Департамент образования г. Москвы отмечает, что обучение иностранным языкам в школе значительно улучшилось не только вследствие появлению новых нормативно-правовых документов, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, переходу на личностно-ориентированный подход.
Новая программа "Столичное образование-5" предусматривает также усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование ключевых компетентностей - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Ролевая игра как раз и является одной из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределёнными между ними ролями и игровым сюжетом. Обучающие возможности ролевой игры заключаются в том, что она самая точная модель общения. Также в процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь. Речевой этикет, умение общаться друг с другом. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры, поэтому её использование на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувства равенства, атмосфера увлечённости и радости - всё это даёт возможность ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Обучающие игры можно подразделить на следующие категории:
- Лексические игры;
- Грамматические игры;
- Фонетические игры;
- Орфографические игры;
- Творческие игры.
Одним из вариантов ролевой игры в начальной школе является игра с предметом. В такой игре используются фотоальбомы, книги, предметы бытового назначения, игрушки. Средства наглядности создают эффект присутствия в конкретной ситуации общения и помогают лучше усвоить материал. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях окружающего мира, об одежде, режиме дня, о праздниках и т.д.
На уроках я большое внимание уделяю таким ролевым играм. На данном этапе урока происходит тренировка диалога знакомства. Отработка речевых образцов проводится в форме игры с показом игрушек-картинок. Это очень оживляет урок, делает его интересным для учащихся.
В своей работе при изучении нового материала, повторения или закрепления раннее изученного я часто использую игровую деятельность. Однако, прежде чем предложить игру на уроке ученикам, необходимо продумать её целесообразность, определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Положительных результатов достигаю за счёт создания ситуации успеха для каждого ребёнка: для этого подбираются такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. Это позволяет создать благоприятный психологический климат на уроках, что отражается на результативности обучения учеников школы и выражается в высоком качестве знаний, интереса ребят к изучению языка.
В подростковом возрасте возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника: в общественных местах, в местах культурного досуга.
В 7 классе по теме "Экологические проблемы планеты" провожу ток-шоу. Конечно, это очень не просто подготовить и провести такую ролевую игру. Учащимся необходимо овладеть лексико-грамматическим материалом на английском языке, чтобы иметь возможность обсуждать данную тему на иностранном языке. И задача учителя создать условия, которые способствовали бы общению учащихся в соответствии с их реальными потребностями и интересами.
Для организации общения в учебном процессе я стараюсь использовать разнообразные жизненные ситуации. Так, по теме "Книги в нашей жизни" можно провести простую, но интересную и полезную игру "В библиотеке". После закрепления лексики по теме ребята разыгрывают ситуацию посещения школьной библиотеки. Цель данной ролевой игры - развитие коммуникативных навыков, умения применять полученные знания в реальной ситуации.
В условиях постепенного перехода к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения становится имитационная игра. Такая игра используется также в целях формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений.
Лучшими приёмами активизации устной речи учащихся являются приёмы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приёмы.
Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне "равный - равному", где учитель и ученик часть одной команды. Они способствуют организации комфортных условий обучения, их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Так, в 8 классе была проведена игра- дискуссия между оптимистами и пессимистами, где использовались и межпредметные связи с предметом обществознания и работой психологов. Рассматривались различные точки зрения, ученики выясняли, рождаемся ли мы уже оптимистами и пессимистами или становимся таковыми в процессе жизни. В конце игры ученики пришли к мнению создать клуб оптимистов и выработали несколько принципов, на которых будет основываться клуб.
Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Как известно, в качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучения общению. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. И при этом большую значимость приобретает ролевая игра, которую можно применять не только на уроках иностранного языка, но и на всех других уроках.