Методическая разработка музейного урока на тему "Казачьи сказки: сказочный мир казаков неповторим"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Казачьи сказки, как составляющая часть культурного наследия донских казаков, - один из важных факторов социализации личности ребенка. Приобщаясь к сказке, ребенок познает окружающий мир, формирует свое представление о мире. И добрыми помощниками-проводниками ребенка в этот мир рядом со взрослыми становятся увлекательные персонажи сказок донских казаков.

Методическая разработка занятия "Казачьи сказки: сказочный мир казаков неповторим" направлена на приобщение ребенка к неповторимому миру казачьих сказок, имеющих богатейший воспитательный потенциал. Цели и задачи занятия определены и указаны. Тип урока - это урок закрепления и совершенствования знаний.

Предварительная работа к занятию направлена на достижение поставленных задач. Форма занятия - музейный урок. Воспитанники имеют возможность не только услышать, но и увидеть наглядно то, о чем идет речь на занятии. Музейный урок дает ребенку возможность развития своих творческих способностей. Применение и рациональное использование на занятии исторических экспонатов, разнообразных экспозиций, выставок помогает ребенку увидеть прошлое своих предков, выразить свое отношение к увиденному, да и самому попытаться что-то сделать своими руками, то, к чему особенно он имеет стремление.

В процессе занятия упор делается на использование передовой педагогической технологии, это музейная педагогика, как технология погружения обучающего в историческое прошлое донского казачества.

Музейный урок "Казачьи сказки: сказочный мир казаков неповторим" в реализации своей цели и задач направлен на создание условий социализации личности воспитанника через приобщение ребенка к неповторимому миру казачьей сказки.

Цель: создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.

Задачи:

  • воспитательные: воспитание эстетического вкуса обучающихся через их приобщение к казачьей сказке; воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию донских казаков;
  • развивающие: развитие интереса детей к казачьей сказке; развитие через сказку образного мышления воспитанников; развитие творческих способностей обучающихся;
  • образовательные: приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки; понятие о неповторимости и прелести сказок донских казаков; углубление знаний воспитанников о народной сказке.

Предварительная работа:

  • Экскурсия "Казачьи сказки - культурное наследие донских казаков" (в рамках Всероссийской акции "Внимание, дети!", посвященной началу нового учебного года). 24.08.11г.
  • Подготовка детьми рисунков на тему: "Милый сердцу казачий край". 31.08.11г.
  • Экспозиция "Быт и традиции хуторян". 01.09.11г.
  • Инсценирование эпизода казачьей сказки "Казак и Лиса". 07.09.11г.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели, задач, актуализация знаний.

Педагог. Мы продолжаем, ребята, наше знакомство с удивительным миром казачьих сказок. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в необыкновенную страну, которая называется Казачьи сказки. Мы отправимся туда на ковре-самолете. На своем пути мы будем делать волшебные остановки, где узнать новое о казачьей сказке нам помогут ранее полученные знания. Тема нашего занятия: "Казачьи сказки: сказочный мир казаков неповторим". Мы поставим сегодня перед собой следующие цель и задачи: при помощи многообразия наглядного материала занятия через разнообразные средства, методы обучения создать условия для вашего приобщения к казачьей сказке, чтобы вы увидели красоту и неповторимость казачьей сказки, отражение в ней жизни, быта, мечты донских казаков, высказали свое отношение к тому, что особенно тронуло ваше маленькое сердце да взяли что-то и на заметку для себя, к примеру, может быть, что-то смастерить своими руками. Полученные на занятии знания, ребята, пригодятся вам в жизни. Я думаю, что достичь поставленного мы сможем своим активным участием в занятии с помощью разнообразного музейного материала нашего занятия.

На сегодняшний урок мы с вами, ребята, пригласили наших замечательных хуторян - Ивана Александровича Прокопенко, старшего урядника МКД Романовского юрта, и Елену Леонидовну Воронецкую, воспитателя детского сада "Родничок". Они приготовили для вас интересные экскурсии. Знакомьтесь, ребята, перед вами - почетные гости нашего занятия.

(Педагог представляет воспитанникам почетных гостей).

III. Выставка волшебных книг "Казачьи сказки - неиссякаемый родник народной мудрости". (Воспроизведение ранее полученных знаний).

Педагог. Ребята, сейчас мы с вами приготовимся к путешествию. Перед вами книжная выставка "Казачьи сказки - неиссякаемый родник народной мудрости". Давайте возьмем с выставки те книги, название которых нам уже известно.

(Дети берут в руки книги).

Педагог. Назовите,пожалуйста, ребята эти книги.

Дети. Это "Бисеринка". А вот "Казачьи сказки". А это "Казак и Лиса".А вот "Сказки, пословицы и поговорки Тихого Дона".

Педагог. Молодцы, ребята, хорошо подготовились к путешествию.Давайте откроем эти сказки да рассмотрим иллюстрации к ним.

(Дети рассматривают иллюстрации).

Педагог. Нравятся вам, ребята, книги и их сказочные рисунки?

Дети. Очень нравятся. Здесь красивые краски. На рисунках мы видим сказочных героев. Приятно держать в руках красивую книгу. Хочется узнать, о чем написано в книге.

Педагог. Молодцы, ребята. Приятно видеть ваше стремление узнать новое. Тогда - в путь! Возьмем с собой в путешествие эти замечательные книги -казачьи сказки. Они нам расскажут о жизни, быте, мечте наших предков - донских казаков. Усаживайтесь поудобнее на наш волшебный ковер-самолет. Полетели!

IV. 1. Остановка "Станица донских казаков-мастеров". (Объяснение нового материала).

Педагог. Вот и первая остановка, ребята, в нашем путешествии. Она называется "Станица донских казаков-мастеров". Давайте, ребята, откроем наши волшебные книги да узнаем, что они хотят нам поведать.

(Дети открывают сказки).

Педагог. В сказке "Черная коровушка и Аннушка" рассказывается о маленькой казачке Аннушке - замечательной мастерице. Сказка "Про сына купца и дочь сапожника" говорит о казачьем умении трудиться. О мастерстве казаков рассказывается в сказке "Иван Светильник". О труде и мастерстве узнаем мы в сказке "Бисеринка".

(Ребята рассматривают сказки).

Педагог. Ребята, давайте внимательно рассмотрим выставку "Донские казачки - удивительные мастерицы" и найдем на ней экспонаты, подтверждающие наш рассказ по сказкам.

(Дети внимательно рассматривают выставку).

Педагог. Ребята, назовите, пожалуйста, наиболее понравившиеся вам предметы выставки, говорящие о мастерстве донских казачек, объясните, почему они вам понравились.

(Дети с удовольствием выполняют задание).

Педагог. Хорошо, ребята, молодцы, вы сами определили неповторимость сказочного мира казаков - отражение реальной жизни в сказке. Мне приятно, что вам интересно наше путешествие. Отправляемся дальше.

(Дети продолжают путешествие).

2. Остановка "Казачий быт".

Педагог. На нашем пути, ребята, следующая остановка. Она называется "Казачий быт". Давайте обратимся к нашим помощникам-книгам, узнаем, в каких сказках описан казачий быт.

(Дети открывают казачьи сказки).

Педагог. Ребята, замечательные казачьи сказки "Казак и Лиса", "Свадебный каравай", "Танюша и Мачеха", "Ванюша и Баба-Яга", "Про царскую дочь и Козленка" рассказывают о быте донских казаков, предметы которого мы легко найдем на представленной перед вами экспозиции "Простой быт донских казаков". Рассмотрите внимательно экспозицию и попробуйте рассказать об одном из предметов.

(Дети внимательно рассматривают экспозицию и рассказывают об известных им предметах народного быта).

Педагог. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Скажите, откуда вам знакомо название многих предметов?

Дети. Название предметов казачьего быта мы помним по экспозиции о быте казаков. А еще мы знаем об этом по народным сказкам. Кроме того, мы познакомились с казачьей сказкой "Казак и Лиса" и подготовили сценку из этой сказки, которую мы сейчас и покажем. Сказка отражает быт казаков, стремление к лучшей жизни. Очень нравится нам то, что герои сказки говорят по-казачьи.

(Инсценирование детьми эпизода сказки "Казак и Лиса").

Педагог. Ребята, вы - молодцы. Вы сумели подметить в казачьих сказках и своеобразие отражения жизни, быта, мечты донских казаков, и неповторимость казачьего говора. Чувствуется ваша любовь к благословенной казачьей земле. Об этом и говорит выставка ваших детских рисунков, поэтому следующая наша остановка - "Город детских рисунков". В путь, ребята!

V. Остановка "Город детских рисунков". (Обобщение знаний).

Педагог. Ребята, перед вами выставка ваших рисунков, которую вы назвали "Милый сердцу казачий край". Расскажите, пожалуйста, ребята, почему именно такое название вы выбрали для своей выставки и расскажите о чем говорят ваши рисунки.

