Цель занятия: раскрыть понятие активной жизненной позиции, познакомить с героями наших и прошлых времен, знакомство c художественными и музыкальными произведениями.
Воспитательные задачи: воспитание активной яркой личности, небезразличной к судьбам людей, Родины, воспитание чувств патриотизма, гражданственности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
– Здравствуйте, ребята! Добрый день всем! Мы
начинаем наш сегодняшний разговор об активной
жизненной позиции, который будет называться:
«Светить всегда, светить везде».
Пройдет немного времени, и вы уйдете из школы,
войдете в большую взрослую жизнь. Мне хотелось бы
услышать ваше мнение по поводу следующих
вопросов:
– Как вы считаете – люди активной жизненной
позиции – это непременно взрослые люди или это
могут быть и школьники?
– Как вы думаете, люди активной жизненной
позиции особенно нужны в сегодняшнее время или
таковые нужны всегда, в любые времена; а может
быть сейчас они и вовсе не
нужны?
– А что вы скажете по поводу активной жизненной
позиции террористов, людей сбывающих наркотики,
девушек определенного поведения на дорогах?
Высказывания ребят
– Итак, во все времена ценились в человеке такие качества как: самостоятельность, энергичность, активность, гражданственность, независимость, демократизм. И, конечно, люди, для которых на первом месте в системе ценностей стоят такие задачи, как процветание родной страны, Родины. Да, все мы любим о России поговорить, при этом, повозмущаться да погоревать, поудивляться и похвалиться. Но кроме слов – есть еще дела. Есть конкретная цена нашей любви к нашему Отечеству. И вершить дела всегда труднее, чем говорить. В нашей истории немало людей, для которых цена любви оказалась ценой их собственной жизни. Вот некоторые из них, о которых мне сегодня хочется вам рассказать. (На экране – портреты: К.Васильев, О.Романова, А. Соломатин, А.Сахаров, И.Тальков, М.Горький, М.Джалиль, А.Макаревич.)
Москва. 2002 год, Дубровка, Театральный центр.
Тревожной ночью рослый, широкоплечий человек в
форме российского офицера выходит из дома.
Удостоверение офицера российской армии помогло
ему проникнуть в центр. Боевик в маске преградил
путь. Офицер изложил свою просьбу: « Освобождение
детей. Я готов остаться здесь вместо них». Его
убили. С множеством огнестрельных ран его тело
бросили в подвале Театрального центра. Уже после
штурма оно было найдено и стало известно имя
этого российского офицера – Константин
Васильев, 35 лет.
Подвиг российского воина, шедшего на верную смерть за детей под прицел бандитского дула достоин светлой памяти. Туда же, в Театральный центр, в одиночку направилась Ольга Романова, двадцати шести лет, чтобы потребовать немедленного прекращения террора. Боевики не церемонились с девушкой. Они не стали даже ее слушать, стали бить прикладами: по лицу, по рукам. А потом раздался выстрел. Подруга Ольги рассказывала, что к ней всегда можно было прийти с любой бедой, она за всех всегда переживала.
Следующий герой – герой России Александр Соломатин.
Первый ученик. Его деды были военными.
Саша о другой профессии и не мечтал. И сам
вызвался служить в Чечне, хотя мог вмешаться
против этого его отец – генерал-лейтенант. 8
человек разведгруппы сдерживали движение полка
боевиков – около 600 человек. Они приняли бой.
Незаметно один за другим бойцы стали скрываться,
Александр тоже бы вышел, но потерял руку. Ему
кричали «Сдавайся», а он продолжал стрелять.
Когда боевики решили взять его живым, он встал во
весь рост, пошел на них, не выпуская из уцелевшей
руки пулемета, а потом дотянулся до гранаты и
взорвал себя вместе с бандитами.
Разве эти ребята не достойны, чтобы их помнили?
Разве они не отдали самое дорогое?
Шла война, чеченская война. Разве могла жить
страна, смеяться, ходить на концерты, когда
лейтенант без руки, продолжая стрелять, умирал на
поле брани?
О бессмысленности войн говорил в 70-80-е годы ХХ
века мудрый, проницательный человек – академик Андрей
Сахаров.
