Тематическое планирование

Разделы: Коррекционная педагогика


Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. В условиях переходного периода педагогам необходимо знать, какие формы организации детей могут использоваться при реализации той или иной образовательной области. Предлагаемый практический материал по планированию воспитательно-образовательной работы составлен на основе Федеральных государственных требований к содержанию работы дошкольного образовательного учреждения и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1. 2660-10.

Примерное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе, тема “Осень”.

На неделе дети знакомятся с постоянством смен времен года. Они уточняют свои представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. В образовательной области “Безопасность” учатся правилам безопасного и экологически грамотного поведения людей в природе. Коррекционная работа расширят представления о характерных признаках осени и продолжат формировать предметные представления о лиственных деревьях. В образовательной области “Коммуникация” у детей формируется монологическая речь, обогащается словарный запас по заданной теме. В образовательной области “Художественное творчество” дети овладевают композиционными умениями: учатся располагать предмет на листе с учетом его пропорций; закрепляют способы и приемы изображения различными материалами. В образовательной области “Познание” (РЭМП) устанавливают равенство и неравенство групп предметов, считают предметы на ощупь, а также учатся согласовывать друг с другом темп и ритм своей деятельности, особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, способности любоваться ее красотой.

Дни недели Временные отрезки Образовательная область, задачи Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Утро Социализация

Коммуникация

Игры по инициативе детей. Рассматривание иллюстраций осенних пейзажей
Коррекционная работа: развивать восприятие, тактильную чувствительность, воображение, упражнять детей в составлении связного высказывания Дидактическая игра “Угадай что это”, “Чудесный мешочек”, “Доскажи словечко”
Образовательная деятельность Познание: расширять представления детей об осени. Формировать обобщенные представления как о времени года Ребенок и окружающий мир. “Осень”
Коррекционная работа: учить выполнять классификацию по заданному признаку, формировать конструктивные умения, развивать внимание, память. Дидактическая игра “Найди свой цвет”, “Сложи узор” “Что изменилось”
Художественное творчество: учить отображать в рисунке осенние впечатления, закреплять приемы работы кистью и красками, развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. Рисование. “Осенний букет”
Музыка Слушание. Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко “Листопад”; Пение “Зайка”, муз В. Карасевой, сл. Н. Френкель; упражнение с осенними ветками “Вальс”, муз. А. Дворжака; музыкальная игра “Не выпустим”, муз. Т.Ломовой
Прогулка Труд Уборка опавшей листвы
Познание Наблюдения в природе за направлением и силой ветра
Социализация Сюжетно-ролевая игра “Дочки-матери”

Игры по инициативе детей

Здоровье Подвижная игра “Ловишки”
Безопасность Учить детей соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Стройка”
После обеда Чтение художественной литературы Чтение главы “Обиженный самолетик” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька”
Вечер Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: развитие глазодвигательной активности, прослеживающей и фиксирующей функции глаз, взаимосвязей “глаз – рука” Дидактическая игра “Обведи по внутреннему контуру”
Прогулка Труд “Подметаем – помогаем дворнику”
Познание Наблюдение “Листопад-листопад”
Коммуникация Дидактическая игра “С какого дерева листок”
Безопасность Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Стройка”
Социализация Игры по инициативе детей
Здоровье Подвижная игра “Мы веселые ребята”

Вторник

Утро Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, упражнять детей в связных высказываниях повествовательного характера Дидактическая игра “С какой ветки детки”, “Четвертый лишний”, “Расскажи, что видел…”
О/деятельность Коммуникация: учить детей рассказывать (по плану) о содержании картины, поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Рассматривание картины “Осень” И. Левитан
Коррекционная работа: расширять представление детей о характерных признаках осени. Продолжать формировать предметные представления о лиственных деревьях. Беседа “Жизнь леса осенью”; Дидактическая игра “Опиши названный природный объект”: по направляющим инструкциям, по памяти. Пословицы об осени.
    Художественное творчество:

Развивать умение лепить с натуры знакомые овощи, передавать их характерные особенности.

