Цели:
- организовать комплексную работу с текстом (повторение);
- формировать умение составлять план текста;
- проведение комплексного повторения изученных правил правописания;
- стимулирование познавательного интереса к предмету;
- развивать внимательность, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать, анализировать и обобщать;
- воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе.
Учебная задача: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Оборудование: индивидуальные испытательные листы с заданиями, оформление классной комнаты (космическое панно), звезды, шлемы, телеграмма, музыкальный центр, цветные фишки.
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний учащихся.
Структура урока. Урок - игра "Мы играем в космонавтов" (состязательно-игровая основа).
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
- Ребята, посмотрите на панно и скажите, пожалуйста, какой праздник мы с вами отмечали совсем недавно.
(12 апреля - День космонавтики)
- К нам в класс сегодня доставили телеграмму. Интересно вам узнать, что в ней написано?
- Зачитывается текст телеграммы.
Телеграмма
Дорогие учащиеся 2 - б класса МОУ СОШ № 2!
Мы предлагаем вам принять участие в отборочных испытаниях для зачисления в отряд "Юных космонавтов".
Г. Москва, Звездный городок, Центр подготовки космонавтов.
II. Сообщение темы урока.
- Вы хотите пройти эти испытания?
- Сегодня у нас пройдет необычный урок - игра по русскому языку "Мы играем в космонавтов".
Девизом нашего урока будут следующие слова:
"Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости ребят и девчат".
III. Деление учащихся класса на экипажи.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?
- Я с вами согласна полностью. Космонавты должны быть трудолюбивыми, дружными, дисциплинированными, ответственными и, конечно же, выносливыми.
Каждый будущий космонавт должен выполнять космические правила. Нам их прочтет Зелинский Саша.
Школьник, не забудь,
В космонавты держишь путь!
Главным правилом у нас -
Выполнять любой приказ!
Космонавтом хочешь стать -
Должен много, много знать!
Любой космический маршрут -
Открыт для тех, кто любит труд!
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет!
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты!
- Ребята, а наблюдали ли вы звездопад?
- Вот и у нас начинается это необычное явление. (Разлетаются разноцветные звезды: синие, зеленые, желтые, красные).
- Каждый возьмите одну звезду. А теперь я предлагаю перейти в центр подготовки "Юных космонавтов" МОУ СОШ №2, рассаживаемся за столы в соответствии с цветом звезд (4 экипажа за 4 столами, на каждом столе прикреплена звезда определенного цвета: дети садятся парами напротив друг друга).
- У нас образовалось 4 экипажа. Наденем тренировочные шлемы. Вместе с телеграммой нам доставили секретные пакеты с испытательными заданиями. Вскройте пакеты, достаньте листы. Подпишите их.
IV. Сообщение целей и задачи урока.
- Ребята, космонавты должны быть не только сильными и выносливыми, но и грамотными. Для нас подготовлены задания, которые помогут проверить и обобщить ваши знания, полученные на уроках русского языка.
- Ну, а мне оказана честь, быть руководителем ЦПК.
- Помогать мне будут 4 инструктора, закрепленные за каждым экипажем (члены жюри).
- Работать члены экипажа должны дружно, слаженно, помогать друг другу. За правильно выполненные задания будет вручаться фишка. В конце игры мы подведем итог, какой экипаж наберет больше фишек.
V. Работа с индивидуальным листом.
На листах текст.
_________________________
Мутная в:да зат:пила н:зины. Журчат шумные ручьи. На березах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат в:селые воробьи.
Пришла дружная весна. Светит теплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озерах треснул лед.
1. Расположи абзацы так, чтобы получился связанный рассказ. Озаглавь его. Составь и запиши план текста.
2. Спиши второй абзац, вставляя пропущенные орфограммы, подбери проверочные слова.
(Звучит музыка)
VI. Физминутка. Игра "Летает - не летает"
3. Разбери слова по составу.
Солнышко, дружная, затопила, маленькие.
4. Подбери синонимы к словам:
Треснул -
Надулись -
Кричат -
Мутная -
5. Подбери антонимы к словам:
Веселые -
Теплое -
Маленькие -
Кричат -
6*. Объясни толкование слов (устно):
Низина, мелькнула, молвить, озябнуть
7*. Найди значение фразеологизмов и соедини линиями.
Бить баклуши | близко |
Держать язык за зубами | запомнить |
Рукой подать | бездельничать |
Зарубить на носу | молчать |
VII. Оценивание работы учащихся.
- Каждый экипаж подсчитывает заработанное количество фишек. По количеству фишек оценивается работа учащихся.
VIII. Итог урока.
- Ребята, вы хорошо и достойно выдержали испытания. В процессе работы доказали, что много знаете, умеете, а главное все работали дружно, помогали друг другу, прислушивались к мнению товарищей.
- Я думаю и со мной согласятся мои помощники, что вы достойны получить звание "Юный космонавт" (вручение медалей).
1. Звучат стихи и песня.
Мы летчиками смелыми
Быстрее стать хотим.
В ракетах настоящих
Мы в космос полетим.
Над нами звезды светлые
Зажгутся в вышине.
Российский флаг поднимем
На Марсе и Луне.2. Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята, готовьтесь к полету!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс.
Песня "Наш веселый экипаж"
Сл. П.Синявского Муз. Ю.Чичикова
Как на поле космодрома,
Выбегаем мы во двор,
Принимаемся за дело дружно.
Из качелей возле дома
Нужно сделать тренажер,
К невесомости привыкнуть нужно.Припев.
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим.
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.Если нет у нас скафандра,
Чтоб отправиться в полет, -
Смастерить его мы сможем.
Нам стекло от старой фары
Для скафандра подойдет.
И картонная коробка тоже.
Чем же мы не космонавты,
Если каждому из нас
Даже снится орбитальный комплекс?
И согласны мы хоть завтра,
Хоть сегодня, хоть сейчас
Прокатиться на ракете в космос.