(Дети рассказывают о своей выставке).

Педагог. Молодцы, ребята. Спасибо за ваши рисунки. Они говорят о любви к родному краю и о вашем желании больше узнать о культурном наследии донских казаков. Это все осуществимо, благодаря образовательной программе нашего краеведческого кружка "Росинка". Хотите узнать, ребята, кем написана эта программа?

Дети. Да. Мы очень хотим узнать, кто написал для нас программу.

Педагог. Хорошо, ребята. Усаживайтесь удобно на наш ковер-самолет и - в путь! Следующая остановка - "Казачья застава".

VI. Остановка "Казачья застава". (Систематизация знаний).

Педагог. Я представляю вам, ребята, автора образовательной программы "Истоки" Прокопенко И.А., старшего урядника МКД Романовского юрта. Иван Александрович расскажет вам о своей программе, о том, как казаки любили и защищали свою родину от врага.

(Прокопенко И.А. рассказывает воспитанникам об образовательной программе "Истоки". Ребята вместе с автором программы совершают экскурс в историю по теме: "Казачья застава" на основе представленного на занятии макета казачьей заставы).

Педагог. Ребята, понравился вам общение с автором программы Иваном Александровичем Прокопенко?

Дети. Очень нам понравилась сегодняшняя встреча с Иваном Александровичем. Большое спасибо. Мы бы хотели попросить Ивана Александровича приходить на занятия нашего кружка и рассказывать о казаках. Так не хочется расставаться. А наше увлекательное путешествие, наверно, скоро закончится.

Автор программы Прокопенко И.А. Спасибо вам, ребята, за приглашение, мне приятно будет вновь встретиться с вами, я вижу, как интересно вам больше знать о культурном наследии донских казаков.

Педагог. Ребята, вы верно подметили - путешествие наше скоро закончится.

Очень много о казачьих сказках мы узнали сегодня. Давайте, ребята, отправимся с вами на конечную остановку нашего путешествия - "Казачий курень". В путь,ребята!

VII. Остановка итоговая "Казачий курень". (Подведение итога занятия).

Педагог. Сейчас мы с вами, ребята, заглянем в главное жилище казаков - курень, да вспомним все то, что узнали сегодня на занятии. Вот макет куреня перед вами. А о самом курене мы попросим о рассказать еще одного гостя нашего занятия - вашего воспитателя Елену Леонидовну Воронецкую. Пожалуйста, Елена Леонидовна.

(Воспитатель Воронецкая Е.Л. рассказывает о казачьем курене на основе представленного на занятии макета).

Педагог. Давайте поблагодарим, ребята, Елену Леонидовну за интересный рассказ и подведем итог нашего путешествия.

(Дети благодарят воспитателя Е.Л.Воронецкую).

Педагог. Ребята, я вижу как светятся ваши глаза, значит наше сегодняшнее путешествие тронуло вашу душу и не оставило равнодушным ваше сердце. Скажите, ребята, что больше всего вам понравилось на занятии и что больше всего запомнилось?

(Ответы детей).

Педагог. Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились сегодня, поставленные задачи и цель выполнены. На дом вам волшебное задание - расскажите дома о том, что понравилось на занятии. Спросите у своих родителей, у дедушек и бабушек о том, какие казачьи сказки они знают, расскажите об этом на следующем занятии. Занятие окончено. До свидания, ребята.

Оборудование.

  • Выставка детских рисунков "Милый сердцу казачий край".
  • Экспозиция "Простой быт донских казаков".
  • Выставка декоративно - прикладного творчества " Донские казачки - удивительные мастерицы".
  • Книжная выставка "Казачьи сказки - неиссякаемый родник народной мудрости".
  • Макеты "Казачий курень", "Казачья застава".

Список литературы.

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М: Дет.лит., 1988.
  2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. - Ростов-на-Дону: БАРО-пресс, 2009.
  3. Бисеринка. Казачьи сказки. - Ростов-на Дону, 1985.
  4. Казак и Лиса. Казачья сказка. - Ростов на Дону, 1985.
  5. Казачьи сказки. - Волгоград, 1992.
  6. Музейные уроки.Методические рекомендации. - Волгодонск, 2005.
  7. Прекрасное - своими руками. - М., 1989.
  8. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. - М.,1996.
  9. Народные ремесла. - М., 2010.