Второй ученик. Андрей Сахаров – яркая личность. Он считал своим долгом добиться справедливости, создать такое государство, где каждый человек имел бы право на жизнь, свободу, счастье. Он не был ярким оратором, но его слова обладали весомостью, правдивостью, потому что опирались на совесть и интеллект. Его выступления часто не принимались, они не были угодны правительству. Именно поэтому в 1980 году после его выступления, где он осудил введение Советских войск в Афганистан, он был сослан в Нижний Новгород на 6 лет. Здесь он был лишен права с кем-либо общаться, выезжать, находился под постоянным контролем. Его рукописи были изъяты и уничтожены. Но не- смотря на это, он продолжал верить в свои силы и надеяться, никогда не отходил от своих жизненных позиций.
– Ребята, а мне среди этих имен особенно дорого имя Игоря Талькова. Он был музыкантом, поэтом и певцом. А значит, он острее чувствовал происходящее вокруг. Тальков в своих песнях и стихах говорил о своей боли за Россию.
Родина моя
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума…
Но Тальков говорил о Родине и тихо, и нежно, и
лирично. (Звучит песня в исполнении И.Талькова
«Чистые пруды».)
Время, когда жил Тальков – это время свободы
слова, открытия ранее закрытой информации о
нашей истории. (Звучит запись песни Талькова, на
экране слова)
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь,
Забытой правды возрожденье
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.
Он не стал диссидентом, он был русским человеком, а потому не представлял себя вне своего народа. Он чувствовал дисгармонию жизни, ощущал ее как состояние войны – власти и народа.
Я мечтаю вернуться с войны
На которой родился и рос,
На руинах нищей страны
Под дождями из слез.
Дестабилизация по всем направлениям жизни
государства ослабила Россию, но не поставила на
колени. И прежде всего потому, что основная масса
населения, несмотря на всевозможные тяготы,
настроена патриотично. Тальков верил в
будущность России. И этот оптимизм отличал
Талькова от тех, кто всячески ругал ее, не
принимал ее сути, истории и народа.
Он предчувствовал свою трагическую кончину:
«Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу
не найдут».
Пророчить не берусь
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев…
И поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения страны,
Вернувшейся с войны.
Ребята, об активной жизненной позиции, о готовности к духовному подвигу, к самопожертвованию ради спасения жизни других говорили и продолжают говорить поэты, писатели, музыканты.
Вы видите здесь портрет Максима Горького. Кто еще в литературе ярче и образнее рассказал о таких людях, чем Горький в рассказе «Старуха Изергиль» в легенде о Данко. Эту же тему в свое время продолжил Муса Джалиль в стихотворении «Один совет», где есть такие строки:
«Свети потомкам нашим как маяк,
Свети как человек, а не светляк».
Ну и напоследок одна из песен из репертуара группы «Машина времени». Называется она «Костер». Послушайте начало песни. (Запись)
Все отболит. и мудрый говорит:
Каждый костер когда-то догорит.
Ветер золу развеет без следа.
Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит.
Если беда и если холода,
Раз ночь длинна, жгут едва-едва
И берегут силы и дрова
Зря не шумят и не портят лес.
Но иногда найдется вдруг чудак,
Этот чудак все сделает не так
И его костер завьется до небес.
Еще не все дорешено,
Еще не все разрешено,
Еще не все погасли краски дня
И бог хранит меня.
– Вам понятно содержание песни? Скажите, на чьей стороне окажетесь вы?
А вот как отвечает сам Андрей Макаревич далее в песне:
Тот был умней,
Кто свой огонь сберег,
Он обогреть других уже не мог,
Но без потерь дожил
До теплых дней.
А ты был не прав
Ты все спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час стало
Всем теплей.
Высказывания ребят
– Что ж, думайте и решайте сами, как вам жить. А между тем жизнь будет постоянно ставить вас перед решением таких задач.
Поэт Сергей Островой тоже размышлял об этом, вот что он говорит нам в своем стихотворении:
В жизни по-разному можно жить
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать,
И, помышляя, о чуде
Рукой, обожженное солнце достать,
И подарить его людям.
Я верю, ребята, что в жизни вы будете не тлеющими угольками, а яркими искорками, лучиками солнышка, тепло которого вы подарите людям. Потому как мы родились для того, чтобы: «Светить всегда, светить везде» – а кто знает продолжение?
До дней последних донца
Светить и никаких гвоздей –
Вот лозунг мой и Солнца.
Звучит песня «Молодежь страны» в исполнении ребят.