Цели:
1. Развитие общих речевых навыков: слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания и голоса.
2. Активизация и уточнение словаря по теме.
3. Практическое употребление в речи предлогов “НА”, “С”.
4. Закрепление навыка использования в речи двусоставного предложения с глаголом повелительного наклонения.
5. Развитие сенсомоторного восприятия.
6. Воспитание любви к животным, доброты друг к другу.
Оборудование: сенсорно-моторная зона (аппликация на тканевой основе “Лесная полянка” с липучками, кнопками для закрепления на ней необходимых предметов), мягкие игрушки (зайчонок, зайчиха, котенок, кошка, щенок, собака), цветы на липучках (красный и желтый), две бабочки на магнитах, тканевые грибы (большой и маленький), звучащие предметы (колокольчик, погремушка, бубен), ширма, пластилиновые фигурки на скрепках (рыбки, морковки, косточки).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети рассматривают “летнюю полянку в лесу” (сенсорно-моторную зону на стене в групповой комнате, закрепленную на уровне роста ребенка) Затем усаживаются на стульчики, стоящие полукругом.
2. “Украсим полянку”
Логопед:
- На полянке растут цветы: красные (прикрепляет на “полянку” красный цветок с помощью липучки) и… (показывает желтый цветок). Ребенок называет цвет и закрепляет цветок на “полянке” подобно действиям логопеда.
- Какие цветы растут на полянке?
Дети: красный, желтый.
Логопед:
- После дождя на полянке выросли грибы: большой (показывает и крепит гриб на “полянку” с помощью кнопки) и… (показывает маленький грибок). Ребенок называет его величину и помещает его “на полянку”.
- Какие грибы мы видим на полянке?
Дети: большой, маленький.
Логопед:
- Вдруг подул сильный ветер… (дети дуют, изображая ветер - логопед следит, чтобы малыши не раздували щеки) и на нашу полянку прилетели бабочки. Одна села на красный цветок (ребенок берет бабочку и крепит ее магнитом на красный цветок).
- Дети, куда села бабочка?
Дети: Нa цветок.
Логопед:
- Другая села на большой гриб. (Hебенок находит на “полянке” большой гриб и прикрепляет бабочку)
- Куда села бабочка?
Дети: Нa гриб.
3. “Звери на полянке”
Артикуляционная гимнастика и развитие голоса.
Логопед:
- Солнышко светит, солнышко греет, солнышку все рады! Давайте и мы улыбнемся солнышку!
(Дети выполняют артикуляционное упражнение “Улыбка”)
- Пришел на полянку котенок и лег погреться.
(Ребенок закрепляет на “полянке” мягкую игрушку котенка)
- От удовольствия котенок закрывает глазки.
(Дети выполняют упражнение “Зажмурили глазки”)
- Котенок засыпает и снится ему, что он лакает вкусное молоко.
(Дети выполняют упражнение “Кошка лакает молоко”)
- Греется на солнечной полянке и маленький щенок.
(Ребенок прикрепляет мягкую игрушку щенка)
- Мечтает он о вкусной сахарной косточке, хочется ему ее погрызть, даже облизывается от удовольствия!
(Дети выполняют упражнение “Вкусное варенье”)
- А около дерева притаился маленький зайчонок.
(Ребенок крепит игрушку зайца на “полянку”)
- Наш зайчонок очень грустный. Давайте попробуем его развеселить: нарисуем его портрет пальчиком.
- Делайте, как я.
Дети встают около стульчиков и указательным пальцем в воздухе “рисуют” зайца, произнося за логопедом гласные звуки:
Голова – а-а-а.
Туловище – э-э-э.
Задние лапы – о-о-о, о-о-о.
Передние лапы – у-у-у, у-у-у.
Большие уши – ы-ы-ы, ы-ы-ы.
Маленький хвостик – и-и-и.
- Зайчонок очень рад вашему подарку, но сам все на часы поглядывает – маму поджидает.
(Дети делают упражнение “Часики”)
Дети переходят в другую часть группы, где располагается небольшая ширма, усаживаются на кубики.
4. “Где, чья мама?”
Слуховое внимание.
Логопед:
- Кто мама у зайчонка?
Дети: зайчиха.
- Кто мама у щенка?
Дети: собака.
- Кто мама у котенка?
Дети: кошка.
Логопед:
- Мамы уже спешат к своим детенышам, но узнать их напросто:
Кошка придет с колокольчиком. Он звучит вот так. Послушайте! (Звук колокольчика за ширмой)
Собака - с погремушкой. Она звучит вот так. Послушайте! (Звук погремушки за ширмой)
А зайчиха - с бубном. Послушайте как он звучит! (Звук бубна за ширмой)
- Вы должны определить по звуку, кто к нам идет.
Логопед издает за ширмой звуки бубна, колокольчика, погремушки и, если дети правильно отгадали животное по звуку, выставляет соответствующие игрушки : кошку, собаку, зайчиху.
Логопед:
- Вот и встретились мамы со своими детенышами:
Зайчиха … с зайчонком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Зайчиху и зайчонка.
Кошка… с котенком – ребенок усаживает на ковре игрушки: Кошку и котенка.
Собака … со щенком - ребенок усаживает на ковре игрушки: Собаку и щенка.
Логопед:
- Собака какая?
Дети: большая.
- Щенок какой?
Дети: маленький.
Логопед:
- Посмотрите и послушайте, правильно ли я сказала и показала:
“У собаки щенок вот такой! – произносит низким голосом, руки разводятся широким жестом.- А собака была вот такая” - голос высокий, руки показывают что-то маленькое.
Дети определяют ошибку и вместе с логопедом комментируют слова правильными жестами и голосом.
5. Физминутка.
Дети, взяв игрушки в руки, танцуют на ковре:
Ножками топаем, ручками хлопаем, головой качаем, друг друга обнимаем (обнимаются).
6. “Громко – тихо”
Сила голоса.
Животные устали, сели отдохнуть. Дети усаживаются на ковре вместе с игрушками.
Логопед:
- Как мяукает котенок?
- Дети: тихо. (Тихим голосом произносят – “мяу!”)
- А как мяукает кошка?
Дети: громко. (Громко произносят “мяу”)
Логопед:
- Щенок устал, как он лает? (Дети произносят тихим голосом: “ав-ав”)
- А как лает собака? (Дти произносят громким голосом: “ав-ав”)
Логопед:
А мама – зайчиха погладила своего усталого зайчонка по голове.
(Дети ласково гладят друг друга по голове)
Дети оставляют игрушки на ковре и переходят в другую часть групповой комнаты.
7. “Угостим друзей”
Сенсомоторное восприятие.
На леске с помощью больших цветных скрепок закреплены пластилиновые предметы: две рыбки, две косточки, две морковки.
Дети рассматривают их, называют.
Логопед:
- Давайте угостим наших друзей!
- Что любят кошки?
Дети подходят по одному, снимают со скрепок фигурки рыб относят их на ковер к игрушкам и “угощают” кошку и котенка, произнося предложение: “Кушай, киска!”
Логопед:
- Что любят собаки?
Дети аналогично “угощают” собаку со щенком: “Кушай, собачка!”.
- Чем угостим зайчонка с зайчихой?
Дети “угощают” зайцев морковкой: “Кушай, зайка!”.
8. Итог.
Логопед:
- Каких домашних животных мы встретили сегодня на лесной полянке?
- А кто из наших знакомых живет в лесу?
- Животные с удовольствием лакомятся угощением, и мы не будем им мешать: помашем рукой и скажем: “До свидания!”
Дети берутся за руки, прощаются с животными и тихо, на носочках, уходят из групповой комнаты.