Лепка “Дары осени”
Физическая культура: восстановление навыка ловли мяча после удара о пол, стену; умения прыгать на одной ноге; развитие гибкости (комплекс общих развивающих упражнений с гимнастическими палками) План проведения:

Вводная часть (ходьба в колонне по одному, с высоким подниманием колен, ходьба на четвереньках, обычная ходьба, прыжки по залу, непрерывный бег 2-2,5 мин).

Основная часть

ОРУ с гимнастическими палками

ОВД:

Бросание мяча о пол и ловля его двумя руками.

Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте.

Заключительная часть: П/и: “Ловишки”, игра-эстафета “Дорожка препятствий”.

Прогулка Труд Сделаем высокую гору из песка
Познание Наблюдение “Облака - белогривые лошадки”
Социализация Сюжетно-ролевая игра “Магазин овощей и фруктов”

Игры по инициативе детей

Здоровье Подвижная игра “Сделай фигуру”
Безопасность Учить детей соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из природного материала другими детьми, не кидаться им, игра с природным материалом “Сказочный замок”
После обеда Чтение художественной литературы Чтение главы “Воробьиный язык” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька”
Вечер Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: развивать представления о временах года, об их последовательной смене. Д/и “Когда это бывает”
Прогулка Труд “Подметаем – помогаем дворнику”
Познание Наблюдение “Дождик – кап – кап – кап”
Социализация Д/и “Короткий – длинный, толстый – тонкий”

Игры по инициативе детей

 

Здоровье Подвижная игра “Хитрая лиса”
  Безопасность Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из природного материала другими детьми, не кидаться им, игра с природным материалом “Сказочный замок”

 

Среда

Утро Социализация Игры по инициативе детей

 

Коррекционная работа: развивать внимание, память, логическое мышление Д/и “Что забыл нарисовать художник”, “Что изменилось”, “ Во саду ли в огороде”

 

О/деятельность Познание РЭМП – число и цифра 6. Д/и “Как получить число 6”, “Что больше, что меньше?”, “Какой цифры не стало?”, “Не ошибись”, “Кто больше назовет”, “Отгадай где”
Коррекционная работа: развитие глазодвигательной активности, прослеживающей и фиксирующей функции глаз, взаимосвязей “глаз – рука”, учить сравнивать предметы по величине. Д/и “ Обведи листок по контуру заданный листок”; “Нарисуй с трафаретом”; “Мал - мала – меньше”
Художественное творчество: продолжать отрабатывать приемы вырезывания частей. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы Аппликация: “Ковер из осенних листьев”
Физическая культура: Закреплять навык ловли мяча после удара о пол; учить ползать на четвереньках, толкая мяч головой; развитие гибкости (комплекс общих развивающих упражнений с гимнастическими палками) План проведения:

Вводная часть (ходьба в колонне по одному, с высоким подниманием колен, ходьба на четвереньках, обычная ходьба, прыжки по залу, непрерывный бег 2-2,5 мин).

Основная часть

ОРУ с гимнастическими палками

ОВД:

Бросание мяча о пол и ловля его двумя руками.

Ползание на четвереньках, толкая мяч головой.

Заключительная часть: П/и: “Ловишки”, “Охотники и зайцы”

Прогулка Труд Соберем ветки – сделаем участок красивым
Познание Наблюдение “Как одеты прохожие”
Социализация Игры по инициативе детей
Здоровье П/и “День и ночь”
Безопасность Закреплять правила поведения в общественном транспорте, сюжетно-ролевая игра “Мы шоферы”
После обеда Чтение художественной литературы Чтение главы “То тепло, то холодно” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька”
Вечер Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: развитие глазодвигательной активности, прослеживающей и фиксирующей функции глаз, взаимосвязей “глаз – рука” Д/и “Обведи по внешнему контуру”
Прогулка Труд “Подметаем – помогаем дворнику”
Познание Наблюдение “Листопад-листопад”
Социализация Д/и “ Найди такой же по форме”

Игры по инициативе детей

Здоровье П/и “ Хитрая лиса”
  Безопасность Продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте, сюжетно-ролевая игра “Мы едем, едем, едем!”

