Азбука темари. 8-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (114 МБ)

Загрузить презентацию (88 МБ)


Тема раздела: «Рукоделие»

Предметная тема урока: «Азбука темари»

Творческая тема урока: «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

Формулировка темы в виде проблемного вопроса.

Каким образом организовать взаимодействие учителя и ученика в процессе становления способности понимать алгоритм художественного вышивания новогодних шаров и раскрыть творческие возможности обучаемых в процессе выражения возвышенного эмоционального состояния в создаваемом художественном образе шаре-темари в разделе «Рукоделие» образовательного пространства предмета Технология».

Цели урока:

  • Образовательные: создание условий диалоговой среды  для того, чтобы пробудить у учащихся неподдельный интерес украсить ёлку рождественским украшением, сделанным своими руками.
  • Развивающие:
  • через создание атмосферы эмоциональной комфортности создать условия для развития творческих возможностей обучаемых  в процессе выражения возвышенного эмоционального состояния в создаваемом художественном образе шара-темари;
  • развитие креативных способностей и фантазии  обучаемых в процессе самостоятельного составления геометрических схем вышивания шаров.
  • Воспитательные: создание условий для воспитания готовности самосовершенствовать свою личную культуру труда (аккуратность, трудолюбие, графическую грамотность);

Задачи:

  • способствовать становлению положительной мотивации к освоению практического опыта через вовлечение детей в различные виды профессиональной деятельности;
  • осуществить реализацию диалогового подхода в соотнесении имеющегося информационного и практического опыта вышивания новогодних шаров с помощью традиционных узоров и организация опыта  по варьированию элементов вышивки шара-темари при создании авторской законченной композиции в соответствие с выбранным художественным образом;
  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся;

Тип урока: комбинированный.

Форма: деловая игра.

Интеграция: изобразительное искусство, черчение;

Профессиональное самоопределение: художник по вышивке, вышивальщица;

План урока.

1. Вступительная часть – 2 мин.
2. Создание проблемной ситуации. Творческое пробуждение – 7 мин.
3. Изготовление шарика-основы – 6 мин.
4. Озарение. Восхождение. Пр. работа по командам – 15 мин.
5. Практическая работа по обмену знаниями – 15 мин.
6. Озарение. Восхождение. Выбор рисунка по времени года – 10  мин.
7. Практическая работа – Воспроизведение – 20 мин.
8. Аналитическая.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительная часть

(Презентация 1.Слайды 1, 2)

Русская народная пословица гласит: «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» и именно так звучит творческая тема нашего урока. Да, именно, выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, но именно в наше стремительное время у всё большего числа девочек, девушек, женщин появляется желание заняться шитьём, вязание, вышиванием итак далее. И вот в этом учебном году, в восьмом классе при изучении модуля « Рукоделие», я предлагаю вам познакомиться со старинным японским искусством вышивки шаров разноцветными нитками, у которого сегодня много поклонников в разных странах мира. Эти изящные  вышитые миниатюры приводят в восторг любого, вновь и вновь притягивая взгляд к своим калейдоскопическим узорам. Так что трудно удержаться от желания создать хоть один маленький шедевр самостоятельно.

3. Создание проблемной ситуации

В наше время представим такую ситуацию-проблему: большая дружная семья и  возникла проблема: как украсить ёлку экологически чисто, безопасно  для младших  братика и сестрички? А также чтобы это было экономически-рентабельно? Замечательные шарики-темари могут стать прекрасным оригинальным аксессуаром для  дома. Украсив такими шарами елочку, родители могут быть спокойны за своих маленьких деток. Ведь если даже  упадёт, то он не разобьётся, и малыш не сможет об него пораниться.  И я обращаюсь  к вам.
– Хотите ли и вы научиться создавать такие маленькие  очаровательные шедевры  самостоятельно? Тогда прямо сейчас предлагаю вашему вниманию замечательную притягательную волшебную историю – старинное придание появления ёлки и рождественских шариков.

Творческое пробуждение

Презентация 2 – творческий проект «Рождественские шары», выполненный ученицей 10 класса Подугольниковой Еленой, ставшей призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии  в 2009-2010 уч.году.

