Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.
В 2009/10 учебном году мне пришлось выпустить одиннадцатый класс в количестве 15 учеников, из них: 6 учеников сдали экзамен на оценку – “5”, а 7 учеников – на оценку “4”, качество составило 85%. Успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные общие, групповые и индивидуальные занятия – консультации.
Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями. Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме “Словосочетание”.
Его тип – урок-рефлексия. Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом таких консультаций является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия)-слайд №1.
ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:
Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.
Для учащихся: обобщить знания о словосочетании, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами-слайд №2.
ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ:
У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о словосочетании?”
1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы.
Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: “Что мы должны знать о словосочетании и уметь, чтобы быть успешными при работе с этой синтаксической единицей?” (Форма работы – фронтальная)-слайд №3.
ЗНАТЬ |
УМЕТЬ |
1. Научное понятие, определение словосочетания | 1. Уметь отличать от других синтаксических единиц |
2. Структуру словосочетания | 2. Находить главное и зависимое слово, определять, какими частями речи они выражены |
3. Значение (тип смысловых отношений между словами) | 3. Определять смысловые связи между словами в словосочетании |
4. Типы подчинительной связи, определения согласования, управления, примыкания | 4. Определять способ подчинительной связи между словами в словосочетании |
5. Виды словосочетаний, различия между ними | 5. Определять виды словосочетаний |
2 ЭТАП:
Самооценка.Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить свои знания и умения по каждому пункту. (Оценка выставляется напротив соответствующего пункта в таблице; форма работы – индивидуальная)
3 ЭТАП:Работа с тестовыми заданиями.
Задания раздаются в распечатанном виде каждому учащемуся, выполняются индивидуально, комментируются и обсуждаются фронтально – слайд №4.
Тест №1-слайд №5.
Если словосочетанием называется соединение двух (и более слов) на основе подчинительной связи, то какие из приведённых единиц ими являются?
А. Около ворот
Б. Прошли и оглянулись
В. Прошли под сводами церкви
Г. Он посмотрел
Тест №2-слайд №6.
Определите тип сочетания слов:
1. Брат и сестра | А. Предложение |
2. Большая корзина яблок | Б. Словосочетание |
3. Идёт снег | В. Фразеологизм |
4.Пальчики оближешь | Г. Ряд однородных слов |
5.Среди травы | Д. Предлог + знаменательное слово |
Тест №3– слайд №7.
Определите модель словосочетания (главное слово + зависимое)
Вспыхнули над горизонтом | А. сущ. + сущ. |
Немного бледный | Б. сущ. + прил. |
Вершины гор | В. сущ. + мест. |
4. Рано утром | Г. прил. + нар. |
5. Золотое солнце | Д. глаг. + сущ. |
6. Каждый шаг | Е. глаг. + глаг. |
7. Серьёзно говоришь | Ж. глаг. + наречие |
8. Послал узнать | З. наречие + наречие |
Тест №4-слайд №8.
Определите тип смысловых отношений между словами
1. Кольцо из золота | А. признак и его степень |
2. Быстро ехать | Б. предмет и его признак |
3. Читать книгу | В. действие и объект, на кот. оно направл. |
4.Очень интересный | Г. действие и его признак |
Тест №5– слайд№9.
Определите тип синтаксической связи
1. Наполнила душу | А. согласование |
2.Ярко розовели | Б. управление |
3. Горная пропасть | В. примыкание |
4. Изображённые на стенах | |
5. Строгие глаза | |
6. Говорить серьёзно |
На самостоятельное выполнение тестовых заданий отводится 10 – 15 минут.
Ответы:
№1. 1В;
№2. 1Г, 2Б, 3А, 4В, 5Д;
№3. 1Д, 2Г, 3А, 4З, 5Б, 6В, 7Ж, 8Е;
№4. 1Б, 2Г, 3В, 4А;
№5 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6В
Нужно отметить, что в 8 классе тема “Словосочетание: типы подчинительной связи” закрепляются ещё и в следующих темах: “Прямое и косвенное дополнение” – повторяется управление; “Согласованное определение” – повторяется согласование; “Несогласованное определение”-повторяется управление и примыкание.
