Цель обучающая:
- совершенствовать знания о признаках химических реакций;
- совершенствовать экспериментальные умения:
- определять цель работы;
- пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием;
- проводить реакции;
- наблюдать и фиксировать наблюдения;
- записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
- делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
- соблюдать правила безопасного поведения
Цель развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки.
Цель воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
На столах учащихся.
- Реактивы: оксид меди (II), серная кислота, мел, соляная кислота ,хлорид железа (III), роданид калия, карбонат натрия, хлорид кальция.
- Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, спиртовка, спички
Дидактические материалы: инструкционные карточки, тест и бланки для ответов на тесты.
Эпиграф к уроку «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое».Древняя мудрость
Этап |
Содержание |
Деятельность |
Формы работы |
|
учителя |
учащихся |
|||
Мотивация, целеполага-ние |
Цели |
Предлагаем учащимся записать тему урока и высказать идеи относительно целей, которые нам предстоит реализовать на уроке. Далее побуждаем учащихся к высказыванию собственного мнения относительно смысла, заключенного в эпиграфе к уроку, и подводим их к мысли, что при выполнении практической работы очень важен навык наблюдения, гак как на основе наблюдений осуществляется основополагающая часть эксперимента, а именно вывод. |
Высказывают собственную точку зрения и аргументируют ее. Определяются относительно целей урока. Высказывают свою точку зрения на идею эпиграфа. |
ФР |
Актуализация ЗУН |
Химические |
Предлагаем учащимся выполнить тест. Организуем активное обсуждение результатов теста и коррекции знаний. Проводим беседу с учащимися о мерах безопасности при работе - работа со стеклом; - правила работы со спиртовкой; - обращение с кислотами, а также оксидами и солями |
Выполняют тест, осуществляют самопроверку и корректировку знаний. |
ИР |
Выполнение эксперимента |
Наблюдение |
Предлагаем выполнить практическую работу согласно инструкции. Наблюдаем за выполнением работы, при необходимости помогаем или консультируем. |
Выполняют практическую работу, оформляют результаты работы, сдают работу учителю. |
ПР |
Рефлексия |
Результат и деятельность |
Предлагаем учащимся высказать мнение относительно полученных результатов |
По желанию отвечают на вопрос, высказывая мнение, о достигнутом результате и о том, что способствовало его достижению( или помешало достижению большего). |
ФР |
Домашнее задание |
Повторить материал |
Предлагаемый для домашней работы материал необходим для выполнения работы по приготовлению раствора с определенной массовой долей вещества |
Задают вопросы на уточнение |
ФР |
Тест для актуализации знаний и умений
Тест может быть предложен как контрольно-актуализирующий на данном уроке или на последующем. Ответы вносятся в специальный бланк, результаты работы собираем через несколько минут, и после этого предлагаем учащимся осуществить и откорректировать знания. Результат теста учитываем при выставлении отметки за работу или как отдельный вид работы с отдельной оценкой
Тест
Внимание! Верных ответов может быть несколько.
Вариант - 1.
- Химические явления – это превращения веществ, когда
а) изменяется агрегатное состояние и форма ;
б) изменяется состав вещества;
в) изменяется размер и масса;
г) изменяется цвет; - Химические явления можно условно записать с помощью
а) физических формул;
б) математических уравнений;
в) химических уравнений ;
г) химических знаков - Коэффициент – это
а) химический знак;
б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;
в) химическая формула:
г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу - Укажите признаки химической реакции
а) изменение цвета:
б) изменение формы и размера;
в) выделение тепла (или света);
г ) образование осадка и газа - Реакция между простым и сложным веществом, как правило, является реакцией
а) соединения;
б) замещения;
в) разложения;
г) обмена
Тест
Внимание! Верных ответов может быть несколько.
Вариант-2
- Химические явления – это
а) горение газа;
б) испарение воды;
в) гниение листьев;
г) перегонка нефти; - Химические уравнения составляются на основе
а) периодического закона Д.И.Менделеева;
б) закона постоянства состава Ж. Пруста;
в) закона сохранения массы веществ М.В.Ломоносова ;
г) закона Авогадро - Индекс – это
а) химический знак;
б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;
в) химическая формула;
г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу - Образование осадка, появление запаха, выделение тепла, света, газа, изменение цвета – это
а) превращения веществ :
б) свойства веществ;
в) признаки химических реакций;
г) физические явления: - Реакция, при которой из нескольких веществ образуется новое более сложное вещество, называется реакцией
а) соединения;
б) разложения;
в) обмена;
г) замещения;
Инструкционная карточка
Практическая работа № 4. Признаки химических реакций
Цель: наблюдение признаков химических реакций при проведении опытов
Этапы работы |
Выполнение опыта |
Наблюдения |
Уравнения реакций, названия продуктов |
Выводы |
I. |
СиО и H2S04 |
Наблюдайте цвет, осадок, газ, запах, свет или выделение тепла. |
|
Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип. |
II. |
СаСОз и НС1 |
Наблюдайте цвет, осадок, газ, запах, свет или выделение тепла. |
|
Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип. |
III. |
FeCl3 и KSCN |
Наблюдайте цвет, осадок, газ. запах, свет или выделение тепла. |
|
Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип. |
IV. |
Na 2C03 и СаСl2 |
Наблюдайте цвет, осадок, газ. запах. свет или выделение тепла. |
|
Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип. |
Рефлексия. Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке
А. Нарисуйте на одной из ступенек лесенки человечка - себя, в зависимости от вашей активной работы на уроке:
Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце:
+ |
На уроке всё понятно |
? |
Осталось ощущение, что понятно не все |
! |
Всё было понятно, я смогу сам (а) проводить опыты и наблюдать признаки их сопровождающие. |
В. Выберите себе понравившееся начало предложения и допишите его
- Сегодня узнал (а), что могу…
- Я считаю полезным…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
- Теперь бы я хотел (а) ещё узнать…
Домашнее задание: Повторить материал §24. с. 124-128
Приложение. Бланк для ответов