Программа воспитательной деятельности "Ступень познания"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

«Человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное».
Л.Н. Собчик

В последние годы акцент в воспитательной практике смещается с деятельности по формированию в ребёнке социально типичного-доминирующего направления воспитания в педагогике в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, которое призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Постепенно модель воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности ребёнка, распространяется и приживается в российском образовательном пространстве.

Индивидуальность – это интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), характеризующая его творческое отношение к себе и к жизни, представляющее собой неповторимое сочетание общих особенных и единичных черт.

Воспитание индивидуальности возможно при следующем целеполагании:

  1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности детей (цель педагога).
  2. Эффективное использование возможностей стать самим собой (цель ребёнка).

Психолог И.И. Резвицкий утверждает, что общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной. Именно с последней он и психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков связывают сущность индивидуальности. «Индивидуальность, – подчёркивает И.И. Резвицкий, – состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим, хотя и в этом также заключён момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включён в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность». Взгляды учёных на индивидуальность как самобытность, его способность стать и быть самим собой имеют методологическое значение для определения смысла воспитательной деятельности. Наверное, ради того чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате – стать самим собой, т.е. самоосуществиться, педагогу можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий. Представители гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) считают, что в самоосуществлении и заключается подлинное счастье человека, предназначение его бытия. А следовательно, смысл деятельности педагога, если он действительно желает счастья своему воспитаннику, состоит в помощи ребёнку стать самим собой.

Но разве не каждый человек является самим собой? К сожалению, нет. Во-первых, человек изначально, т.е с момента рождения, не обладает индивидуальностью как полностью сформированным качеством. Ему ещё предстоит самоосуществиться посредством проведения многолетней нелёгкой работы по развитию и проявлению своей самобытности. Во-вторых, нередко человек плохо знает и развивает свои природные задатки, недостаточно эффективно использует внутренние и внешние возможности для самостроительства и самосовершенствования. В-третьих, бывают случаи, когда человек совершает неидентичные самому себе поступки. Довольно часто причиной самонеидентичности является конформизм личности. Человек под давлением группы может избирать формы и способы поведения и общения, которые не соответствуют его жизненным принципам. Порой он так поступает ради того, чтобы сохранить благополучное положение в группе. В данном контексте становится понятным сформулированное А.Г. Асмоловым положение: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. В-четвёртых, приостанавливая на какой-то промежуток времени работу по самосовершенствованию, человек может потерять идентичность себе в дне завтрашнем. Самоосуществление – процесс непрерывный в течение всей жизни, и об этом не следует забывать.

Воспитательная цель программы: Становление и проявление индивидуальности младшего школьника.

Задачи:

  1. Пробуждение у ребёнка интереса к своему Я.
  2. Помощь ребёнку в осознании себя и других как ценности.
  3. Содействие ребёнку в овладении умениями самоанализа, самооценки и саморазвития.

Замысел деятельности: 

Этапы 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Часы раздумий и выводов Азбука важных вопросов.
Игра (вводное занятие)
Что во мне изменилось?
Диалог с собой
Продолжение следует?
Устный журнал
(итоговое занятие)
I. Часы самопонимания «Я – планета» Я – это мир?
Анкета-размышление
Каков он, мой автопортрет?
Коллаж – мастерская «планет-автопортретов»
Чем я богат?
Праздник
«Парад планет»
II. Часы ученичества «Каковы труды, таковы и плоды» О чём рассказывает оценка?
Вече
Ученик – учитель
Творческая мастерская
Как научиться учиться?
Тренинг
III. Часы общения «Я и моя КЛАССная семья» Я и мы?
Игровой тренинг
Что мы можем сами?
Мастер класс вожатых
Дружно не грузно?
Конкурс МК класса
IV. Часы самореализации «Я – человек» Что зависит от меня?
Путешествие по лесной тропинке
А что у вас?
Выставка-презентация семейных газет
Кем быть?
Проектная мастерская любимой профессии

Программа представляет собой систему трёх целевых проектов:

  • 1 год – 2 класс «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • 2 год – 3 класс «Мир человеческих чувств»
  • 3 год – 4 класс «Жизнь дана на добрые дела»

Проект «Что такое хорошо, что такое плохо». 2-й класс.

«Пока человек существует,
Он будет себя открывать»
Е.М. Богат

Цель проекта:

  • Содействие развитию задатков и способностей детей, проявлению их индивидуальности.
  • Способствие активному участию детей в жизни класса и школы.

Задачи проекта:

  • Формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду, приобщать к общественно полезной деятельности.
  • Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.
  • Формировать любознательность, интерес к знаниям.
  • Создавать условия для проявления творческой индивидуальности.
  • Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

Деятельность по реализации проекта:

  • Система классных часов.
  • Конкурсы, праздники, игры.
  • Экскурсии.
  • Система мероприятий через Информационно-библиотечный центр.
  • Дни здоровья.
  • Трудовой десант.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Изучение потребностей, интересов и желаний ребят.
  • Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе.
  • Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
  • Предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива.

Проект «Мир человеческих чувств». 3-й класс.

«Когда человек ладит с самим собой, он ладит с миром».
А. Шефтсбери

Цель проекта:

  • Формирование у учащихся авторского отношения к себе и своему бытию, социальному окружению.
  • Содействие проявлению интеллектуальных способностей.

Задачи проекта:

  • Формировать способности управлять своим здоровьем.
  • Развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.
  • Формировать у учащихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.
  • Приобщать к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании.
  • Формировать желание проявлять творческую инициативу.
  • Формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. Создать атмосферу взаимной заинтересованности.

Деятельность по реализации проекта:

  • Конкурсы стихов.
  • Акции добра.
  • Система классных часов.
  • Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  • Походы в природу.
  • Работа социального педагога и психолога.
  • Дни здоровья.
  • Трудовой десант.
  • Система мероприятий через информационно-библиотечный центр.

Проект «Жизнь дана на добрые дела». 4-й класс.

«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделаться собой»
В.Г. Белинский

Цель проекта:

  • Формирование у учащихся ценностного отношения к человеческой жизни.
  • Содействие проявлению самостоятельной творческой активности.

Задачи проекта:

  • Формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
  • Формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школе, дома.
  • Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны, обучать пониманию смысла человеческого существования.
  • Создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.
  • Учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности, поддерживать и направлять работу органов самоуправления.
  • Формировать желание активно преобразовывать действительность.

Деятельность по реализации проекта:

  • Система классных часов.
  • Выпуск газет, плакатов.
  • Общешкольные конкурсы, игры, праздники.
  • Походы в природу.
  • Круглый стол в кругу друзей.
  • Участие в акциях добра.
  • Трудовые акции.
  • Конкурсы рисунков, сочинений.
  • Смотр достижений выпускников начальной школы.

Для реализации данных проектов необходимо:

  1. Спланировать деятельность классного коллектива на весь учебный год в соответствии с общешкольным планом.
  2. Организовать участие класса в запланированных мероприятиях.

Приложения.