Четверг

Утро Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, речь закреплять представления детей о деревьях. Д/и “Составь картинку”, “Осенние деревья”, “ Отгадай, что я загадала”
О/деятельность Коммуникация Беседа об осени, д/и “Вершки – корешки”, “Кто скажет иначе”, “Кто скажет подробнее”
Коррекционная работа: развивать представления о деревьях, учить различать их по листьям, развивать внимание, зрительное восприятие, мышление Д/и “Узнай листок по силуэтному и контурному изображению”; “Посчитай листочки в зашумленном рисунке”; “ Что перепутал художник”.
Художественное творчество: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья, учить по-разному изображать деревья, траву и листья, развивать активность и творчество. Предметное рисование “Дерево осенью”
Музыка Слушание “Осенняя песня” (из цикла “Времена года” П. Чайковского); Пение “Зайка” муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель упражнение с осенними ветками “Вальс”, муз. А. Дворжака; музыкальная игра “Ловишки”, муз. Й. Гайдна.
Прогулка Труд Уборка опавшей листвы
Познание Наблюдение “Какие разные деревья”
Социализация Сюжетно-ролевая игра “Город”

Игры по инициативе детей

Здоровье П/и “Караси и щука”
  Безопасность Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Гараж”
  После обеда Чтение художественной литературы Чтение главы “Вот беда, беда, огорчение” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька”
  Вечер Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: учить различать деревья по листьям, плодам, коре, развивать мышление, уточнять представления о цвете, форме, величине предметов Д/и “ С какой ветки детки”
Прогулка Труд Сделаем высокую гору из песка
Познание Наблюдение “Осенние цветы”
Социализация Д/и “Что лишнее”

Игры по инициативе детей

Здоровье П/и “Совушка”
    Безопасность Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Гараж”

Пятница

Утро Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: развивать цветовое восприятие, умение соотносить изображения по цвету, развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук Д/и “Радуга-дуга”, “Дорисуй листок”, “Чей лист, чья ветка”
О/деятельность Чтение художественной литературы А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало...” (из романа “Евгений Онегин”)
Продуктивная деятельность Коллективная работа из природного материала “Осенний лес”
Коррекционная работа: учить ориентироваться на плоскости, определять местонахождение предмета, уточнять предметные представления, развивать зрительное восприятие Далеко-близко, высоко-низко: д/и “Лесные этажи, птичьи этажи”, “Чей домик в лесу выше”, “Что далеко – что близко”, “Когда солнце в небе высоко”
Физическая культура Восстановление умения отбивать мяч правой и левой рукой; спрыгивать с высоты 30 см. Развитие ловкости (использование мячей различного диаметра).
Прогулка Труд Соберем ветки – сделаем участок красивым
Познание Наблюдение “Дождик кап-кап-кап”
Социализация Сюжетно-ролевая игра “Дочки-матери”

Игры по инициативе детей

Здоровье П/и “Мы веселые ребята”
  Безопасность Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге, п/и “Красный, желтый, зеленый”
После обеда Чтение художественной литературы Чтение главы “Кто такой Кузька?” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька”
Вечер Социализация Игры по инициативе детей
Коррекционная работа: развивать восприятие сенсорных эталонов, закреплять знание геометрических фигур Д/и “ Подбери по форме”
Прогулка Труд Уборка опавшей листвы
Познание Наблюдение “Облака - белогривые лошадки”
Социализация Д/и “Чего не стало”

Игры по инициативе детей

Здоровье П/и “Ловишки”
  Безопасность Закреплять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге, игра “Ловкий пешеход”

Формы работы с детьми – подгрупповые и индивидуальные.