– Существует такое придание появление ёлки и рождественских шариков: «Святая торжественная ночь спускалась на землю, принеся с собой великую радость людям. Всем хотелось увидеть родившегося Спасителя. Счастливее других оказались три деревца, стоящих у самого входа в пещеру, им хорошо виден был младенец. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. Всё радостней, всё оживлённей становится шёпот их ветвей, и вдруг в нём явственнее слышатся слова:

– Пойдем и мы поклонимся Божественному младенцу и поднесём Ему наши дары, – говорила пальма, – обращаясь к маслине.
– Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная ёлка.
– Куда тебе с нами! – окинув ёлку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
Промолчала бедная ёлка и отошла назад. Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны. С грустью, но без зависти, смотрела на это ёлочка.
«Они правы, – думала она, – где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная». Но ангел услышал разговор деревьев и решил помочь ёлке. Он взглянул на сверкающее звёздами небо, махнул рукой и тогда – одна звёздочка за другой стали скатываться прямо на зелёные веточки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. Обрадовалась ёлка, но не загордилась тем, что Божественный Младенец смотрел теперь только на неё. Своим сиянием она старалась осветить пристыженных маслин и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
– Ты, доброе деревце, милая ёлочка, и за это ты будешь вознаграждена: каждый год, в это время, ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней. И ты, скромная, зелёная ёлочка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника – Нового года!
С тех пор ёлочка стала украшением Нового года. Она всегда нас радует, и мы порадуем её своим рождественским украшением, выполненным своими руками.

4. Информационная  часть

Прежде чем перейти непосредственно к украшению – вышиванию шара, необходимо изготовить шарик-основу.  Что демонстрирует нам эта схема? (Презентация 1.Слайд 3)

.Процесс изготовления шарика-темари включает несколько этапов:

– изготовление шара основы;
– разметка;
– укладывание направляющих нитей;

Алгоритм изготовления шарика-основы ярко демонстрирует следующая технологическая карта (Приложение 1)

Примечание: учитель демонстрирует и анализирует  технологическую карту  совместно с учащимися. Учащиеся на практике осваивают технологические приёмы изготовления шара-основы и его разметки в соответствие с выбранным рисунком с помощью направляющих нитей.

Озарение, восхождение

1 конкурс. Домашнее задание.

Каждая команда представляет свои эмблемы и девиз.

2 конкурс.  Выполнение творческих заданий

Принцип организации творческой работы в группах раскрывает  (Презентация 1.Слайды 4, 5)

Примечание: Совместную  творческую  деятельность по организации опыта освоения  технологии выполнения традиционных узоров вышивки шаров-темари мы сегодня организуем в командах в системе сотрудничества, каждый при этом сможет заработать и себе оценку и принести очки команде, но при этом в течение 10-15 мин представители команд одновременно  изучат три традиционных узора темари. Название командам присвоим по названию узора, который они будут изучать.

2.1. Переформировываются  группировки команд.   В течение 10-15 мин команды изучают традиционные узоры – темари.

1-2 номера – «ромб» (Приложение 2)
3-4 номера – «овал» (Приложение 3)
5-6 номера – «ёлочка» (Приложение 4)

Все участники переходят из команды в команду, поэтому отвечают за объём и качество той информации, которую они принесут из других команд. От всех  зависит  будущий успех  команды.

2.2. В течение 10-15 мин  представители от команд делятся полученными знаниями с товарищами внутри команд.

Примечание: Преимущества:  в течение 10-15 мин учащиеся  одновременно  изучают три основных традиционных узора-темари, приёмы введения и закрепления рабочей нити.

3 конкурс.  Практическая работа

Восхождение и  Воспроизведение.  

3.1.Командам выдаётся  сравнительный анализ традиционных способов вышивки  узоров темари. (Приложение 5)

3.2. Демонстрация рисунков «Времена года». Выбор той геометрической схемы, которая наиболее ярко раскроет выбранный художественный образ. (Приложение 6 – из-за недопустимого размера приложения, ссылка на него не предоставляется. Спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.)

3.3. Воспроизведение выбранного художественного образа в узоре темари.

4 конкурс. Аналитический

Демонстрация готовых изделий, их творческое представление. В течение 3 мин. В итоге команды могут проявить фантазию и дать название своим маленьким шедеврам  в зависимости от переданного ими художественного образа изделия, например: если команда называлась «ромбики», а передавали художественный образ осени, то название маленького пушистого произведения может быть «ромбик нежности», или соответственно « овал радости», или « ёлочка ностальгии».

В завершение нашего урока, хочу вам пожелать в повседневной жизни успешно сочетать изученные компетенции, а именно компетенции художника по вышивке, вышивальщицы. Предлагаю вам искать творческие идеи для украшения интерьера. И мне очень хочется надеяться, что предлагаемые мною  новейшие дизайнерские идеи, сделанные своими руками, принесут удовольствие вам и вашим родным и близким!

7. Домашнее задание

Продумать творческие идеи украшения шара-темари в технике свободной вышивки.
Принести вырезанные из картона кружочки для изготовления на следующем уроке кисточки для украшения шара-темари

8. Эмоциональное завершение урока

На специальном листе, на доске приклеивают  шаблоны – выражения лиц, характеризующие их эмоции, оставшиеся после урока: