Планируемые результаты:
Предметные: обучаемый научится
- правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
- развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
- расширить понятийную базу.
Метапредметные:
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
познавательные:
- выделять и формулировать
- познавательную цель с помощью учителя;
коммуникативные:
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
личностные:
- сформированность социальных мотивов –стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;
- воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Характеристика деятельности учащихся:
- побывать в роли исследователя;
- классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.
Система оценки:
- самооценка;
- оценить деятельность обучающихся.
Используемая литература:
- Детская риторика. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1 /Под ред. Т.А. Ладыженской . М.: Баласс, 2006. - 96 с.;
- Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1983;
- Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., 1997.;
- Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Музыкальное сопровождение (приложение №1). Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»
Звучит весёлая музыка (приложение №2). Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуёте, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»
- Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?»
(Мимика)
- А кто знает, что такое мимика?
(Движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)
- Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.
- Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды).
- По каким признакам вы это определили?
(Рот, глаза, брови)
- Покажите на своих лицах то, что я скажу (радость, испуг, удивление, грусть).
- Всё это – мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).
Дети делают вывод:
- Тема нашего урока – «Мимика и жесты».
IV. Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).
- Один и тот же жест может иметь разные значения.
- Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды из презентации)
- Пальцем показываем тихо. (изображение)
- Предупреждение об опасности. (изображение)
- Наказание. (изображение)
V. Реализация построенного проекта.
- Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.
- Иногда слово можно заменить жестом.
- Дневник – отметка «пять» (изображение)
- Показать рукой (изображение)
- Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.
Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.
- Кто хочет показать? (желающий у доски)
- Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).
- А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Работа со сказкой «Цыплёнок» К.И Чуковского
Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте её и скажите, всё ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины).
- Всё вам понятно?
- А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?
- Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).
- Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды). На словах «мама приласкала цыплёнка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.
Разминка музыкальная
- Знаете ли вы сказку С.Я. Маршака «Теремок»?
- Кто главный? (дети перечисляют)
- Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка «лисы», «медведя», «ёжика», приложение № 3 (данное приложение вы можете получить у автора статьи)).
Первичное закрепление во внешней речи.
- Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц. Всё это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока. Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это … Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайды: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке)
- Вспомним русскую народную потешку «Идёт коза рогатая».
- Представьте, что вы её рассказываете своим младшим братикам и сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?
- Молодцы!
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята! Посмотрите внимательно. Как ведёт себя Хрюша – Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)
- Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше – Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.
1) Дразнит петуха (хвост),
2) Зайца (уши),
3) Собаку (кость),
4) Собака дразнит Хрюшу,
5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.
- Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.
Физкультминутка.Игра «Каравай»
У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споём «Каравай», используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)
Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:
- Прыгает на скакалочке;
- Больной у зубного врача.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Я хочу, чтобы вы своё настроение передали на бумаге. Рисовать мы будем по – сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением. (Приложение №4)
- Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).
- Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками. Я хочу себе на память запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке. (Производится фотосъемка).