Тема урока "Состав числа 12". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи: закрепить знание состава числа 12, продолжить подготовку к решению задач; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, умение выражать свои мысли, работать в группе

Оборудование: Презентация к уроку, конверты с чистыми листочками, карточки с числами, развешанные по классу; модель числа 12, зеленый круг, звуки птиц

Ход урока

Организационный момент:

Готовность к уроку (учебник “Математика 2 кл.” Н.Б.Истоминой, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе (ТПО).

Введение в тему урока:

– Мы отправляемся в гости к числу 12. Оно поселилось в городе, название которого мы скоро узнаем. А когда собираются в гости, то продумывают подарок.
– Как думаете, что могло бы быть хорошим подарком для этого числа?
– Покажем знание его состава, постараемся это запомнить.

Математическая разминка:

Характеристика числа, (Слайд 1 Презентации).
– Что знаете о числе 12? (Двузначное, некруглое, 1дес., 2 ед.).
Запись равенств.
– Улицы этого города затейливые, не сразу найдешь дорогу. Чтобы найти ее, нужно найти два однозначных числа, при сложении которых получится число 12.

(Ученики называют пары чисел по слайду 1, записывают равенства на сложение по каждой паре.)

– Что же такое 12? Это – …(6 и 6, 7 и 5, 8 и 4 , 9 и 3. Эти пары возникают на Слайде 1 ).
– Запишите в тетради напротив каждого равенства равенство на вычитание, используя те же части. Отметьте целое и части.

Закрепление состава числа 12.

Работа в группах.
– Дома в этом городе имеют разные номера. Но вам надо найти дома только с номером 12, который является результатом сложения однозначных чисел, и раскрасить цветом, соответствующим букве на домике.
– Выполнять эту работу будете в группе. Приготовьтесь.

Учащиеся пересаживаются по 4 человека, подготавливают свободное место для работы. Учитель раздает листы с рисунком (Приложение 1, Приложение 2). По команде группы начинают работу.

– Вспомним, как надо работать в группе. Во время работы: можно вставать, переходить вокруг стола, но нельзя уходить от группы; работать аккуратно, т.к. у вас в руках острые предметы; по окончании работы на столе вернуть все принадлежности, как лежали, и выбрать спикера, который будет показывать результат работы.
– Что нужно для того, чтобы справились быстро и правильно? (Чтобы участвовали все ребята, выслушивая мнения каждого.)
Проверка.

Учащиеся (6 чел.) выходят с развернутыми работами.

– Какого цвета домики получились? (Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый.)
– Что скажете о решении? (Одинаковое.)
– Значит, какое оно? (Верное, нет ошибок)
– Почему вам удалось это сделать? (Работали сообща.)
– Как проверить себя? (По числовому лучу, по модельке числа 12.)

Пауза.

– Дома получились разных цветов. Оказывается, каждый цвет имеет определенное значение.
– Когда ваши глазки смотрят на желтый цвет, уменьшается чувство страха (солнце), синий – повышает умственную активность, а зеленый цвет – Организм успокаивается. Посмотрите на зеленый круг. Переведите глазки на зеленые предметы в классе и посмотрите на них некоторое время. А теперь закройте глаза. Послушайте. (Звучат песни птиц.) Где в городе это можно услышать? (В парках, скверах.) Вот и мы пройдемся по городскому парку.

Физминутка.

По тропинке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И вперед опять пойдем.

Работа над задачей.

– В парках проводят различные развлечения и обязательно продают мороженое – любимое лакомство детей и взрослых. (Слайд 2) Продавец мороженого предлагает вам задание.

– Анализ условия (задача № 154 по учебнику стр. 46).

“В одной коробке 12 брикетов мороженого, а в другой – 8”.

Задание: поясни, что означает каждый отрезок на схеме.

– Прочтите условие. Что узнали?

– Что такое брикет? (Учащиеся дают значение, а на Слайде 3 изображение.)

– Прочтите задание. Его вы будете выполнять вместе с соседом. Помните, что при обсуждении надо выслушать точку зрения каждого и договориться об общем решении. По окончании покажите готовность вашей пары.

Учащиеся обсуждают задание и по окончании поднимают соединившиеся руки.

Проверка.

Две пары учащихся показывают отрезки на экране по Слайду 3  и объясняют, что они значат.

1) АК – 12 брикетов, МЕ – 8 брикетов, ОЕ – на сколько в одной коробке больше брикетов, чем во второй.

2) МО – 12 брикетов, АЕ – 8 брикетов, КО – на сколько в одной коробке больше брикетов, чем во второй.

– Запись выражения.

– Запишите числовое выражение, которое показывает, на сколько в одной коробке больше брикетов, чем во второй. (12–8)

Проверка.

Несколько учеников записывают выражения на доске.

– Почему выражения одинаковые?
– Что означает 12? 8? Знак “минус”?
– Ну и наконец, мы вышли к главному месту города – площади числа 12.

Итог.

– Здесь стоит памятник числу 12. (Слайд 4)
– Порадуем его своими подарками.. 8 ребят сейчас соберут пары чисел, из которых состоит число 12. Вам нужно договориться, какую пару чисел вы возьмете. А остальные самостоятельно заполнят пропущенные пары в ТПО (тетрадях на печатной основе) на стр. 35 № 82.
проверка

8 человек выстраиваются по парам, называют слагаемые, а остальные проверяют по ТПО.

Рефлексия.

– А как же называется город, где живет число 12?

Дюжина! Так называют 12 однородных предметов, обычно в торговле. (Слайд 6)

– Выберите карандаш любого цвета. Достаньте из конвертов листочек. Нарисуйте кружочек и закрасьте его.

– Подарите его “дюжине” и скажите при этом, что понравилось сегодня в путешествии, что получилось, что не удалось, было ли трудно.

Учащиеся высказывают свои мысли и прикрепляют на доске свой листочек.

Урок разработан на основе учебного материала учебника Н.Б.Истоминой “Математика” 2 класс.

Приложение 1.

Приложение 2.