Тема раздела: «Рукоделие»
Предметная тема урока: «Азбука темари»
Творческая тема урока: «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
Формулировка темы в виде проблемного вопроса.
Каким образом организовать взаимодействие учителя и ученика в процессе становления способности понимать алгоритм художественного вышивания новогодних шаров и раскрыть творческие возможности обучаемых в процессе выражения возвышенного эмоционального состояния в создаваемом художественном образе шаре-темари в разделе «Рукоделие» образовательного пространства предмета Технология».
Цели урока:
- Образовательные: создание условий диалоговой среды для того, чтобы пробудить у учащихся неподдельный интерес украсить ёлку рождественским украшением, сделанным своими руками.
- Развивающие:
- через создание атмосферы эмоциональной комфортности создать условия для развития творческих возможностей обучаемых в процессе выражения возвышенного эмоционального состояния в создаваемом художественном образе шара-темари;
- развитие креативных способностей и фантазии обучаемых в процессе самостоятельного составления геометрических схем вышивания шаров.
- Воспитательные: создание условий для воспитания готовности самосовершенствовать свою личную культуру труда (аккуратность, трудолюбие, графическую грамотность);
Задачи:
- способствовать становлению положительной мотивации к освоению практического опыта через вовлечение детей в различные виды профессиональной деятельности;
- осуществить реализацию диалогового подхода в соотнесении имеющегося информационного и практического опыта вышивания новогодних шаров с помощью традиционных узоров и организация опыта по варьированию элементов вышивки шара-темари при создании авторской законченной композиции в соответствие с выбранным художественным образом;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
Тип урока: комбинированный.
Форма: деловая игра.
Интеграция: изобразительное искусство, черчение;
Профессиональное самоопределение: художник по вышивке, вышивальщица;
План урока.
1. Вступительная часть – 2 мин.
2. Создание проблемной ситуации. Творческое
пробуждение – 7 мин.
3. Изготовление шарика-основы – 6 мин.
4. Озарение. Восхождение. Пр. работа по командам –
15 мин.
5. Практическая работа по обмену знаниями – 15 мин.
6. Озарение. Восхождение. Выбор рисунка по
времени года – 10 мин.
7. Практическая работа – Воспроизведение – 20 мин.
8. Аналитическая.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительная часть
(Презентация 1.Слайды 1, 2)
Русская народная пословица гласит: «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» и именно так звучит творческая тема нашего урока. Да, именно, выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, но именно в наше стремительное время у всё большего числа девочек, девушек, женщин появляется желание заняться шитьём, вязание, вышиванием итак далее. И вот в этом учебном году, в восьмом классе при изучении модуля « Рукоделие», я предлагаю вам познакомиться со старинным японским искусством вышивки шаров разноцветными нитками, у которого сегодня много поклонников в разных странах мира. Эти изящные вышитые миниатюры приводят в восторг любого, вновь и вновь притягивая взгляд к своим калейдоскопическим узорам. Так что трудно удержаться от желания создать хоть один маленький шедевр самостоятельно.
3. Создание проблемной ситуации
В наше время представим такую
ситуацию-проблему: большая дружная семья и
возникла проблема: как украсить ёлку
экологически чисто, безопасно для младших
братика и сестрички? А также чтобы это было
экономически-рентабельно? Замечательные
шарики-темари могут стать прекрасным
оригинальным аксессуаром для дома. Украсив
такими шарами елочку, родители могут быть
спокойны за своих маленьких деток. Ведь если
даже упадёт, то он не разобьётся, и малыш не
сможет об него пораниться. И я обращаюсь к
вам.
– Хотите ли и вы научиться создавать такие
маленькие очаровательные шедевры
самостоятельно? Тогда прямо сейчас предлагаю
вашему вниманию замечательную притягательную
волшебную историю – старинное придание
появления ёлки и рождественских шариков.
Творческое пробуждение
Презентация 2 – творческий проект «Рождественские шары», выполненный ученицей 10 класса Подугольниковой Еленой, ставшей призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2009-2010 уч.году.
– Существует такое придание появление ёлки и рождественских шариков: «Святая торжественная ночь спускалась на землю, принеся с собой великую радость людям. Всем хотелось увидеть родившегося Спасителя. Счастливее других оказались три деревца, стоящих у самого входа в пещеру, им хорошо виден был младенец. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. Всё радостней, всё оживлённей становится шёпот их ветвей, и вдруг в нём явственнее слышатся слова:
– Пойдем и мы поклонимся Божественному
младенцу и поднесём Ему наши дары, – говорила
пальма, – обращаясь к маслине.
– Возьмите и меня с собой! – робко промолвила
скромная ёлка.
– Куда тебе с нами! – окинув ёлку презрительным
взглядом, гордо ответила пальма.
Промолчала бедная ёлка и отошла назад.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и
повергла перед Ним лучший лист своей роскошной
кроны. С грустью, но без зависти, смотрела на это
ёлочка.
«Они правы, – думала она, – где мне с ними
сравниться! Я такая бедная, ничтожная». Но ангел
услышал разговор деревьев и решил помочь ёлке. Он
взглянул на сверкающее звёздами небо, махнул
рукой и тогда – одна звёздочка за другой стали
скатываться прямо на зелёные веточки ёлки, и
скоро вся она засияла блестящими огоньками.
Обрадовалась ёлка, но не загордилась тем, что
Божественный Младенец смотрел теперь только на
неё. Своим сиянием она старалась осветить
пристыженных маслин и пальму. За зло она платила
добром.
И ангел видел это и сказал:
– Ты, доброе деревце, милая ёлочка, и за это ты
будешь вознаграждена: каждый год, в это время, ты,
как теперь, будешь красоваться в сиянии
множества огней. И ты, скромная, зелёная ёлочка,
сделаешься знамением веселого рождественского
праздника – Нового года!
С тех пор ёлочка стала украшением Нового года.
Она всегда нас радует, и мы порадуем её своим
рождественским украшением, выполненным своими
руками.
4. Информационная часть
Прежде чем перейти непосредственно к украшению – вышиванию шара, необходимо изготовить шарик-основу. Что демонстрирует нам эта схема? (Презентация 1.Слайд 3)
.Процесс изготовления шарика-темари включает несколько этапов:
– изготовление шара основы;
– разметка;
– укладывание направляющих нитей;
Алгоритм изготовления шарика-основы ярко демонстрирует следующая технологическая карта (Приложение 1)
Примечание: учитель демонстрирует и анализирует технологическую карту совместно с учащимися. Учащиеся на практике осваивают технологические приёмы изготовления шара-основы и его разметки в соответствие с выбранным рисунком с помощью направляющих нитей.
Озарение, восхождение
1 конкурс. Домашнее задание.
Каждая команда представляет свои эмблемы и девиз.
2 конкурс. Выполнение творческих заданий
Принцип организации творческой работы в группах раскрывает (Презентация 1.Слайды 4, 5)
Примечание: Совместную творческую деятельность по организации опыта освоения технологии выполнения традиционных узоров вышивки шаров-темари мы сегодня организуем в командах в системе сотрудничества, каждый при этом сможет заработать и себе оценку и принести очки команде, но при этом в течение 10-15 мин представители команд одновременно изучат три традиционных узора темари. Название командам присвоим по названию узора, который они будут изучать.
2.1. Переформировываются группировки команд. В течение 10-15 мин команды изучают традиционные узоры – темари.
1-2 номера – «ромб» (Приложение
2)
3-4 номера – «овал» (Приложение 3)
5-6 номера – «ёлочка» (Приложение
4)
Все участники переходят из команды в команду, поэтому отвечают за объём и качество той информации, которую они принесут из других команд. От всех зависит будущий успех команды.
2.2. В течение 10-15 мин представители от команд делятся полученными знаниями с товарищами внутри команд.
Примечание: Преимущества: в течение 10-15 мин учащиеся одновременно изучают три основных традиционных узора-темари, приёмы введения и закрепления рабочей нити.
3 конкурс. Практическая работа
Восхождение и Воспроизведение.
3.1.Командам выдаётся сравнительный анализ традиционных способов вышивки узоров темари. (Приложение 5)
3.2. Демонстрация рисунков «Времена года». Выбор той геометрической схемы, которая наиболее ярко раскроет выбранный художественный образ. (Приложение 6 – из-за недопустимого размера приложения, ссылка на него не предоставляется. Спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.)
3.3. Воспроизведение выбранного художественного образа в узоре темари.
4 конкурс. Аналитический
Демонстрация готовых изделий, их творческое представление. В течение 3 мин. В итоге команды могут проявить фантазию и дать название своим маленьким шедеврам в зависимости от переданного ими художественного образа изделия, например: если команда называлась «ромбики», а передавали художественный образ осени, то название маленького пушистого произведения может быть «ромбик нежности», или соответственно « овал радости», или « ёлочка ностальгии».
В завершение нашего урока, хочу вам пожелать в повседневной жизни успешно сочетать изученные компетенции, а именно компетенции художника по вышивке, вышивальщицы. Предлагаю вам искать творческие идеи для украшения интерьера. И мне очень хочется надеяться, что предлагаемые мною новейшие дизайнерские идеи, сделанные своими руками, принесут удовольствие вам и вашим родным и близким!
7. Домашнее задание
Продумать творческие идеи украшения
шара-темари в технике свободной вышивки.
Принести вырезанные из картона кружочки для
изготовления на следующем уроке кисточки для
украшения шара-темари
8. Эмоциональное завершение урока
На специальном листе, на доске приклеивают шаблоны – выражения лиц, характеризующие их эмоции, оставшиеся после урока: