Цели урока:
- Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативной компетенции
- способствовать формированию наблюдения
- формировать умения выражать мысли вслух, развивать внимание и любознательность путем демонстрации опытов
- Образовательные:
- изучить давление газа, раскрыть его природу.
- выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения
- формировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях.
Задачи:
- Образовательные:
- побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин
- сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир
- Воспитательные:
- формировать у учащихся положительного отношения к самостоятельному поиску знаний;
- Развивающие:
- развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы
- развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов,
- проводить мыслительный эксперимент.
Тип урока: комбинированный на основе исследовательской деятельности.
Использование элементов педагогических технологий:
- исследовательской деятельности;
- игрового обучения;
- деятельностного подхода.
Демонстрации: модели давления газа
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Здравствуйте. С каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что оно у вас улучшится во время нашего урока. Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Давайте их разгадаем:
– Как вы догадались, именно об этих понятиях, пойдет речь на уроке
2. Опрос
– Сейчас мы с вами побываем в роли корреспондентов и повторим изученный материал. Вы будете задавать друг другу вопросы, в тексте или ответе которого должно быть одно или несколько слов, которые были разгаданы в ребусах. Интервью проведем в виде «Открытого микрофона». Вы задаете вопрос и называете, кому он адресован.
Игра «Открытый микрофон»
Подводятся итоги игры, отмечаются ребята, которые задавали грамотные и интересные вопросы, ребята, которые быстро реагировали и отвечали на них.
3. Изучение нового материала
– Слова, разгаданные нами не случайны, так как тема урока «Давление газа», а объектом нашего изучения будет воздух. Я приглашаю к доске одного ученика для выполнения эксперимента.
Эксперимент: ученик выполняет эксперимент по сжатию шарика.
– Что вам мешает при сжатии?
– Что действует на оболочку шарика?
После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.
Вопрос для обсуждения:
– Почему форма оболочки шарика шарообразная, а не кубическая или какая-нибудь другая?
Вывод: газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление.
– Основной нашей задачей станет
изучение давления газа. При этом мы создадим
теорию, объясняющую давление газа.
– Как вы думаете, от каких параметров зависит
давление газа.
Ученики предлагают ответы, которые записываются в таблицу
От чего зависит давление газа (гипотеза) | Результат проверки |
|
|
|
|
Для того, чтобы выстроить теорию нам нужно провести еще один эксперимент.
Эксперимент (участвуют три ученика): В один из шариков наливаем воду, во второй – мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.
– Есть ли отличие в оказании давления?
Ученики: В случае давления твердых и жидких тел мы видим, чтодавление происходит вниз из-за притяжения к Земле. Определяющим для давления газа является беспорядочное движение молекул.
Выдвигаем гипотезу: причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
– Попробуем смоделировать нашу гипотезу, для этого проведем эксперимент
Эксперимент. В подвижную
"стенку" (лист картона укрепляется на
пружине к опоре) сначала один ученик ударяет
маленьким мячиком. "Стенка" отклоняется и
возвращается. Затем два или три ученика быстро
бросают мячики так часто, что отклоненная стенка,
незначительно колеблется. Какой вывод можно из
этого эксперимента сделать?
В процессе беседы заполняется таблица:
От чего зависит давление газа (гипотеза) |
Результат проверки |
от массы молекул |
|
от количества молекул |
|
от скорости молекул |
|
от температуры |
|
от объема |
|
Эксперимент: сравниваем удары на модели (используем теннисные шарики и мячи).
Вывод. Чем больше масса, тем выше давление (ставим + в таблице).
Эксперимент. Насосом накачиваем шарик.
Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление (ставим + в таблице).
Эксперимент. Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком.
Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (ставим + в таблице).
Эксперимент. Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки) Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос: «В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?».
Ученики: Изменяется объём (ставим + в таблице).
– Давайте подведем итог. Какой общий вывод по изучению нового материала мы можем сделать.
Вывод. Мы выдвинули гипотезу, что давление газа зависит от беспорядочного движения молекул, предположили и экспериментально доказали, что давление газа зависит от массы, количества, скорости молекул, температуры и объема.
– После плодотворной работы нужно немного отдохнуть.
Загадка
Чего в комнате не увидишь? (Воздух)
– Что говорят о воздухе люди разных
профессий? (Просмотр слайдов презентации)
– Летчики говорят: воздух – это то, что дает
опору нашим крыльям. Без воздуха не могли бы
летать самолеты.
– Астрономы говорят: воздух – это то, что мешает
нам наблюдать звезды. Он мутный, он движется,
звезды из-за этого мерцают и расплываются.
– Врачи говорят: воздух – это то, чем мы дышим.
Без воздуха жить нельзя!
– Космонавты говорят: воздух затрудняет посадку
ракеты. Очень уж она раскаляется от трения о
воздух.
– А инженеры говорят: воздух – это прекрасный
работник. Правда, он свободен, летуч, его не
ухватишь. А вот если его собрать, запереть в
подходящей посуде да хорошенько сжать, он многое
может сделать, т.к. давление такого воздуха будет
очень большим.
На применении сжатого воздуха основано действие различных пневматических устройств, например, пневматическое ружье. В нем воздух, собранный и сжатый в цилиндре, с силой выбрасывает пулю. В шинах велосипеда, мотоцикла и автомобиля сжатый воздух смягчает все толчки и удары на неровностях пути. Сжатый воздух открывает и закрывает двери в автобусах, в троллейбусах и поездах. В пневматических тормозах сжатый воздух прижимает к колесам специальные колодки. Дома у многих имеется медицинский прибор – тонометр, который измеряет давление.
Кто желает попробовать измерить давление?
Желающие могут дома, проанализировать какие приборы у вас имеются дома, где используется давление газа и познакомить нас на следующем уроке с принципом их работы.
4. Закрепление учебного материала
– На уроке мы узнали много нового, и сейчас мы проверим уровень усвоения материала.
Работа по слайдам презентации
Ребятам предлагается выполнить тест
1) От чего зависит давление газа?
от числа молекул;
от температуры газа;
от формы сосуда, в котором находится газ.
2) При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление…
уменьшится;
не изменится;
увеличится.
3) Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?
молекулы начинают быстрее двигаться;
молекулы начинают медленнее двигаться;
среднее расстояние между молекулами газа уменьшается;
среднее расстояние между молекулами газа увеличивается.
4) Что происходит с молекулами газа при уменьшении температуры?
молекулы начинают быстрее двигаться;
молекулы начинают медленнее двигаться;
среднее расстояние между молекулами газа уменьшается;
среднее расстояние между молекулами газа увеличивается.
Взаимопроверка теста по ключу.
– Подсчитайте количество верных ответов
5. Домашнее задание (раздается на листочках)
У кого 4, 3 верных ответа – параграф, эксперимент. Надуйте одинаково два шара. Один подвесьте к окну в комнате, другой за окном на дворе, пронаблюдайте за их формами и размером в течение 3-4 часов. Сделайте вывод.
Задача. Массы одного и того же газа находящегося в разных закрытых сосудах при одинаковой температуре. В каком сосуде давление газа наибольшее, наименьшее? Ответ обоснуйте.
У кого 0, 1, 2 ответа – параграф, ответить на вопросы, эксперимент. Надуйте одинаково два шара. Один подвесьте к окну в комнате, другой за окном на дворе, пронаблюдайте за их формами и размером в течение 3-4 часов. Сделайте вывод.
Дополнительное задание для желающих
“Банка-хулиганка”
Сделайте с помощью гвоздя и молотка много отверстий в дне жестяной банки из-под кофе (наподобие решета), и одно отверстие большего размера – в крышке. Теперь наполните банку водой, закройте крышку и поднимите вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке – вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ.
6. Рефлексия
– Урок завершен, надеюсь, что вы с урока уходите с хорошим настроением и большим багажом новых знаний, ведь сегодня вы сами побывали в роле ученых, выдвигали гипотезы, моделировали модели, ставили эксперименты, подтверждали свои умозаключения. Только в слаженной и дружной команде можно добиться таких результатов. Именно такой командой были сегодня вы.