Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. В условиях переходного периода педагогам необходимо знать, какие формы организации детей могут использоваться при реализации той или иной образовательной области. Предлагаемый практический материал по планированию воспитательно-образовательной работы составлен на основе Федеральных государственных требований к содержанию работы дошкольного образовательного учреждения и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1. 2660-10.
Примерное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе, тема “Осень”.
На неделе дети знакомятся с постоянством смен времен года. Они уточняют свои представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. В образовательной области “Безопасность” учатся правилам безопасного и экологически грамотного поведения людей в природе. Коррекционная работа расширят представления о характерных признаках осени и продолжат формировать предметные представления о лиственных деревьях. В образовательной области “Коммуникация” у детей формируется монологическая речь, обогащается словарный запас по заданной теме. В образовательной области “Художественное творчество” дети овладевают композиционными умениями: учатся располагать предмет на листе с учетом его пропорций; закрепляют способы и приемы изображения различными материалами. В образовательной области “Познание” (РЭМП) устанавливают равенство и неравенство групп предметов, считают предметы на ощупь, а также учатся согласовывать друг с другом темп и ритм своей деятельности, особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, способности любоваться ее красотой.
Дни недели | Временные отрезки | Образовательная область, задачи | Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей |
Понедельник |
Утро | Социализация Коммуникация |
Игры по инициативе детей. Рассматривание иллюстраций осенних пейзажей |
Коррекционная работа: развивать восприятие, тактильную чувствительность, воображение, упражнять детей в составлении связного высказывания | Дидактическая игра “Угадай что это”, “Чудесный мешочек”, “Доскажи словечко” | ||
Образовательная деятельность | Познание: расширять представления детей об осени. Формировать обобщенные представления как о времени года | Ребенок и окружающий мир. “Осень” | |
Коррекционная работа: учить выполнять классификацию по заданному признаку, формировать конструктивные умения, развивать внимание, память. | Дидактическая игра “Найди свой цвет”, “Сложи узор” “Что изменилось” | ||
Художественное творчество: учить отображать в рисунке осенние впечатления, закреплять приемы работы кистью и красками, развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. | Рисование. “Осенний букет” | ||
Музыка | Слушание. Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко “Листопад”; Пение “Зайка”, муз В. Карасевой, сл. Н. Френкель; упражнение с осенними ветками “Вальс”, муз. А. Дворжака; музыкальная игра “Не выпустим”, муз. Т.Ломовой | ||
Прогулка | Труд | Уборка опавшей листвы | |
Познание | Наблюдения в природе за направлением и силой ветра | ||
Социализация | Сюжетно-ролевая игра
“Дочки-матери” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | Подвижная игра “Ловишки” | ||
Безопасность | Учить детей соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Стройка” | ||
После обеда | Чтение художественной литературы | Чтение главы “Обиженный самолетик” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька” | |
Вечер | Социализация | Игры по инициативе детей | |
Коррекционная работа: развитие глазодвигательной активности, прослеживающей и фиксирующей функции глаз, взаимосвязей “глаз – рука” | Дидактическая игра “Обведи по внутреннему контуру” | ||
Прогулка | Труд | “Подметаем – помогаем дворнику” | |
Познание | Наблюдение “Листопад-листопад” | ||
Коммуникация | Дидактическая игра “С какого дерева листок” | ||
Безопасность | Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Стройка” | ||
Социализация | Игры по инициативе детей | ||
Здоровье | Подвижная игра “Мы веселые ребята” | ||
Вторник |
Утро | Социализация | Игры по инициативе детей |
Коррекционная работа: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, упражнять детей в связных высказываниях повествовательного характера | Дидактическая игра “С какой ветки детки”, “Четвертый лишний”, “Расскажи, что видел…” | ||
О/деятельность | Коммуникация: учить детей рассказывать (по плану) о содержании картины, поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. | Рассматривание картины “Осень” И. Левитан | |
