Цели и задачи:
- Определение понятия “заикание”
- Первые признаки заикания
- Причины заикания
3.1. Предрасполагающие факторы
а) невропатическая отягощенность родителей
б) невропатические особенности самого заикающегося
в) наследственная отягощенность
г) поражение головного мозга
3.2. Производящие причины
а) физиологические
б) психические и социальные
- Этапы формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание (Организация движения, которое сопровождается восприятием музыкального звучания; Построение комплексных ритмических моделей; Представление фонемы и слога, как знаков, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова).
- Выводы
Речь, общение имеет большое значение для формирования общего и психического развития ребенка. Различные речевые нарушения затрудняют взаимоотношение детей с окружающим миром.
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, это сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов.
Данное речевое расстройство проявляется в виде запинок (остановок речи, повторов элементов и некоторых других).
Первые признаки заикания
– Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
– Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
– Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
– Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
– Затруднения перед началом речи.
Все причины заикания условно можно разделить на две группы:
- предрасполагающие “почву”
- производящие “толчки”.
Предрасполагающие факторы:
- невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
- невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
- наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные – инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Производящие причины (факторы) – физиологические, психологические и социальные:
- физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы – внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
- психические и социальные причины:
- кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
- острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
- полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
- подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося;
- переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
- неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика – может служить толчком для появления заикания.
Формирование чувства ритма у детей осуществляется по этапам, которые ответствуют механизму формирования ритмических моделей.
Первый этап: Организация движения, которое сопровождается восприятием музыкального звучания, зрительных образов, речи. Обязательным условием выполнения каждого упражнения является опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты. Усвоение ритмических моделей обеспечивается процессами активного внимания и способствует активации контролирующей функции внимания. Представления о ритмической модели формируются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности. Анализ образца, обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планирование каждого этапа построения ритмического ряда является необходимыми составляющими работы над ритмом.
Второй этап: Построение комплексных ритмических моделей. Данный этап основан на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма – темпа и метра – проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение пауз и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.
Третий этап: представление фонемы и слога, как знаков, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Работа осуществляется в соответствии с уровнем развития фонематических представлений и посредством фонематического анализа. Необходимым условием звуко-слоговой структуры, выделение морфологических признаков слова является выделение и акцентированного слога.
Заикание относят к болезням развития, т.к. оно возникает в период развития или освоения речи.
Также хорошо известно, что заикание не одинаково проявляется в различных формах речи, например при пении заикание не встречается никогда, снимает или ослабляет заикание скандированная речь или шепотом.
Таким образом, спокойная обстановка, определенная форма речи могут привести к быстрому устранению приступа заикания. К сожалению, это обстоятельство позволяет создавать иллюзию легкого излечения заикания. На самом деле такие приемы эффективны только в комплексном курсе лечения.
Такой курс должен состоять из двух основных частей: тренировки навыков правильной речи и обучения навыкам самоуправления.
Развитие чувства ритма находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение обеспечивается совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. А значит, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. Уровень развития межанализаторной деятельности определяет степень сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ.
Логопедическая ритмика построена на тесной связи движения с музыкой и речевым материалом. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или затормаживать нежелательною моторную реакцию.
Литература
- Калягин В.А., Степанова Г.М. Если Ваш ребенок заикается. – Санкт-Петербург.
- Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
- Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. Дельта.– Санкт-Петербург, 1996.
- Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.