Развитие речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  1. Определение понятия “заикание”
  2. Первые признаки заикания
  3. Причины заикания

3.1. Предрасполагающие факторы

а) невропатическая отягощенность родителей
б) невропатические особенности самого заикающегося
в) наследственная отягощенность
г) поражение головного мозга

3.2. Производящие причины

а) физиологические
б) психические и социальные

  1. Этапы формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание (Организация движения, которое сопровождается восприятием музыкального звучания; Построение комплексных ритмических моделей; Представление фонемы и слога, как знаков, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова).
  2. Выводы

Речь, общение имеет большое значение для формирования общего и психического развития ребенка. Различные речевые нарушения затрудняют взаимоотношение детей с окружающим миром.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, это сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов.

Данное речевое расстройство проявляется в виде запинок (остановок речи, повторов элементов и некоторых других).

Первые признаки заикания

– Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;

– Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

– Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

– Вынужденные остановки в середине слова, фразы;

– Затруднения перед началом речи.

Все причины заикания условно можно разделить на две группы:

  1. предрасполагающие “почву”
  2. производящие “толчки”.

Предрасполагающие факторы:

  1. невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  2. невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  3. наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
  4. поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные – инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Производящие причины (факторы) – физиологические, психологические и социальные:

  1. физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы – внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
  2. психические и социальные причины:
  • кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
  • полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося;
  • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
  • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика – может служить толчком для появления заикания.

Формирование чувства ритма у детей осуществляется по этапам, которые ответствуют механизму формирования ритмических моделей.

Первый этап: Организация движения, которое сопровождается восприятием музыкального звучания, зрительных образов, речи. Обязательным условием выполнения каждого упражнения является опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты. Усвоение ритмических моделей обеспечивается процессами активного внимания и способствует активации контролирующей функции внимания. Представления о ритмической модели формируются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности. Анализ образца, обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планирование каждого этапа построения ритмического ряда является необходимыми составляющими работы над ритмом.

Второй этап: Построение комплексных ритмических моделей. Данный этап основан на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма – темпа и метра – проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение пауз и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

Третий этап: представление фонемы и слога, как знаков, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Работа осуществляется в соответствии с уровнем развития фонематических представлений и посредством фонематического анализа. Необходимым условием звуко-слоговой структуры, выделение морфологических признаков слова является выделение и акцентированного слога.

Заикание относят к болезням развития, т.к. оно возникает в период развития или освоения речи.

Также хорошо известно, что заикание не одинаково проявляется в различных формах речи, например при пении заикание не встречается никогда, снимает или ослабляет заикание скандированная речь или шепотом.

Таким образом, спокойная обстановка, определенная форма речи могут привести к быстрому устранению приступа заикания. К сожалению, это обстоятельство позволяет создавать иллюзию легкого излечения заикания. На самом деле такие приемы эффективны только в комплексном курсе лечения.

Такой курс должен состоять из двух основных частей: тренировки навыков правильной речи и обучения навыкам самоуправления.

Развитие чувства ритма находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение обеспечивается совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. А значит, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. Уровень развития межанализаторной деятельности определяет степень сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ.

Логопедическая ритмика построена на тесной связи движения с музыкой и речевым материалом. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или затормаживать нежелательною моторную реакцию.

Литература

  1. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если Ваш ребенок заикается. – Санкт-Петербург.
  2. Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
  3. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. Дельта.– Санкт-Петербург, 1996.
  5. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.