Цели урока:
- В форме групповой игры обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме «Класс Птицы».
- Показать знание возможных практических применений этих знаний в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- Отработать общую характеристику класса Птицы.
- Повторить отличительные особенности представителей класса Птицы
- Проверить знания о внешнем и внутреннем строении птиц, размножении и развитии птиц, типах птенцов, характерные особенности отдельных экологических групп птиц.
- Отработать современное представление о происхождении птиц.
- Показать практическое применение знаний о строении животных в архитектуре и строительстве (бионика).
Развивающие:
- Научить делать логические заключения на основе анализа имеющейся информации.
- Уметь путем сравнения и анализа объединять организмы в группы и исключать лишние.
- Тренировать внимание, отрабатывать умение работать с текстом.
Воспитательные:
- Отрабатывать умение работать в группе, слушать товарищей, находить правильный ответ из множества предложенных.
- Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Уметь подчиниться решению большинства.
- Уметь достойно признавать свое поражение.
Оборудование и наглядные пособия:
- Жетоны для жеребьёвки
- Телевизионный экран из картона
- Модель яйцо птицы
- Рельефная таблица археоптерикса
- Карточки-задания для групп
- Фото спорткомплекса на Проспекте Мира из набора открыток по бионике или на интерактивной доске
- Рисунки для конкурса с рисунками
Телевизионный Биомарафон по теме «Птицы» (слайд 1)
Ведущий: Мы с вами сегодня совершим круиз по Европе. Участники покажут свои знания по биологии и знание возможных практических применений этих знаний в жизни человека. Скоро начнут поступать вопросы, а пока…
Условия конкурса, представление жюри и жеребьёвка (слайд 2):
- На обдумывание дается 30 секунд.
- Оценка правильного ответа - 5 баллов.
- Если команда не знает ответ, ей помогают другие команды и они получают себе дополнительные баллы.
- За выкрики с места и другие нарушения правил игры- штрафные баллы.
Жеребьёвка
Придумать название команды, девиз и приветствие. /3 минуты /
I. Приветствие и представление команд (по 1-2 минуты) ( слайд 3)
Ведущий: Пока еще не начали поступать вопросы телезрителей займемся подготовкой к круизу.
II. Разминка (слайды 4-6)
1. Ответить на вопросы:
- Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?
- Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?
- Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и на шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенных перьевого покрова?
2. Разминка. Игра «Пятый лишний»
Составьте слово из заглавных букв лишних названий птиц в игре « Пятый лишний»
Глухарь | Кряква |
Ворона |
Воробей |
Синица |
Тетерев |
Рябчик |
Грач |
Коршун |
Снегирь |
Рябчик |
Лебедь |
Аист |
Сокол |
Орел |
Баклан |
Гусь |
Сорока |
Гриф |
Воробей |
перепел |
утка |
галка |
орел |
ласточка |
|
/Ответ- «БРАВО»/
3. Разминка. Составь трехзначное число
1. дятел |
4. клюв уплощенный с цедильным аппаратом |
7.мощные ноги с острыми когтями, особенно развит коготь на пальце, обращенном назад |
2. коршун |
5.долотообразный клюв; сильный череп |
8.лапки отставлены назад, с плавательной перепонкой между пальцами |
3. утка |
6.острое зрение; мощный загнутый книзу клюв |
9.сильные короткие ноги; пальцы расположены 2- вперед, два- назад |
/Ответ: 159; 267; 348/
III. Ведущий : Связь налажена. Мы можем начать свое телепутешествие . Начинаем тур по Европе.
На связи Берлин.
Берлинский геолого-палеонтологический музей. (слайд 7)
Интересная история произошла с одним из ценнейших экспонатов нашего музея до его появления у нас.
Плита с оттиском археоптерикса оказалась в руках алчного врача Геберлейна, который запросил за нее 36 тыс. марок. Немецким ученым очень хотелось упустить этот отпечаток на камне. Но средств не было. Не известно, чем бы все это закончилось, если бы владелец сталелитейных заводов Сименс не купил эту ценную находку и не подарил Берлинскому музею естественной истории.
1. Чем ценна эта находка?
/До 1995 года археоптерикса считали предком птиц- т.е. доказательством происхождения птиц/
2. Какие особенности строения археоптерикса позволяли делать такое ошибочное заключение?
/1.Зубы на челюстях.
2. Пальцы с когтями на крыльях.
3. Наличие чешуй на хвосте и голове.
4. Кости без воздушных полостей.
5. Грудина без киля.
6. Брюшные ребра.
7. Очень длинный хвост./
3. Кем на самом деле является это животное?
/Летающим ящером- подкласс ящерохвостых птиц./
IV. Вас вызывает Париж. - Университет эмбриологии. (слайд 8)
Симбад - мореход, герой арабских сказов « Тысячи и одной ночи» на одном из южных островов нашел яйцо птицы Рухх. Позднее, в XIII веке с птицей Рухх имел дело знаменитый венецианский путешественник Марко Поло.