Коррекционная работа: расширять представление детей о характерных признаках осени. Продолжать формировать предметные представления о лиственных деревьях. | Беседа “Жизнь леса осенью”; Дидактическая игра “Опиши названный природный объект”: по направляющим инструкциям, по памяти. Пословицы об осени. | ||
Художественное творчество: Развивать умение лепить с натуры знакомые овощи, передавать их характерные особенности. |
Лепка “Дары осени” | ||
Физическая культура: восстановление навыка ловли мяча после удара о пол, стену; умения прыгать на одной ноге; развитие гибкости (комплекс общих развивающих упражнений с гимнастическими палками) | План проведения: Вводная часть (ходьба в колонне по одному, с высоким подниманием колен, ходьба на четвереньках, обычная ходьба, прыжки по залу, непрерывный бег 2-2,5 мин). Основная часть ОРУ с гимнастическими палками ОВД: Бросание мяча о пол и ловля его двумя руками. Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте. Заключительная часть: П/и: “Ловишки”, игра-эстафета “Дорожка препятствий”. |
||
Прогулка | Труд | Сделаем высокую гору из песка | |
Познание | Наблюдение “Облака - белогривые лошадки” | ||
Социализация | Сюжетно-ролевая игра “Магазин
овощей и фруктов” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | Подвижная игра “Сделай фигуру” | ||
Безопасность | Учить детей соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из природного материала другими детьми, не кидаться им, игра с природным материалом “Сказочный замок” | ||
После обеда | Чтение художественной литературы | Чтение главы “Воробьиный язык” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька” | |
Вечер | Социализация | Игры по инициативе детей | |
Коррекционная работа: развивать представления о временах года, об их последовательной смене. | Д/и “Когда это бывает” | ||
Прогулка | Труд | “Подметаем – помогаем дворнику” | |
Познание | Наблюдение “Дождик – кап – кап – кап” | ||
Социализация | Д/и “Короткий – длинный, толстый
– тонкий” Игры по инициативе детей
|
||
Здоровье | Подвижная игра “Хитрая лиса” | ||
Безопасность | Закреплять умение соблюдать
правила участия в играх с природным материалом:
беречь постройки, сделанные из природного
материала другими детьми, не кидаться им, игра с
природным материалом “Сказочный замок”
|
||
Среда |
Утро | Социализация | Игры по инициативе детей
|
Коррекционная работа: развивать внимание, память, логическое мышление | Д/и “Что забыл нарисовать
художник”, “Что изменилось”, “ Во саду ли в
огороде”
|
||
О/деятельность | Познание | РЭМП – число и цифра 6. Д/и “Как получить число 6”, “Что больше, что меньше?”, “Какой цифры не стало?”, “Не ошибись”, “Кто больше назовет”, “Отгадай где” | |
Коррекционная работа: развитие глазодвигательной активности, прослеживающей и фиксирующей функции глаз, взаимосвязей “глаз – рука”, учить сравнивать предметы по величине. | Д/и “ Обведи листок по контуру заданный листок”; “Нарисуй с трафаретом”; “Мал - мала – меньше” | ||
Художественное творчество: продолжать отрабатывать приемы вырезывания частей. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы | Аппликация: “Ковер из осенних листьев” | ||
Физическая культура: Закреплять навык ловли мяча после удара о пол; учить ползать на четвереньках, толкая мяч головой; развитие гибкости (комплекс общих развивающих упражнений с гимнастическими палками) | План проведения: Вводная часть (ходьба в колонне по одному, с высоким подниманием колен, ходьба на четвереньках, обычная ходьба, прыжки по залу, непрерывный бег 2-2,5 мин). Основная часть ОРУ с гимнастическими палками ОВД: Бросание мяча о пол и ловля его двумя руками. Ползание на четвереньках, толкая мяч головой. Заключительная часть: П/и: “Ловишки”, “Охотники и зайцы” |
||
Прогулка | Труд | Соберем ветки – сделаем участок красивым | |
Познание | Наблюдение “Как одеты прохожие” | ||
Социализация | Игры по инициативе детей | ||
Здоровье | П/и “День и ночь” | ||
Безопасность | Закреплять правила поведения в общественном транспорте, сюжетно-ролевая игра “Мы шоферы” | ||
После обеда | Чтение художественной литературы | Чтение главы “То тепло, то холодно” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька” | |
Вечер | Социализация | Игры по инициативе детей | |
Коррекционная работа: развитие глазодвигательной активности, прослеживающей и фиксирующей функции глаз, взаимосвязей “глаз – рука” | Д/и “Обведи по внешнему контуру” | ||
Прогулка | Труд | “Подметаем – помогаем дворнику” | |
Познание | Наблюдение “Листопад-листопад” | ||
Социализация | Д/и “ Найди такой же по форме” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | П/и “ Хитрая лиса” | ||
Безопасность | Продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте, сюжетно-ролевая игра “Мы едем, едем, едем!” | ||
Четверг |
Утро | Социализация | Игры по инициативе детей |
Коррекционная работа: Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, речь закреплять представления детей о деревьях. | Д/и “Составь картинку”, “Осенние деревья”, “ Отгадай, что я загадала” | ||
О/деятельность | Коммуникация | Беседа об осени, д/и “Вершки – корешки”, “Кто скажет иначе”, “Кто скажет подробнее” | |
Коррекционная работа: развивать представления о деревьях, учить различать их по листьям, развивать внимание, зрительное восприятие, мышление | Д/и “Узнай листок по силуэтному и контурному изображению”; “Посчитай листочки в зашумленном рисунке”; “ Что перепутал художник”. | ||
Художественное творчество: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья, учить по-разному изображать деревья, траву и листья, развивать активность и творчество. | Предметное рисование “Дерево осенью” | ||
Музыка | Слушание “Осенняя песня” (из цикла “Времена года” П. Чайковского); Пение “Зайка” муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель упражнение с осенними ветками “Вальс”, муз. А. Дворжака; музыкальная игра “Ловишки”, муз. Й. Гайдна. | ||
Прогулка | Труд | Уборка опавшей листвы | |
Познание | Наблюдение “Какие разные деревья” | ||
Социализация | Сюжетно-ролевая игра “Город” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | П/и “Караси и щука” | ||
Безопасность | Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Гараж” | ||
После обеда | Чтение художественной литературы | Чтение главы “Вот беда, беда, огорчение” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька” | |
Вечер | Социализация | Игры по инициативе детей | |
Коррекционная работа: учить различать деревья по листьям, плодам, коре, развивать мышление, уточнять представления о цвете, форме, величине предметов | Д/и “ С какой ветки детки” | ||
Прогулка | Труд | Сделаем высокую гору из песка | |
Познание | Наблюдение “Осенние цветы” | ||
Социализация | Д/и “Что лишнее” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | П/и “Совушка” | ||
Безопасность | Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Гараж” | ||
Пятница |
Утро | Социализация | Игры по инициативе детей |
Коррекционная работа: развивать цветовое восприятие, умение соотносить изображения по цвету, развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук | Д/и “Радуга-дуга”, “Дорисуй листок”, “Чей лист, чья ветка” | ||
О/деятельность | Чтение художественной литературы | А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало...” (из романа “Евгений Онегин”) | |
Продуктивная деятельность | Коллективная работа из природного материала “Осенний лес” | ||
Коррекционная работа: учить ориентироваться на плоскости, определять местонахождение предмета, уточнять предметные представления, развивать зрительное восприятие | Далеко-близко, высоко-низко: д/и “Лесные этажи, птичьи этажи”, “Чей домик в лесу выше”, “Что далеко – что близко”, “Когда солнце в небе высоко” | ||
Физическая культура | Восстановление умения отбивать мяч правой и левой рукой; спрыгивать с высоты 30 см. Развитие ловкости (использование мячей различного диаметра). | ||
Прогулка | Труд | Соберем ветки – сделаем участок красивым | |
Познание | Наблюдение “Дождик кап-кап-кап” | ||
Социализация | Сюжетно-ролевая игра
“Дочки-матери” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | П/и “Мы веселые ребята” | ||
Безопасность | Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге, п/и “Красный, желтый, зеленый” | ||
После обеда | Чтение художественной литературы | Чтение главы “Кто такой Кузька?” из книги Т.Александровой “Домовенок Кузька” | |
Вечер | Социализация | Игры по инициативе детей | |
Коррекционная работа: развивать восприятие сенсорных эталонов, закреплять знание геометрических фигур | Д/и “ Подбери по форме” | ||
Прогулка | Труд | Уборка опавшей листвы | |
Познание | Наблюдение “Облака - белогривые лошадки” | ||
Социализация | Д/и “Чего не стало” Игры по инициативе детей |
||
Здоровье | П/и “Ловишки” | ||
Безопасность | Закреплять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге, игра “Ловкий пешеход” |
Формы работы с детьми – подгрупповые и индивидуальные.
