Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет.
Саади
Евгений Николаевич Ильин, автор оригинальной концепции преподавания на основе педагогического общения, утверждал, что «учитель должен знать, чему научил, учащийся – чему научился». Несомненно, контроль знаний и умений школьников, его успешная организация – необходимый элемент учебного процесса.
К сожалению, в последнее время приходится все чаще с горечью констатировать факт исчезновения стойкого интереса к учебе у современных детей. Для педагогов все актуальней становится вопрос: как учить детей? Главная задача образовательного процесса – построить работу учителя и учеников так, чтобы школьники приобретали навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, учились обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании окружающего мира, придающая уверенность, создающая положительные эмоции, устраняющая негативное отношение к учению.
Чтобы вовремя выявить и ликвидировать пробелы в обучении, побудить ученика работать систематически, а не время от времени, правильно скорректировать содержание и методы обучения, необходимо организовать проверку знаний на всех этапах овладения новыми знаниями.
На мой взгляд, хорошие результаты дают такие формы работы с учащимися, которые предполагают использование элементов проблемно-поискового подхода. Для изложения нового материала предлагается использовать стратегию «продвинутой лекции» - изучение материала с остановками. Для этого содержание темы разбивается на смысловые части, каждая часть обсуждается по разработанному плану. По ходу изучения материала учащиеся продолжают отрабатывать навыки работы с опорными конспектами, технологическими картами, использовать опорные слова, отличать в содержании главное от второстепенного, анализировать и критически осмысливать новый материал.
Тема «Металлы главных и побочных подгрупп» в соответствии с Программой по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Е.Кузнецовой (учебник Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н., Жегина А.Ю. «Химия. 9 класс» – М.: Вентана-Граф, 2009.) изучается в течение 9 часов, которые распределяются следующим образом:
- Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп.
- Щелочные металлы и их соединения.
- Щелочноземельные металлы. Жесткость воды.
- Алюминий.
- Металлы, принадлежащие к d-элементам. Железо. Важнейшие соединения железа.
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Практическая работа №6
- Повторение и обобщение материала по теме «Металлы»
- Решение задач. Семинар.
- Контрольная работа 3
Общие свойства металлов. Металлы главных и побочных подгрупп.
Вашему вниманию предлагаются контрольно-измерительные материалы для организации контроля при изучении металлов главных подгрупп.
Урок 1. Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп.
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Задачей первого урока является актуализация опорных знаний и активизация познавательной активности учащихся. В начале изучения темы предлагаю школьникам работу по опорному конспекту, цель которой – общей характеристики металлов главных подгрупп.
Работа с опорным конспектом «Характеристика химического элемента» (Приложение 1). Контроль знаний и умений учащихся можно осуществить в форме кратковременной самостоятельной работы с последующим ее обсуждением. При проведении такой самостоятельной работы детям задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать краткие ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы, проблемные вопросы или тестовые задания. Итогом последующего обсуждения заданий должно быть составление Опорной схемы по теме «Металлы» (Приложение 2).
Примерное задание для самостоятельной работы: см Приложение 4.
Вопросы для обсуждения:
Когда-то человечество пережило каменный век. Потом наступил век бронзовый, а затем – железный, вернее, металлический. Люди уже несколько тысяч лет живут в металлической цивилизации.
- А что такое металлы?
- Каковы главные черты строения и свойств металлов?
- Много лет назад алхимики считали, что лишь золото – полноценный металл, остальные металлы – ошибка природы. Так ли это?
(Работа с опорным конспектом (Приложение 1).
Ответы на вопросы для обсуждения:
Металлы – это химические элементы, атомы которых имеют 1-2 электронов на внешнем энергетическом уровне, большой радиус, малую электроотрицательность.
Урок 3. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды.
Старайся дать уму как можно больше пищи.
(Л.Толстой)
Основная цель данного урока – знакомство с обширной группой химических соединений кальция и магния, их свойствами. Особое внимание стоит уделить применению соединений щелочноземельных металлов и их значению в жизни человека. Достижению этих целей в наибольшей мере способствует применение творческих заданий. Творческие задания могут быть разными по сложности и выполняют разные функции. Так, например, творческие задания, используемые на этом уроке, позволяют ученикам повысить эрудицию, активизировать познавательную активность. Учащиеся работают с технологической картой (Приложение 3).
- О соединениях какого металла пойдет сегодня речь?
Чуть больше 200 лет назад во втором кругосветном путешествии Джеймса Кука сопровождал немецкий естествоиспытатель Иоганн Рейнгольд Форстер, воображение которого поразила изумительная картина коралловых островов Тихого океана. Но дело было не только в красоте рифов и лагун. Форстер первым осмыслил и оценил ту грандиозную созидательную деятельность живых организмов, благодаря которой возникают известковые массивы.
В течение невообразимо долгих геологических эпох происходило накопление скелетов, панцирей и раковин отмирающих организмов.
И вот – целые горы! Такие, как, скажем в Англии. Древнее название этой страны – Альбион происходит от латинского «альба» - белый. Когда римские завоеватели, под предводительством Цезаря, подплывали к британским берегам, первое, что они увидели, были меловые скалы Дувра…
В древнем Египте плотные известняки служили материалом для постройки жилищ и храмов. Известная пирамида Хеопса, весящая около 5 млн. т, сложена из 2 млн. брусков известняка. Из него строили Великую китайскую стену.
По какой причине появились эти географические названия: «Москва белокаменная», «Белгород», «Белогорье»?
Из известняка построены многие здания Крыма, Кавказа, в Центральном и в Центрально-Черноземном регионах. Не кажется ли вам знакомым пейзаж на слайде? Это меловые горы вблизи Белгорода. Такие горы мы можем видеть повсюду на Белгородчине.
История Белгородчины уходит истоками в седую древность. Многим известно, что в XVII веке по территории области простиралась знаменитая Белгородская черта, защищавшая южные рубежи страны от нападений татар.
Соединения какого химического элемента так поразили людей прошлых столетий, что были увековечены в географических названиях? (Кальций).
- Давно ли люди знакомы с кальцием? (Кальций – активный металл, получают его электролизом расплавов солей, поэтому открыт был сравнительно поздно, в 19 веке).
- А с его соединениями? Какие соединения кальция вам известны? (Мел, мрамор, жемчуг, известняк, гипс и др.)
- В Англии очень популярны самоподогревающиеся консервы. Как вы думаете, на чем основан принцип их работы? (При прокалывании банки оксид кальция соединяется с водой и выделяется достаточно тепла, чтобы разогреть банку консервов).
- «Тогдашняя весна застала меня в Красноводске… Пахнущий нефтью и гашеной известью город встретил меня не так радушно, как мне хотелось бы…» (Максимов В. Карантин: Роман, М.: 1991). Вопрос. Приведите формулу гашеной извести. Имеет ли она запах? Какой «известью» могло пахнуть в городе, в котором был введен противохолерный карантин? (Са(ОН)2, запаха это вещество не имеет. В городе могло пахнуть хлорной известью).
- В организме человека массой 70кг содержится 1кг 700г кальция. У человека кальций участвует в процессах свертывания крови, входит в состав зубов, костей, тканей и органов. Зачем Наталья Гончарова всю жизнь пила раствор толченой скорлупы яиц? (В 19 веке таким способом боролись с проблемой хрупкости костей, связанной с недостатком кальция в организме).
- Что происходит с зубами под действием органических кислот. (Под действием любых кислот происходит разрушение эмали зубов).
- Почему в настоящее время не используют для чистки зубов природный мел? (Мел – абразивное средство, с его помощью невозможно чистить зубы бережно, он царапает эмаль).
- Почему наши бабушки для стирки использовали воду, пропущенную через золу? (Тогда не было мыла, а зола, содержащая карбонат калия, при гидролизе создает сильно щелочную среду).
Тестовая проверка может осуществляться практически на каждом уроке химии. В учебном процессе такая проверка выполняет разные функции. С ее помощью учитель узнает, насколько хорошо усвоен материал данного урока или темы, готовит детей к работе над новым материалом, углубляет полученные знания. Тестовая тематическая проверка на данном уроке проводится после работы над материалом темы по технологической карте и после выполнения лабораторной работы.
Проверочные тесты к уроку: «Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы её устранения»
Вопрос | Варианты ответов |
1. На внешнем энергетическом уровне в атоме кальция число электронов: |
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. |
2. Степень окисления кальция в соединениях равна: |
а) +1; б) +2; в) -1; г) -2. |
3. Жженая известь – это: |
а) оксид кальция; б) гидроксид кальция; в) сульфат кальция; г) карбонат кальция. |
4. Химические свойства какого вещества использовали при изготовлении саморазогревающихся консервов? |
а) оксид кальция; б) гидроксид кальция; в) сульфат кальция; г) карбонат кальция. |
5. Наличие каких ионов обуславливают карбонатную жесткость воды? |
А) H+ ,Cu2+ и CO32- ; Б) Ca2+ ; CO32- ; Cl- ; Mg2+ ; В)SO42- ; HCO3- Ca2+ ; Г) HCO3- ; Ca2+ ; Mg2+ |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б | б | а | а | б |
Урок 7. Повторение и обобщение материала по теме «Металлы главных подгрупп»
Задания для письменной самостоятельной работы к уроку см. Приложение 5.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Охарактеризуйте положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.
- В чем состоят особенности электронного строения атомов металлов А и Б групп Периодической системы?
- Какие степени окисления характерны для металлов в соединениях?
- Можно ли хранить сплав натрия и калия на воздухе?
- Почему кальций встречается в природе только в виде солей?
- Почему кальций не встречается в природе в свободном виде?
- Какие соединения кальция входят в состав живых организмов?
- Какие соли кальция содержатся в природных водах?
- Назовите области применения соединений кальция.
- Водопроводная вода — это чистое вещество?
- Какие вещества придают воде жесткость?
- Можно ли избавиться от постоянной жесткости воды кипячением?
- Можно ли использовать для очистки питьевой воды метод дистилляции?
- Как можно обнаружить в водном растворе катионы кальция?
- Как можно обнаружить ионы натрия и калия?
Список литературы
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 560 с. : ил.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2009/ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 160 с.
- Книга для чтения по химии. Часть первая. Составили Парменов К.Я. и Сморгонский Л.М. – М.: Просвещение, 1955.
- Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 9 класс» – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Савинкина Е.В. и др. Химия: Методические рекомендации для 10–11 кл. школ и классов гуманитарного профиля / Савинкина Е. В., Логинова Г. П., Козлова И. А. — М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2005. — 120 c. http://www.astpress-shkola.ru/upload/recommends/Himia_human_10-11kl.pdf
- Ножко Е.С., Сугатов А.П. Открытый урок «Карбонаты» - Приложение «Химия» к газете «Первое сентября» № 48 1997 г.