1. Как доказать, что яйцо, описанное в сказах « Тысячи и одной ночи» и записках Марко Поло, принадлежит птице?
/Особенности строения яйца птицы./
2. Что общего у яйца птицы с яйцом пресмыкающегося?
/Сходства в строении./
3. Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце стабильное положение желтка?
/Канатики - халазмы./
* 4. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?
/Использование кальция на построение скелета птенца./
V. На проводе Калуга. Институт авиации и космонавтики (слайд 9)
Выскажите ваши предположения об использовании авиаконструкторами особенностей птиц при создании самолета.
/ - Обтекаемая форма тела;
- строение крыла;
- способность к полету;
- сложная система навигации;
- «катапульта»;
- «шасси»./
VI. Вас вызывает Москва. (слайд 10)
В настоящее время городские власти столицы занимаются реставрацией старинных построек и следят за сохранностью новостроек. Одним из современных шедевров является зал Олимпийского стадиона на Проспекте Мира.
Крыша – мембрана толщиной 5 мм перекрывает без единой промежуточной опоры площадь свыше 30 тыс кв. м.
Что послужило прототипами для подобных вантовых конструкций?
/Перепончатые лапы водоплавающих птиц. Крылья летучих мышей. Плавники рыб. Паутины пауков./
VII. К вам за помощью обращается из Италии экспедиция (слайд 11) орнитологов (специалисты по птицам) (слайд 11)
Мы обнаружили кукушонка. Кукушонок , выросший в чужом гнезде, не летит в ту сторону , куда зовут его приемные родители, а следует традиционным кукушкиным путем, хотя и летит впервые.
Выскажите свои предположения: На чем основана способность к навигации у птиц?
/У ученых до сих пор нет точного ответа на этот вопрос, но есть предположения, что в данной способности задействованы все органы чувств в комплексе. Ориентируются птицы:
- по солнцу,
- по звездам,
- по магнитному полю Земли,
- биологические часы и т.д./
VIII. На связи Кембриджский Университет – Англия. (слайды 12-13) (для учителя)
К вам обращаются студенты университета с просьбой помочь студентам перевести с латыни текст ( характеристику птиц ) на русский язык.
(В тексте допущены 5 биологических ошибок. Пока играет музыка , найти эти 5 ошибок)
/Текст выдается на столы./
- Птицы - покрытые перьями теплокровные животные.
- Покровные перья располагаются черепицеобразно.
- Контурные и пуховые перья имеют бородки I и II порядка. (отв. У пуховых перьев нет бородок II порядка)
- Скелет крыла состоит из следующих костей: ключицы , плеча, предплечья, костей кисти (отв. Ключица-это кость пояса)
- Температура тела постоянна, т.к. по организму из правого (в правом желудочке начинается малый круг ) желудочка сердца разносится артериальная кровь ( из левого желудочка) по большому кругу кровообращения (большой круг начинается в левом желудочке).
- Скелет птицы приспособлен к полету.
- Приспособлением у птиц к полету является быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника и мочевого пузыря (отв. Нет мочевого пузыря)
- Двойное дыхание обеспечивает непрерывную вентиляцию легких свежим воздухом.
- Хорошо развиты легкие и воздушные мешки.
- Развит лишь один яичник.
- Птица откладывает сразу только одно яйцо.
(Обязательно проговорить ответы.)
VIII. На связи Кембриджский Университет – Англия.
(На столы командам.)
К вам обращаются студенты университета с просьбой помочь студентам перевести с латыни текст (характеристику птиц ) на русский язык.
(В тексте допущены 5 биологических ошибок. Пока играет музыка , найти эти 5 ошибок.)
/Текст выдается на столы./
- Птицы- покрытые перьями теплокровные животные.
- Покровные перья располагаются черепицеобразно.
- Контурные и пуховые перья имеют бородки I и II порядка.
- Скелет крыла состоит из следующих костей: ключицы, плеча, предплечья, костей кисти
- Температура тела постоянна, т.к. по организму из правого желудочка сердца разносится артериальная кровь по большому кругу кровообращения.
- Скелет птицы приспособлен к полету.
- Приспособлением у птиц к полету является быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника и мочевого пузыря.
- Двойное дыхание обеспечивает непрерывную вентиляцию легких свежим воздухом.
- Хорошо развиты легкие и воздушные мешки.
- Развит лишь один яичник.
- Птица откладывает сразу только одно яйцо.
IX. Вас вызывает Британия. Центральный гидрометеоцентр. (слайд 14)
Как известно наши предсказания погоды самые точные в мире, после предсказаний погоды животными и растениями
* 1. Как вы думаете, какие особенности в строении птиц помогают им угадывать погоду?
