резвицкий утверждает, что общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной. Именно с последней он и психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков связывают сущность индивидуальности. «Индивидуальность, – подчёркивает И.И. Резвицкий, – состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим, хотя и в этом также заключён момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включён в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность». Взгляды учёных на индивидуальность как самобытность, его способность стать и быть самим собой имеют методологическое значение для определения смысла воспитательной деятельности. Наверное, ради того чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате – стать самим собой, т.е. самоосуществиться, педагогу можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий. Представители гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) считают, что в самоосуществлении и заключается подлинное счастье человека, предназначение его бытия. А следовательно, смысл деятельности педагога, если он действительно желает счастья своему воспитаннику, состоит в помощи ребёнку стать самим собой.
Но разве не каждый человек является самим собой? К сожалению, нет. Во-первых, человек изначально, т.е с момента рождения, не обладает индивидуальностью как полностью сформированным качеством. Ему ещё предстоит самоосуществиться посредством проведения многолетней нелёгкой работы по развитию и проявлению своей самобытности. Во-вторых, нередко человек плохо знает и развивает свои природные задатки, недостаточно эффективно использует внутренние и внешние возможности для самостроительства и самосовершенствования. В-третьих, бывают случаи, когда человек совершает неидентичные самому себе поступки. Довольно часто причиной самонеидентичности является конформизм личности. Человек под давлением группы может избирать формы и способы поведения и общения, которые не соответствуют его жизненным принципам. Порой он так поступает ради того, чтобы сохранить благополучное положение в группе. В данном контексте становится понятным сформулированное А.Г. Асмоловым положение: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. В-четвёртых, приостанавливая на какой-то промежуток времени работу по самосовершенствованию, человек может потерять идентичность себе в дне завтрашнем. Самоосуществление – процесс непрерывный в течение всей жизни, и об этом не следует забывать.
Воспитательная цель программы: Становление и проявление индивидуальности младшего школьника.
Задачи:
- Пробуждение у ребёнка интереса к своему Я.
- Помощь ребёнку в осознании себя и других как ценности.
- Содействие ребёнку в овладении умениями самоанализа, самооценки и саморазвития.
Замысел деятельности:
Этапы | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Часы раздумий и выводов | Азбука важных вопросов. Игра (вводное занятие) |
Что во мне изменилось? Диалог с собой |
Продолжение следует? Устный журнал (итоговое занятие) |
I. Часы самопонимания «Я – планета» | Я – это мир? Анкета-размышление |
Каков он, мой автопортрет? Коллаж – мастерская «планет-автопортретов» |
Чем я богат? Праздник «Парад планет» |
II. Часы ученичества «Каковы труды, таковы и плоды» | О чём рассказывает оценка? Вече |
Ученик – учитель Творческая мастерская |
Как научиться учиться? Тренинг |
III. Часы общения «Я и моя КЛАССная семья» | Я и мы? Игровой тренинг |
Что мы можем сами? Мастер класс вожатых |
Дружно не грузно? Конкурс МК класса |
IV. Часы самореализации «Я – человек» | Что зависит от меня? Путешествие по лесной тропинке |
А что у вас? Выставка-презентация семейных газет |
Кем быть? Проектная мастерская любимой профессии |
Программа представляет собой систему трёх целевых проектов:
- 1 год – 2 класс «Что такое хорошо, что такое плохо»
- 2 год – 3 класс «Мир человеческих чувств»
- 3 год – 4 класс «Жизнь дана на добрые дела»
Проект «Что такое хорошо, что такое плохо». 2-й класс.
«Пока человек существует,
Он будет себя открывать»
Е.М. Богат
Цель проекта:
- Содействие развитию задатков и способностей детей, проявлению их индивидуальности.
- Способствие активному участию детей в жизни класса и школы.
Задачи проекта:
- Формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду, приобщать к общественно полезной деятельности.
- Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.
- Формировать любознательность, интерес к знаниям.
- Создавать условия для проявления творческой индивидуальности.
- Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
Деятельность по реализации проекта:
- Система классных часов.
- Конкурсы, праздники, игры.
- Экскурсии.
- Система мероприятий через Информационно-библиотечный центр.
- Дни здоровья.
- Трудовой десант.
Виды деятельности классного руководителя:
- Изучение потребностей, интересов и желаний ребят.
- Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
- Предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива.
Проект «Мир человеческих чувств». 3-й класс.
«Когда человек ладит с самим собой, он ладит с миром».
А. Шефтсбери
Цель проекта:
- Формирование у учащихся авторского отношения к себе и своему бытию, социальному окружению.
- Содействие проявлению интеллектуальных способностей.
Задачи проекта:
- Формировать способности управлять своим здоровьем.
- Развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.
- Формировать у учащихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.
- Приобщать к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании.
- Формировать желание проявлять творческую инициативу.
- Формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. Создать атмосферу взаимной заинтересованности.
Деятельность по реализации проекта:
- Конкурсы стихов.
- Акции добра.
- Система классных часов.
- Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
- Походы в природу.
- Работа социального педагога и психолога.
- Дни здоровья.
- Трудовой десант.
- Система мероприятий через информационно-библиотечный центр.
Проект «Жизнь дана на добрые дела». 4-й класс.
«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделаться собой»
В.Г. Белинский
Цель проекта:
- Формирование у учащихся ценностного отношения к человеческой жизни.
- Содействие проявлению самостоятельной творческой активности.
Задачи проекта:
- Формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
- Формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школе, дома.
- Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны, обучать пониманию смысла человеческого существования.
- Создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.
- Учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности, поддерживать и направлять работу органов самоуправления.
- Формировать желание активно преобразовывать действительность.
Деятельность по реализации проекта:
- Система классных часов.
- Выпуск газет, плакатов.
- Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
- Походы в природу.
- Круглый стол в кругу друзей.
- Участие в акциях добра.
- Трудовые акции.
- Конкурсы рисунков, сочинений.
- Смотр достижений выпускников начальной школы.
Для реализации данных проектов необходимо:
- Спланировать деятельность классного коллектива на весь учебный год в соответствии с общешкольным планом.
- Организовать участие класса в запланированных мероприятиях.