Практическая работа № 4 "Признаки химических реакций"

Разделы: Химия


Цель обучающая:

  • совершенствовать знания о признаках химических реакций;
  • совершенствовать экспериментальные умения:
    • определять цель работы;
    • пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием;
    • проводить реакции;
    • наблюдать и фиксировать наблюдения;
  • записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
  • делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
  • соблюдать правила безопасного поведения

Цель развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки.

Цель воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.

На столах учащихся.

  • Реактивы: оксид меди (II), серная кислота, мел, соляная кислота ,хлорид железа (III), роданид калия, карбонат натрия, хлорид кальция.
  • Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, спиртовка, спички

Дидактические материалы: инструкционные карточки, тест и бланки для ответов на тесты.

Эпиграф к уроку «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое».Древняя мудрость

 

Этап

Содержание

Деятельность

Формы работы

учителя

учащихся

Мотивация, целеполага-ние

Цели

Предлагаем учащимся записать тему урока и высказать идеи относительно целей, которые нам предстоит реализовать на уроке. Далее побуждаем учащихся к высказыванию собственного мнения относительно смысла, заключенного в эпиграфе к уроку, и подводим их к мысли, что при выполнении практической работы очень важен навык наблюдения, гак как на основе наблюдений осуществляется основополагающая часть эксперимента, а именно вывод.

Высказывают собственную точку зрения и аргументируют ее. Определяются относительно целей урока. Высказывают свою точку зрения на идею эпиграфа.

ФР

Актуализация ЗУН

Химические
реакции,призн
аки
химических
реакции,
химические
уравнения,
коэффициент,
индекс.

Предлагаем учащимся выполнить тест. Организуем активное обсуждение результатов теста и коррекции знаний.

Проводим беседу с учащимися о мерах безопасности при работе
с оборудованием и реактивами:

- работа со стеклом;

- правила работы со спиртовкой;

- обращение с кислотами, а также оксидами и солями

Выполняют тест, осуществляют самопроверку и корректировку знаний.
Слушают, отвечают на вопросы учителя.

ИР
 КР
ФР

Выполнение эксперимента

Наблюдение
различных
признаков
химических
реакций при
проведении
опытов

Предлагаем выполнить практическую работу согласно инструкции. Наблюдаем за выполнением работы, при необходимости помогаем или консультируем.

Выполняют практическую работу, оформляют результаты работы, сдают работу учителю.

ПР

Рефлексия

Результат и деятельность

Предлагаем учащимся высказать мнение относительно полученных результатов

По желанию отвечают на вопрос, высказывая мнение, о достигнутом результате и о том, что способствовало его достижению( или помешало достижению большего).

ФР

Домашнее задание

Повторить материал
§24. с. 124-128

Предлагаемый для домашней работы материал необходим для выполнения работы по приготовлению раствора с определенной массовой долей вещества

Задают вопросы на уточнение

ФР

Тест для актуализации знаний и умений

Тест может быть предложен как контрольно-актуализирующий на данном уроке или на последующем. Ответы вносятся в специальный бланк, результаты работы собираем через несколько минут, и после этого предлагаем учащимся осуществить и откорректировать знания. Результат теста учитываем при выставлении отметки за работу или как отдельный вид работы с отдельной оценкой

Тест

Внимание! Верных ответов может быть несколько.

Вариант - 1.

  1. Химические явления – это превращения веществ, когда
    а) изменяется агрегатное состояние и форма ;
    б) изменяется состав вещества;
    в) изменяется размер и масса;
    г) изменяется цвет;
  2. Химические явления можно условно записать с помощью
    а) физических формул;
    б) математических уравнений;
    в) химических уравнений ;
    г) химических знаков
  3. Коэффициент это
    а) химический знак;
    б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;
    в) химическая формула:
    г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу
  4. Укажите признаки химической реакции
    а) изменение цвета:
    б) изменение формы и размера;
    в) выделение тепла (или света);
    г ) образование осадка и газа
  5. Реакция между простым и сложным веществом, как правило, является реакцией
    а) соединения;
    б) замещения;
    в) разложения;
    г) обмена

Тест

Внимание! Верных ответов может быть несколько.

Вариант-2

  1. Химические явления это
    а) горение газа;
    б) испарение воды;
    в) гниение листьев;
    г) перегонка нефти;
  2. Химические уравнения составляются на основе
    а) периодического закона Д.И.Менделеева;
    б) закона постоянства состава Ж. Пруста;
    в) закона сохранения массы веществ М.В.Ломоносова ;
    г) закона Авогадро
  3. Индекс это
    а) химический знак;
    б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;
    в) химическая формула;
    г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу
  4. Образование осадка, появление запаха, выделение тепла, света, газа, изменение цвета это
    а) превращения веществ :
    б) свойства веществ;
    в) признаки химических реакций;
    г) физические явления:
  5. Реакция, при которой из нескольких веществ образуется новое более сложное вещество, называется реакцией
    а) соединения;
    б) разложения;
    в) обмена;
    г) замещения;

Инструкционная карточка

Практическая работа № 4. Признаки химических реакций

Цель: наблюдение признаков химических реакций при проведении опытов

Этапы работы

Выполнение опыта

Наблюдения

Уравнения реакций, названия продуктов

Выводы

I.
Взаимодействие оксида меди(П) с серной кислотой

СиО и H2S04

Наблюдайте цвет, осадок, газ, запах, свет или выделение тепла.

 

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

II.
Взаимодействие карбоната кальция (мела) с соляной кислотой

СаСОз и НС1

Наблюдайте цвет, осадок, газ, запах, свет или выделение тепла.

 

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

III.
Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия

FeCl3 и KSCN

Наблюдайте цвет, осадок, газ. запах, свет или выделение тепла.

 

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

IV.
Взаимодействие
карбоната
натрия с
хлоридом
кальция

Na 2C03 и СаСl2

Наблюдайте цвет, осадок, газ. запах. свет или выделение тепла.

 

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

Рефлексия. Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке

А. Нарисуйте на одной из ступенек лесенки человечка - себя, в зависимости от вашей активной работы на уроке:

Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце:

+

На уроке всё понятно

?

Осталось ощущение, что понятно не все

!

Всё было понятно, я смогу сам (а) проводить опыты и наблюдать признаки их сопровождающие.

В. Выберите себе понравившееся начало предложения и допишите его

  1. Сегодня узнал (а), что могу…
  2. Я считаю полезным…
  3. Мне понравилось…
  4. Мне было трудно…
  5. Теперь бы я хотел (а) ещё узнать…

Домашнее задание: Повторить материал §24. с. 124-128

Приложение. Бланк для ответов