(Если не ответят:
*2. Каким образом предсказания погоды можно связать с полыми трубчатыми костями и со строение м контурного пера?)
/Изменение атмосферного давления приводит к изменению давления внутри очинов, оно улавливается нервными окончаниями сосочков кожи птиц своеобразная барометрическая система состоит из полых трубчатых костей скелета/)
X. Работа с рисунками. (слайд 15)
1. Экзотическое животное. Написать из скольких и каких частей птиц оно составлено?
/Ноги - страуса. Тело – пингвина. Шея – лебедя. Голова, клюв, глаза- хищной птицы./
XI. И снова на проводе Москва. (слайд 16)
Извините, у нас сбой в работе телевизионных программ. Вы в прямом эфире в передаче « Счастливый случай». Раунд «Кто больше даст ответов на вопросы за 1 минуту?». (Читает телеведущий)
(Если не знаете ответ, говорите: «Дальше»)
Вопросы для 1-й команды
- Тело птицы покрыто… /перьевым покровом/
- Первичное перетирание пищи происходит… / в зобе/
- Куриные птицы питаются, собирая… /ягоды и семена с земли/
- На большие расстояния улетают… /перелетные птицы/
- Долотообразный клюв имеет… /дятел/
- Источником питания для зародыша в яйце является… / желток/
- Сразу после рождения могут следовать за самкой… / выводковые птенцы/
- Образование пары предшествует периоду… /гнездостроения/
- Клюв и ноги птиц покрыт… / роговыми чешуями/
- За периодом гнездостроения следует период… /кладки яиц/
- Клюв состоит из… / надклювья и подклювья/
- Внутренние органы расположены в … / полости тела/
- В правом предсердии и правом желудочке сердца кровь… / венозная/
- Способом привлечения самки и ограничения территории от других птиц является… / пение самца/
- У птиц два круга кровообращения: большой и малый или… / легочный/
- Центром координации и согласованности движений у птиц является… /мозжечок/
- Лапы мощные с сильными острыми когтями, острое зрение, мощный загнутый клюв у… / хищных птиц/
- Копчиковая железа сильно развита у каких птиц /водоплавающих/
Раунд «Кто больше даст ответов на вопросы за 1 минуту?»
Вопросы для 2-й команды
- У птиц передние конечности превращаются в … / крылья/
- У хищных птиц прекрасно развито … / зрение/
- Слепыми и беспомощными вылупляются … птенцы / гнездовые/
- Для ловли насекомых на лету у воробьиных… / широкий клюв/
- Никогда не покидают своей родины… / оседлые птицы/
- Лапы отставлены назад, с перепонкой между пальцами, клюв с цедильным аппаратом… / утиные или гусиные/
- От тела матери зародыш при насиживании кладки получает … / тепло/
- Все поведение птиц основано на… / рефлексах/
- Роль руля при полете выполняют … / рулевые перья хвоста/
- На небольшие расстояния улетают… / кочующие птицы/
- Обтекаемую форму тела, облегчающую полет, обеспечивают… / контурные покровные перья/
- Постоянная добыча корма нужна птицам для… / поддержания постоянной температуры тела/
- В левом предсердии и левом желудочке сердца кровь… / артериальная/
- У птиц цветное зрение, следовательно у них хорошо развиты… / зрительные бугры среднего мозга/
- Развитие полушарий переднего мозга связано … / со сложностью поведения/
- Птица не задыхается во время полета благодаря наличию… / воздушных мешков/
- Клюв долотообразный, короткие сильные лапы с пальцами -2- вперед, два- назад у… / дятла/
- Хищные, куриные, воробьиные, дятловые могут поселяться … / в лесу/
Раунд «Кто больше даст ответов на вопросы за 1 минуту?»
Вопросы для 3-й команды
- Сердце птиц состоит из… / 4 камер/
- В связи с полетом у птиц хороша развита… / мускулатура/
- Для защиты птиц от перегрева и для облегчения дыхания при полете у птиц имеются… / воздушные мешки/
- Желудок птиц состоит из 2-х отделов ---… и … отделов / мускульного и железистого/
- Благодаря наличию в костях птиц воздушных полостей, скелет птицы… и… / прочный и легкий/
- Из органов чувств наиболее развито у птиц… / зрение/
- Выводковые птенцы, в отличие от гнездовых, могут / почти сразу, как вылупятся из яйца, следовать за матерью/
- Покровные перья располагаются на теле… /черепицеобразно/
- Температура тела птиц… /постоянная/
- Скелет птиц приспособлен к … /полету/
- За один раз птица откладывает … /одно яйцо/
- Быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника являются приспособлением птиц к … / полету/
- Бородки первого и второго порядка имеют … / контурные перья/
- Острое зрение, мощный , загнутый книзу клюв, характерны для… / хищных птиц/
- Глухарь, рябчик. тетерев , перепел, это … / куриные/