4 ЭТАП:
Коллективная проверка и обсуждение заданий. На этом этапе важно проверить не только правильность ответов, но и ещё раз остановиться на способах решения.
Затем учащимся предлагается соотнести содержание предложенных заданий с таблицей, заполненной в начале урока. Для этого они должны ответить на вопрос:
“Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в таблице. Какой?”-слайд №10.
Учащиеся отмечают, что каждый тест контролировал отдельный пункт таблицы.
5 ЭТАП:
Самооценка.Учащимся предлагается вернуться к первичной самооценке и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы.
Они должны отметить в таблице знаком (? или !) те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки, или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная)-слайд11.
6 ЭТАП :Составление плана синтаксического разбора словосочетания
В течение пяти минут в парах учащиеся должны составить план синтаксического разбора словосочетания. Итогом их работы должно стать примерно следующее:
План:
Например: вариант №6,стр.57, ГИА-2011, автор
Г.Т.Егораева. Замените словосочетание В
ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ (предл.№42), построенное на
основе связи согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление-слайд13. Прежде чем написать ответ, ученик делает
следующий анализ (в черновике или мысленно): – находит главное слово (В ПЕРЕХОДЕ);
7 ЭТАП: Предлагаю задания из материалов ГИА
(задание В8), которые полностью рассчитаны уже на
логику.
– выходит от него вопросом КАКОМ? и убеждается в том, что главное и зависимое слово в одном и том же числе, роде, падеже (един. число, мужской род, предложный падеж);
– оставляя главное слово главным и в управлении, меняет форму (т.е. падеж) зависимого слова и получает ответ: В ПЕРЕХОДЕ ПОД ЗЕМЛЮ (ПЕРЕХОД ПОД ЗЕМЛЮ);
-внимательно анализирует зависимые слова : в первом случае оно выражено прилагательным, а во втором – существительным в винительном падеже, что является одним из ярких признаков согласования – в первом случае, и управления– во втором случае-слайд №14.
Только при таком неспешном ходе работы можно быть уверенным в правильности ответа. Первые шесть этапов уже подготовили ученика к логическому подходу при выполнении данного задания. Задания можно продолжать далее по КИМам, а мы с вами попробуем ответить на В8 по розданным КИМам.
Замените словосочетание ВРЕМЕННО ЗАКРЫТА (предложение №23), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (ответ: ЗАКРЫТА НА ВРЕМЯ)-слайд №15.
Такая форма работы – консультация для учащихся – поможет без проблем справиться ученику с заданием В8 в ГИА в 9 классе и с заданием В3 в ЕГЭ в 11 классе.
А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу вас составить тематику консультаций к заданиям В9 и В12, которые связаны с грамматическими основами. (на выполнение этого задания даётся 3-5 минут , а потом 2-3 учителя читают свои варианты).
Мой вариант следующий:
Тематика консультаций к заданиям В9 и В 12:слайд №16.
– главные и второстепенные члены предложения (фронтальная работа);
– какими частями речи выражаются главные члены предложения (на конкретных примерах самих учащихся);
– грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях (на примерах из художественной литературы);
– грамматическая основа в простых осложнённых и сложных предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а после – комментированный анализ);
– нахождение грамматических основ предложений по тексту из части 2, при этом с определением типов сказуемых (ПГС, СГС, СИС);
– выполнение заданий В9 и В12 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками);
А теперь послушаем мнения других коллег: я уверена, что у каждого из нас уже есть свои наработки, своя методика по подготовке к экзаменам. Поделитесь, пожалуйста, со своими коллегами.
Представленная вашему вниманию и обсуждению консультация – это…(слайд №17)
КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧАЩИМСЯ В УСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА.
КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЭТО ЗАНЯТИЯ, НА КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ.
А как, по-вашему, что такое консультация? (прослушивание вариантов ответов).
____________
*Жирным шрифтом выделен материал, включённый в презентацию выступления (слайдов 17).