К непосредственно образовательной деятельности (НОД) осуществляется подбор методических, коррекционных материалов и оборудования с учетом основного диагноза и других сопутствующих отклонений. Особое внимание уделяется развитию практических действий детей, их ориентировке в пространстве и окружающем мире.
Лексические темы
младший дошкольный возраст
(первая младшая группа)
Квартал № | Тема |
I квартал | Знакомство с групповой комнатой |
Игрушки | |
Части тела и лица | |
Осень | |
Моя семья | |
II квартал | Животные |
Зима | |
Птицы | |
Мой дом | |
Одежда, обувь | |
III квартал | Наша Мама |
Весна | |
Транспорт | |
Мой город | |
Насекомые | |
Цветы | |
Скоро лето |
Лексические темы
младший дошкольный возраст
(вторая младшая группа)
Квартал / № |
Тема |
I квартал | Хорошо у нас в детском саду |
Осень | |
Наше тело, туалетные принадлежности | |
Мой дом | |
Игрушки | |
Моя семья | |
II квартал | Зима |
Животные | |
Маленькие помощники (органы чувств) | |
Папин день | |
III квартал | Мамин праздник |
Весна | |
Книги | |
Одежда, обувь | |
Мой город | |
Насекомые | |
Скоро лето |
Лексические темы
младший дошкольный возраст
(средняя группа)
Квартал / № |
Тема |
I квартал | Хорошо у нас в детском саду |
Осень | |
Наше тело, туалетные принадлежности | |
Игрушки | |
Мой дом | |
II квартал | Зима |
Животные | |
Зимние игры и забавы | |
Органы чувств | |
Профессии наших пап | |
Наша Армия родная | |
III квартал | Мамин праздник |
Семья | |
Книги | |
Весна | |
Мой город | |
Скоро лето |
Лексические темы
старший дошкольный возраст
(старшая группа)
Квартал / № |
Тема |
I квартал | Хорошо у нас в детском саду |
Осень. (Овощи, фрукты; дары леса, хлеб; животные осенью; одежда и обувь осенью). | |
Дом. Квартира. (Посуда, продукты питания; мебель, бытовые приборы; домашние питомцы). | |
II квартал | Зима (Признаки зимы; одежда и обувь зимой; животные зимой; Новый год; зимние виды спорта, зимние игры и забавы). |
Мой организм. | |
Моя семья. | |
Профессии. | |
День защитника Отечества. | |
III квартал | Мамин праздник. |
Весна. (Признаки весны; животные и растения весной; одежда и обувь весной). | |
“Книжкина” неделя. Библиотека. | |
Космос. | |
Мой город. (Здания и улицы, транспорт, правила дорожного движения). | |
День победы. | |
Лето. (Труд; земноводные, рыбы, насекомые, цветы). |
Лексические темы
старший дошкольный возраст
(подготовительная группа)
Квартал / № |
Тема |
I квартал | День знаний. (Профессия – учитель, школьные принадлежности) |
Осень. (Овощи; фрукты; дары леса; хлеб; осенние признаки; птицы и животные осенью; одежда) | |
Игрушки. (Народная игрушка; народные промыслы) | |
Моя семья. (День матери) | |
II квартал | Зима. (Признаки зимы; птицы и животные зимой; зимние виды спорта; зимние игры и забавы) |
Новый год. | |
Мой организм. | |
Мой дом. (Посуда, продукты питания, мебель; бытовые приборы) | |
День защитника Отечества. (Наша армия) | |
Народная культура и традиции. (Масленица) | |
III квартал | Международный женский день. (Женские профессии) |
Весна. (Природа весной) | |
Животные разных стран. | |
“Книжкина” неделя. (Библиотека) | |
Мой город, моя страна, моя планета. (День космонавтики; День солидарности; День победы; транспорт; правила дорожного движения) | |
Лето. (Насекомые; цветы; Красная книга) |
Многие лексические темы повторяются в каждом возрасте, при этом работа по темам усложняется и наполняется новым содержанием.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие приказом минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.
Принципы ФГТ:
Комплексно-тематическое соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса
(Комплекс – от латинского complecxus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь с. И.Ожегова и н. Ю.Шведова).
Приложение (модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм)