Действия с числами, имеющими разные знаки. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: игра “Математический поезд”

Цели:
– систематизация знаний по данной теме;
– повторение правил сложения и вычитания чисел с одинаковыми и разными знаками;
– повторение правил умножения и деления сложения и вычитания чисел с одинаковыми и разными знаками;
– повторение алгоритма решения уравнения;
– умение применять их при решении различных задач.

Оборудование:
– цветные жетоны;
– интерактивный комплекс.
– жетоны;
– карточки;
– схема маршрута.

“Математический поезд” состоит из 3-х вагонов: мягкого, купейного, плацкартного.

Условия игры.

1. Кассовый зал.

В кассовом зале каждый ученик получает посадочный талон с заданиями и 6 жетонов.
Решив все задачи, ученик обращается за получением билета.
Если ученик не может решить какое-либо задание, то он обращается в справочное бюро. В зависимости от содержания справки определяется “плата”.

2. Справочное бюро.
Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно;
За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения, платится 1 жетон;
За подсказку пути решения – 2 жетона;
За решение – 3 жетона.

3. Получения билета.
В мягкий вагон – при правильном решении всех заданий и предъявлении в кассу более 3-х жетонов;
В купейный вагон – при решении всех заданий и предъявлении в кассу 3-х жетонов;
В плацкартный вагон – при решении всех заданий и предъявлении в кассу 1 или 2-х жетонов.

План урока.

Кассовый зал.

I. Разминка.
Прочитать правила сложения и вычитания чисел с одинаковыми и разными знаками.

Устно
-6 – 3,5
2,8 – 1,2
8,1 + 1,9
1 – 0,25
0,6 – 1,6
 Письменно
 12,3 –  43,
 -33,3 + 14,8
 -16,7 – 19,14
 1,324 –  5,18
 -36,6 + 13,4

При сложении двух чисел отрицательны
Надо модули сложить их обязательно.
И поставить минус перед суммой,
Только минус, обязательно подумай!
При сложении с разными знаками чисел
Надо меньший из большего модуля вычесть
И поставить того знак числа в результате,
Модуль больше которого, знай математик!
(Н. Зайцева).

Прочитать правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками.

Устно
6*0,8
-4*0,7
-6,2*(-1)
-0,52*100
52*0,01
 Письменно
 0,4*(-5,2)
 -25,3*0,1
 -0,14*(-20)
 -4*3,5
 24*15

Прочитать правила деления чисел с одинаковыми и разными знаками.

Устно
4:0,4
2,4: (-12)
-2,5:(-5)
-3: 0,01
-0,2:0,1
 Письменно
 0,2: (-4)
 -56: (-0,7)
 -2,6: 13
 763: 0,1
 -0,15: 0,01

Не на шутку в самом деле,
Если Оля, Таня, Зина…
Умножают или делят
Два числа со знаком минус,
Получают, спора нет,
Положительный ответ.
Даже сказочный Емеля,
Чтобы спорились дела,
Умножает или делит
Разных знаков два числа.
Получает, не секрет,
Отрицательный ответ.
(Н. Зайцева).

Проверка письменных заданий проводится на интерактивной доске.

II. Выдаются посадочные талоны и жетоны.

Письменно в тетрадях.

а) раскрыть скобки
а – (с + х + у – в)
а + (-х – у + в + с)

б) привести подобные слагаемые
8х + 12а – 2х – 6а
-7х – (-4х – 3а) + 6а
7*(-2х + 3) – 4*(3х + 2)

III. После проверки выдаются “посадочные билеты”:
– желтый – в мягкий вагон;
– зеленый – в купейный вагон;
– красный – в плацкартный вагон

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Математический поезд отправляется от станции “Школьная” и следует до станции “Решай-ка”. (Звучит бодрая музыка.)

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Наш поезд прибывает на станцию “Решай-ка”. Вас встречает кандидат математических наук “Уравнение”.

“Уравнение” – “Здравствуйте, дорогие друзья. Очень радо встрече с вами. Ответьте, пожалуйста, на мои следующие вопросы:
– что называется уравнением?
– что называется корнем уравнения?
– что значит решить уравнение?
– какие уравнения называются равносильными?
– назвать алгоритм решения уравнения”.

Самостоятельная работа по вариантам.

1-й в.

-27х + 220 = – 5х
0,8*(9 + 2х) = 0,5*(2 – 3х)
 2-й в.

 7х = -310 + 3а
 0,5*(х + 3) = 0,8*(10 – х)

Проверка – на интерактивной доске.

“Уравнение”: “Дорогие друзья! Вы все знаете об уравнении и умеете решать уравнения. Поэтому можете продолжить свое путешествие дальше”.

За правильное решение учащиеся получают карточку.

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Математический поезд отправляется от станции “Школьная”.

(Звучит музыка.)

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Наш поезд прибывает на станцию “Весенняя”. Здесь вас встречает

Задача: (решаем на доске).

Из одной скворечни одновременно в противоположные стороны вылетели 2 скворца. Скорость одного из них на 25 км\ч. больше скорости другого. Через 0,3 часа расстояние между ними стало 37,5 км. Найдите скорость каждого скворца.

Решение.

Пусть х км\ч. скорость первого скворца, тогда (х + 25) км\ч. – скорость второго скворца, (х + х + 25)*0,3 = 0,6х + 7,5 км. Расстояние между ними.
Уравнение: 0,6х + 7,5 = 37,5
0,6х = 30
х = 50
50 + 25 = 75(км\ч.) скорость второго скворца.
Ответ. 50км\ч., 75км\ч.

Дано уравнение: 3х – 20 = х + 20.

Составьте по нему задачу и решите ее.

За правильное решение учащиеся получают карточку.

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Математический поезд отправляется от станции “Весенняя”.

(Звучит музыка.)

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Наш поезд прибывает на станцию “Угадай-ка”. Здесь вас встречает Емеля.

Проверьте, верно ли решены уравнения:

(Решают самостоятельно за партой, затем – на доске.)

3х + 8= -17
3х = -17 + 8
3х = 9
Х = 3
Ответ. 3.

14х – 19 = 4х – 10
14х – 4х = -10 + 19
10х = 9
Х = 10:9
Х =1 1\9
Ответ. 1 1\9

3х – 6 = 2х – 4
3х – 2х = -4 + 6
Х = 2
Ответ. 2.

За правильное решение учащиеся получают карточку.

Цифровой диктант.

(1 – да, 0 – нет ).

  1. Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
  2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
  3. Решить уравнение – это найти все его корни, или убедиться, что их нет.
  4. Корень уравнения 0х = 0 равен 0.
  5. Корнем уравнения называется значение буквы, при котором оно обращается в верное равенство.
  6. Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на отличное от нуля число.

(1, 0, 1, 1, 1, 1 – ответ на интерактивной доске.)

За правильное решение учащиеся получают карточку.

Голос диктора: “Внимание! Внимание! Прослушайте объявление! Математический поезд отправляется от станции “Угадай-ка”.

В вагоне работают контролеры, предъявите цветные карточки, полученные за верные решения заданий во время путешествия. Наш поезд возвращается на станцию “Школьная”.

Итог урока.

Задание на дом.

№ № 1318(в), 1319 (ж,з), 1347.

Литература.

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика 6, МНЕМОЗИНА, Москва, 2005.
  2. В.В. Выговская. Поурочные разработки по математике. “ВАКО”, Москва, 2008.
  3. О.В. Панишева. Математика в стихах. “Учитель”, Волгоград.2009.