К непосредственно образовательной деятельности (НОД) осуществляется подбор методических, коррекционных материалов и оборудования с учетом основного диагноза и других сопутствующих отклонений. Особое внимание уделяется развитию практических действий детей, их ориентировке в пространстве и окружающем мире.

Лексические темы

младший дошкольный возраст
(первая младшая группа)

Квартал № Тема
I квартал Знакомство с групповой комнатой
Игрушки
Части тела и лица
Осень
Моя семья
II квартал Животные
Зима
Птицы
Мой дом
Одежда, обувь
III квартал Наша Мама
Весна
Транспорт
Мой город
Насекомые
Цветы
Скоро лето

Лексические темы

младший дошкольный возраст
(вторая младшая группа)

Квартал / №

Тема
I квартал Хорошо у нас в детском саду
Осень
Наше тело, туалетные принадлежности
Мой дом
Игрушки
Моя семья
II квартал Зима
Животные
Маленькие помощники (органы чувств)
Папин день
III квартал Мамин праздник
Весна
Книги
Одежда, обувь
Мой город
Насекомые
Скоро лето

Лексические темы

младший дошкольный возраст
(средняя группа)

Квартал / №

Тема
I квартал Хорошо у нас в детском саду
Осень
Наше тело, туалетные принадлежности
Игрушки
Мой дом
II квартал Зима
Животные
Зимние игры и забавы
Органы чувств
Профессии наших пап
Наша Армия родная
III квартал Мамин праздник
Семья
Книги
Весна
Мой город
Скоро лето

Лексические темы

старший дошкольный возраст
(старшая группа)

Квартал / №

Тема
I квартал Хорошо у нас в детском саду
Осень. (Овощи, фрукты; дары леса, хлеб; животные осенью; одежда и обувь осенью).
Дом. Квартира. (Посуда, продукты питания; мебель, бытовые приборы; домашние питомцы).
II квартал Зима (Признаки зимы; одежда и обувь зимой; животные зимой; Новый год; зимние виды спорта, зимние игры и забавы).
Мой организм.
Моя семья.
Профессии.
День защитника Отечества.
III квартал Мамин праздник.
Весна. (Признаки весны; животные и растения весной; одежда и обувь весной).
“Книжкина” неделя. Библиотека.
Космос.
Мой город. (Здания и улицы, транспорт, правила дорожного движения).
День победы.
Лето. (Труд; земноводные, рыбы, насекомые, цветы).

Лексические темы

старший дошкольный возраст
(подготовительная группа)

Квартал / №

Тема
I квартал День знаний. (Профессия – учитель, школьные принадлежности)
Осень. (Овощи; фрукты; дары леса; хлеб; осенние признаки; птицы и животные осенью; одежда)
Игрушки. (Народная игрушка; народные промыслы)
Моя семья. (День матери)
II квартал Зима. (Признаки зимы; птицы и животные зимой; зимние виды спорта; зимние игры и забавы)
Новый год.
Мой организм.
Мой дом. (Посуда, продукты питания, мебель; бытовые приборы)
День защитника Отечества. (Наша армия)
Народная культура и традиции. (Масленица)
III квартал Международный женский день. (Женские профессии)
Весна. (Природа весной)
Животные разных стран.
“Книжкина” неделя. (Библиотека)
Мой город, моя страна, моя планета. (День космонавтики; День солидарности; День победы; транспорт; правила дорожного движения)
Лето. (Насекомые; цветы; Красная книга)

Многие лексические темы повторяются в каждом возрасте, при этом работа по темам усложняется и наполняется новым содержанием.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие приказом минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.

Принципы ФГТ:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип небходимости и достаточности;
  • принцип интеграции.

Комплексно-тематическое соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса

(Комплекс – от латинского complecxus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь с. И.Ожегова и н. Ю.Шведова).

Приложение (модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм)