Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение проводить звуковой анализ слов;
- графическую запись предложений;
- закрепить определение позиции начального звука в слове;
- расширять представления об окружающем мире, закрепить названия
- диких животных.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать фонематический слух детей;
- развивать речевое дыхание и речь детей;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи детей;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Учебный материал: аудиозапись: «Музыка леса»; иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи.
Словарная работа: лиса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя.
2. Сообщение темы и цели занятия
– Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего?
– Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал.
3. Фонетическая зарядка
– Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес? (Показ картины леса).
– Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер? (У.)
– Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях? (Ш-ш-ш)
– Как жужжат жуки? (Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики? (З-з-з)
4. Звуковой анализ слова «лиса»
– А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса.)
– Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2)
– Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «лиса».
– Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных?
5. Графическая запись предложения
– Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений).
– Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете?
6. Физкультминутка
– Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных).
7. Игра «Найди домик животному»
– Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками). Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками. Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.
8. Итог занятия
– Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас? Молодцы!