Содержание:
- Обучение счету.
- Обучение грамоте и развитию речи.
- Обучение рисованию.
- Трудовое обучение.
Введение и пояснительная записка.
Главное назначение этой программы состоит в том, чтобы помочь дошкольникам подготовится к обучению в школе. Занятия проводятся в апреле, мае, июне, 2 занятия в неделю по 30 минут, программа рассчитана на 34 часа.
На занятиях по обучению счету развивать у детей логическое мышление, математическую речь, закреплять знание чисел до 10. На занятиях дети упражняются в формировании пространственных представлений сравнивают числа и группы предметов, учатся в порядковом и количественном счете. На занятиях предполагается развития мелкой моторики рук, развитие у детей фантазии воображения, творческих способностей. Формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, размере учатся различать и называть геометрические фигуры, развивают ориентировку в пространстве, во времени.
Главное назначение подготовки состоит в том, чтобы развивать фонематический слух детей, обучение умелой, искусной, эффективной речи. Помочь детям осмысливать свою речь, чтобы на этой основе помочь им идти вперед в обладании общением. Дети должны усвоить основные понятия: для чего нужна речь, виды общения, речевая ситуация, словесная вежливость, речевые жанры: сказки, считалки, рифмы. На занятиях дети упражняются в различении гласных и согласных звуков, «строят» звуковые домики, играют в игры. Дети учатся выделять из потока речи предложения, переставлять слова в предложении, добавлять, заменять слова в предложении, составлять новые предложения, использовать «живые модели» в процессе обучения. Учить детей правильному определению гласных и согласных звуков, звуков, знакомить с особенностями твердых и мягких согласных. Глухих и звонких. При работе над звуковым анализом слов следует включать задания на обозначение ударения, на «работу» гласных и согласных звуков, на количество слогов в слове, на выделение нужного звука в слове. Где произношение расходится с пожеланием. На занятиях дети должны как можно больше сами говорить. Большая часть времени отводится практике: анализу текстов – что сказал, и что хотел сказать ребенок, словесным играм: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Найди свой домик», «Назови слово или предложение по заданной модели», «Чистоговорки, скороговорки, загадки, считалки (упражнения типа «Произнесем шепотом, но отчетливо», «Задуем свечу», «Пусть сейчас прожужжит жук, просветит ветер, прошипит уж и т.д.»).
Главная задача – формирование, у детей нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, формирование художественно-творческой активности детей. На занятиях дать детям четкое представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, привлечению жизненного опыта детей живых примеров из окружающей жизни. Работа на основе, наблюдения и изучения окружающей деятельности важное условие успешного освоения детьми материла и служит источником их самостоятельных творческих поисков. Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование, декоративная работа, беседы об искусстве и красоте вокруг нас, учитывается особенность времени года и интересы детей.
Главная задача – развитие художественного творчества дошкольников.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет разнообразные виды трудовой деятельности: лепка, аппликация, ручной труд, конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания и творческого самовыражения. Для этого необходимо создать условия, которые обеспечивают эмоционально-образное восприятие ребенком действительности формирования эстетических чувств, развитие образного мышления и воображения.
Для полноценной подготовки детей к школе важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности в процессе труда: умение слушать. Выполнять инструкции учителя, понимать поставленную задачу, планировать ход роботы, подбирать необходимую трудовую операцию, выбирать рациональный вариант работы, осуществлять самоконтроль.
Программа
Обучение счету.
На занятиях по обучению счету развивать у детей логическое мышление, математическую речь, закреплять знание чисел до 10. На занятиях дети упражняются в формировании пространственных представлений сравнивают числа и группы предметов, учатся в порядковом и количественном счете. На занятиях предполагается развития мелкой моторики рук, развитие у детей фантазии воображения, творческих способностей. Формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, размере учатся различать и называть геометрические фигуры, развивают ориентировку в пространстве, во времени.
Обучение грамоте и развитию речи.
Главное назначение подготовки состоит в том, чтобы развивать фонематический слух детей, обучение умелой, искусной, эффективной речи. Помочь детям осмысливать свою речь, чтобы на этой основе помочь им идти вперед в обладании общением. Дети должны усвоить основные понятия: для чего нужна речь, виды общения, речевая ситуация, словесная вежливость, речевые жанры: сказки, считалки, рифмы. На занятиях дети упражняются в различении гласных и согласных звуков, «строят» звуковые домики, играют в игры. Дети учатся выделять из потока речи предложения, переставлять слова в предложении, добавлять, заменять слова в предложении, составлять новые предложения, использовать «живые модели» в процессе обучения. Учить детей правильному определению гласных и согласных звуков, звуков, знакомить с особенностями твердых и мягких согласных. Глухих и звонких. При работе над звуковым анализом слов следует включать задания на обозначение ударения, на «работу» гласных и согласных звуков, на количество слогов в слове, на выделение нужного звука в слове. Где произношение расходится с пожеланием. На занятиях дети должны как можно больше сами говорить. Большая часть времени отводится практике: анализу текстов – что сказал, и что хотел сказать ребенок, словесным играм: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Найди свой домик», «Назови слов или предложение по заданной модели», «Чистоговорки, скороговорки, загадки, считалки (упражнения типа «Произнесем шепотом, но отчетливо», «Задуем свечу», «Пусть сейчас прожужжит жук, просветит ветер, прошипит уж и.т.д.»).
- «Скажи слово и послушай себя»;
- «Найди ударный слог и произнеси слово по слогам»;
- «Выдели голосом первый, второй и т.д. звук в слове, назови его»;
- Игры «Звуковички» (назвать слово с нужными звуками);
- «Страшный. А М» (различать гласные и согласные);
- «Тим и том» (помогают различать мягкие и твердые согласные).
- Игра-загадка, когда учитель задумывает слово (из двух, трех и т.д. звуков, где 1, 2, 3 и т.д. мягкий – твердый ), ведет указкой по модели, а дети пытаются угадать данное слово;
- Дидактические игры: «закончи слово, добавив окончание: ма (к, ша, шина, рка); «Подбери рифму: друг (лук, круг, вдруг)»; «найди слово в слове: уточка – точка»; «Загадки, шарады, ребусы» и другие.
Обучение грамоте и развитие речи будет успешным, если на занятиях не будет молчащих и в группе будет не более 5 человек.
Обучение рисованию.
Главная задача – формирование, у детей нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, формирование художественно-творческой активности детей. На занятиях дать детям четкое представление о системе взаимодействия искусства с жизнью, привлечению жизненного опыта детей живых примеров из окружающей жизни. Работа на основе, наблюдения и изучения окружающей деятельности важное условие успешного освоения детьми материла и служит источником их самостоятельных творческих поисков. Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование, декоративная работа, беседы об искусстве и красоте вокруг нас, учитывается особенность времени года и интересы детей.
К концу занятий дети должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый и голубой)
- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, красны и желтый, оранжевый)
Должны уметь:
- правильно сидеть за партой (столом) верно, держать лист бумаги, владеть кистью;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски ровно закрашивать ими поверхность;
- выполнять простейшие узоры из элементов растительного мира;
- узнавать на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
Трудовое обучение.
Главная задача – развитие художественного творчества дошкольников.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет разнообразные виды трудовой деятельности: лепка, аппликация, ручной труд, конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания и творческого самовыражения. Для этого необходимо создать условия, которые обеспечивают эмоционально-образное восприятие ребенком действительности формирования эстетических чувств, развитие образного мышления и воображения.
Для полноценной подготовки детей к школе важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности в процессе труда: умение слушать. Выполнять инструкции учителя, понимать поставленную задачу, планировать ход роботы, подбирать необходимую трудовую операцию, выбирать рациональный вариант работы, осуществлять самоконтроль.
Процент трудового обучения на занятиях должен опираться на жизненный опыт детей. Организация занятий должна быть основана на индивидуальном подходе к ребенку, должны соблюдаться дидактические принципы: доступность учебного материала, сознательность его усвоения, принцип наглядности, систематичности, последовательности одновременно решаются задачи.
- образовательные: получение знаний о материальных, инструментах, процессе труда, знаний, связанных с тематикой занятий
- развивающие: развитие умений пользоваться инструментом, обрабатывать материалы, выполнять простейшее трудовые операции;
- воспитательные: необходимость воспитывать в детях культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, аккуратность, эстетическое отношение к продуктам труда.
Основные виды трудовой деятельности: аппликация, лепка, ручной труд.
К концу занятий дети должны уметь:
- составлять композицию на бумаге;
- планировать последовательность выполнения аппликации;
- выполнять разметку детали по шаблону самостоятельно;
- работать с пластилином;
- выполнять плоскостную аппликацию из пластилина.
Обучение счету. Тематическое планирование.
№, п/п | Тема занятий | Количество часов | Формирование знаний, умений, навыков |
1. | Понятия «один – много», «слева – направо». | 1 час | Научится различать данные понятия. |
2. | Число 1, цифра 1, понятия «на – над – под – за – перед». | 1 час | Запоминать число и цифру 1, различать данные понятия. |
3. | Число 2, цифра 2. Свойство предметов. | 1 час | Различать число и цифру 2, свойства предметов. |
4. | Сравнение, геометрические фигуры. | 1 час | Учится сравнивать группы предметов. Называть геометрические фигуры: |
5. | Число 3, цифра 3.Понятия «между – посредине», «выше – ниже». | 1 час | Запомнить число 3 и цифру 3. Усвоить понятия «между – посредине» |
6. | Счет до 4. Число 4, цифра 4. Понятия «раньше – позже». | 1 час | Различить число и цифру 4. Усвоить понятия «раньше – позже». |
7. | Счет до 5, число 5, цифра 5. Понятия «уже – шире», «толще – тоньше». | 1 час | Различать число 5 и цифру 5. Усвоить данные понятия. |
8. | Повторение: числа 1-5. Понятия «больше – меньше», «столько же». | 1час | Знать счет до 5. Уметь различать число и цифру. Усвоить данные понятия. |
9. | Число 6, цифра 6. Дни недели. | 1 час | Запомнить число 6и цифру 6. Запомнить последовательность дней недели. |
10. | Счет до 7. Число 7, цифра 7. Месяцы. | 1 час | Уметь считать до 7. Запомнить последовательность месяцев |
11 | Счет до 8. Число 8. Порядковый счет | 1 час | Уметь считать до 8. Усвоить порядковый счет. |
12. | Счет до 9. Число 9. Обратный счет. | 1 час | Различать число 9. Уметь считать по порядку и обратно. |
13. | Считать до 10. Число 10. Порядковый и обратный счет. | 1 час | Уметь считать до 10 и обратно. |
14. | Повторение: числа 1–10. | 1 час | Знать порядковый и обратный счет. Различать число и цифру. Сравнивать группы предметов. Различать признаки предметов. |
Всего: | 14 часов |
К концу занятий дети должны знать:
- названия цифр;
- понятия «один – много», «слева – направо», «на – над – за – перед», «между – посредине», «выше – ниже», «раньше – позже», «уже – шире», «толще – тоньше», «больше – меньше», «столько же»;
- последовательность дней недели, месяцев;
Должны уметь:
- различать числа;
- сравнивать группы предметов;
- считать до 10 и обратно;
- называть геометрические фигуры: треугольник, квадрат, четырехугольник, круг.
Обучение грамоте. Тематическое планирование.
№, п/п | Тема занятий | Количество часов | Формирование знаний, умений и навыков. |
1. | Предложение, слово, слог. Моделирование предложений. | 2 часа | Усвоить схему речи: предложения словослог звук. |
2. | Ударение в словах. Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. | 2 часа | Учится находить место ударения в слове. Различать ударение гласной согласной. Определять количество слогов в слове. |
3. | Звуки речи. Слова благодарности: спасибо, благодарю, я рада, удивлена. | 2 часа | Находить в словах гласные и согласные звуки. Закреплять знания количестве слогов в слове, ударение. |
4. | Главные звуки. Анализ загадок. Слова прощания: до свидания, спокойной ночи. | 2 часа | Показать работу гласных звуков. Различать гласные звуки, уметь находить их в словах определять количество слогов место ударения. |
5. | Согласные звуки. Анализ чистоговорок и скороговорок. Слова извинения: простите, извините, я не хотела…, будьте любезны. | 2 часа | Различать согласные звуки. Учится определять мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки, понять работу согласных звуков. |
6. | Путешествие в страну звуков. | 1 час | Назвать гласные и согласные звуки, различать их находить ударный слог определять количество слогов в слове, составлять предложения на данную тему; читать модели слог, слов, предложений пользоваться словами вежливости. |
Всего: | 11 часов |
По обучению грамоте.
Основные требования к занятиям, умениям и навыкам дошкольников к концу занятий.
- Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре или группе.
- Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Находить место ударения в слове, (двусложные)
- Определять количество слогов (односложные, двусложные слов).
- Уметь, вычленять предложение из текста (на слух), определять количество слов в предложении.
- Знать слова приветствия, прощания, благодарность, извинения.
- Различать загадки, чистоговорки, скороговорки.
- Соблюдать правила посадки, правило поведения на занятиях, правильно держать ручку или карандаш при письме.
Обучение рисованию. Тематический план.
№, п/п | Тема | Количество часов |
1. | Рисование с натуры: ваза с цветами (ромашка, тюльпан), (акварель). | 1 час |
2. | Декоративное «Украшение платка узорами из элементов растительного мира, (акварель, техника смешанная). | 1 час |
3. | Рисование по представлению: «Чудо-дерево» (акварель техника смешанная). | 1 час |
4. | Рисование по памяти: «Что за чудо эти бабочки» (акварель). Беседа по картине «Летняя лужайка». | 1 час |
5. | Тематическое рисование: «Лесное летнее царство». Беседа по картине «В лесу». | 1 час |
К концу занятий дети должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый и голубой);
- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, красны и желтый, оранжевый).
Должны уметь:
- правильно сидеть за партой (столом) верно, держать лист бумаги, владеть кистью;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски ровно закрашивать ими поверхность;
- выполнять простейшие узоры из элементов растительного мира;
- узнавать на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.
Полностью текст статьи представлен в Приложении.