Цели.
1. Закрепить умение различать понятия “цифра”, “число”.
2. Закрепить знания состава числа.
3. Закрепить знания последовательности натуральных чисел от 1 до 10.
4. Совершенствовать умения решать задачи.
Ход урока
I. Организация начала урока
Учитель:
Звенит звонок.
Начинается урок.
II. Целевая установка
- Сегодня на уроке мы совершим математическое путешествие на Планету Чисел. Ваша задача во время этого путешествия вспомнить всё, что узнали о числах. Мы будем складывать и вычитать, а также задачи решать. Вспомним геометрические фигуры.
- Вместе с нами отправится в математическое путешествие герой одного из самых популярных и любимых произведений Н.Н.Носова… Отгадайте его имя.
Он, конечно, самый главный
Озорник – шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
- Молодцы! Конечно, это он. А ещё – наши любимые Смешарики помогут вам в подготовке к полёту. Ну, что, вперёд!
III. Актуализация опорных знаний
- Настоящие космонавты тщательно готовятся к полёту. И вам необходимо совершить предполётную подготовку. Готовы? Вперёд!
1. Восстановление числового ряда. Задание № 1.
- Совунья рассыпала фишки домино и не может вспомнить: в каком порядке они были расположены. Два члена вашей космической команды должны ей помочь. Восстановить последовательность фишек и чисел.
2. Найти значение выражения. Задание № 2.
- Ваши друзья Лосяш и Пин приготовили настоящие математико-космические испытания, они очень хотят, чтобы вы с ними справились и смогли совершить путешествие. Попробуем?
3. Сравнение выражений. Задание № 3.
- Сравните выражение и число. Поставьте знаки “<”, “>” или “=”
(В то время, когда дети работают у доски, идёт фронтальная работа с классом)
1) Счёт в пределах 10:
1 ряд считает от 1 до 7 и обратно.
2 ряд считает от 1 до 8 и обратно.
3 ряд считает от 1 до 9 и обратно.
Все вместе – от 1 до 10 и обратно.
2) Работа с числовым рядом. (На партах у детей выложен числовой ряд от 1 до 10 из разрезного приложения, используется мяч с небольшими шипами для массажа рук)
- Назвать предыдущее число для числа 3
- Назвать последующее число для числа 5
- Назвать соседей числа 8
- На сколько 4 больше, чем 3?
- Какое число при счёте идёт раньше 6 или 7?
- Какое число при счёте идёт позже 9 или 8?
(Отвечающий ученик крутит мяч в своих ладошках)
4. Проверить работу своих товарищей. Задание № 4.
(Обучающиеся проверяют работу своих одноклассников и своё согласие или несогласие отмечают сигнальными карточками)
IV. Работа над закреплением пройденного материала
1. Натуральный ряд чисел
- Как называется ряд чисел, выложенный у вас на партах? (Натуральный ряд чисел от 1 до 10)
- Как называется порядок:
счёта слева – направо? (Прямой порядок)
справа – налево? (Обратный порядок)
- Что происходит с числами:
при прямом порядке? (Увеличиваются на 1)
при обратном порядке? (Уменьшаются на 1)
Слайд № 1. Натуральный ряд чисел
- Все ли числа на экране стоят на своём месте? (Нет, числа 6 и 4 заблудились)
- Восстановите ряд чисел. (Необходимо число 4 поставить после числа 3, так как оно на 1 больше, чем 3. А число 6 поставить в натуральном ряду после числа 5, так как оно на 1 больше чем 5 и меньше на 1, чем 7)
- Мы прошли предполётную подготовку. Наши инструкторы – Смешарики остались довольны. Вы выполнили их задания и готовы отправиться к Планете Чисел. Какие знания вам помогут в этом путешествии?
- Знания порядка в натуральном ряду чисел. Умение складывать и вычитать. Сравнивать.
Физкультминутка. Слайд № 2
Слайд № 3
2. Геометрические фигуры.
- Из каких геометрических фигур смастерил Незнайка для нас ракету?
- Покажите и назовите правильно эти фигуры. Сколько их всего?
- Чью фотографию разместил Незнайка на корпусе ракеты? (Ю.А.Гагарина)
- Что вы знаете об этом человеке? (Ю.А.Гагарин – первый человек, совершивший полёт в космос 12 апреля 1961 года. В этом году исполнилось ровно 50 лет со дня этого знаменательного события. 2011 год объявлен годом Космонавтики)
- Мы добрались до Планеты Чисел.
Слайд № 4
- А вот и жители этой планеты. Кто они? (Числа от 1 до 10)
Слайд № 5
- Числа очень рады видеть вас и Незнайку. Они предлагают совершить экскурсию по планете. Согласны? В путь.
3. Минутка чистописания
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
(У каждого ученика в тетради прописано индивидуальное задание для работы на “Минутке чистописания”)
4. Решение задач. Работа с числами 7, 8, 9, 10
Слайд № 6. Задача
Слайд № 7. Образец написания цифры 7
Слайд № 8. Задача
Слайд № 9. Образец написания числа 8.
Слайд № 10. Задача
Слайд № 11. Образец написания цифры 9
Физкультминутка
Слайд № 12. Задача
Слайд № 13. Образец написания числа 10.
- Какое число в вашем ряду особенное? (10)
- Почему? (Все числа однозначные, а число 10 – двузначное. Оно так названо потому, что записывается двумя цифрами)
5. Состав числа 10
- Как можно получить число 10? Давайте вспомним состав этого числа. (Обучающиеся работают на индивидуальных карточках. Заполняют домики с составом числа 10)
- Взаимопроверка. Поменяйтесь домиками, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего товарища.
- Верните работу. Поднимите руку, у кого нет исправлений. А теперь давайте все вместе проверим, как вы справились с этим математико-космическим заданием.
Слайд № 14. Состав числа 10
6. Работа с учебником
- Вы справились с заданиями и многому научили Незнайку. Жители Планеты Чисел решили сделать вам сюрприз. Они приглашают вас в музей стекла.
Слайд № 15. Музей стекла
- Откройте учебник с.63. В музее стекла идёт ремонт. Помогите жителям Планеты Чисел его закончить: каких по форме стёкол не хватает. (Учебник М.И.Моро. Математика. 1 класс. Просвещение 2011 г.)
V. Рефлексия. Итог урока
Слайд № 16. Рефлексия
- Вы сегодня настоящие Молодцы! Мы заканчиваем наше математико-космическое путешествие. Прощаемся с жителями Планеты Чисел и возвращаемся на планету Земля. Скажите, чему мы научили сегодня Незнайку? А вы какие знания вспомнили? (Сегодня на уроке мы восстанавливали натуральный ряд чисел от 1 до 10, решали задачи, вспомнили геометрические фигуры, состав числа 10. Незнайку научили считать и записывать цифры).
- На память о сегодняшнем путешествии вам останутся билеты на математико-космическое путешествие. (На парте у каждого обучающегося лежит лицевой стороной вниз цветной билетик с изображением “жителей Планеты Чисел”) Возьмите цветные листочки и переверните их. Это и есть ваши билеты.
- Урок окончен.
Литература: В.Волина. Праздник числа. АСТ-Пресс. Москва. 1996 год.