Цель урока:
- Научить учащихся понимать, что такое масштаб?
- Сформировать представление о различных видах масштаба.
- Научить учащихся понимать и объяснять, как перевести численный масштаб в именованный и обратно.
- Объяснить приемы измерения расстояний с помощью разных видов масштаба.
Способы достижения целей и задач: вся тема разбита на смысловые блоки и к каждому блоку даются задания для закрепления и получения планируемого результата. При переводе численного масштаба в именованный и обратно цель достигается через математические действия. Учащиеся работают с рисунками в учебнике, с географическим атласом и настенными картами.
- Тип урока – урок изучения нового с использованием компьютерной презентации.
- Оборудование: настенные карты – физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Австралии, атласы. Линейка, циркуль – измеритель, компьютер.
Методы, используемые на уроке:
- Объяснительно – иллюстративный. На уроке объясняю новое понятие: масштаб и виды масштаба.
- Эвристический – при изучении темы использую три проблемных вопроса.
- Игровой метод: “Путешествие в страну Масштабию”.
- Репродуктивный метод – работа по алгоритму (задание в учебнике стр. 14).
- Практический метод – измерение расстояний на плане или карте.
- Наглядный метод.
Приемы: объяснение нового материала, работа с текстом учебника, с географическим атласом и настенной картой, использование заданий разноуровнего характера в учебнике и рабочей тетради (А.В. Шатных М.: Дрофа, 2010 г. стр. 11–13). Решение проблем. Выделяю на слайде разной цветовой гаммой части понятия “Масштаб”. Разные способы воздействия на эмоции. Сообщение “Курвиметр”. Оценивание результатов учащихся.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Смысловые блоки | Технологическая цепочка | Управление процессом обучения | Применение здоровьесберегающей технологии на уроке |
Смысловой блок – 1
2 мин. |
Вам предстоит узнать: 1. Что такое масштаб? Виды масштаба. – Научиться приемам измерений расстояний с помощью разных видов масштаба. – Ответить на проблемные задания. 2. Выполнить групповую работу. |
Слайд № 2 Презентация Все задания и к ним ответы даны на слайдах. Ответы появляются нажатием мышки. |
Кабинет перед уроком постоянно проветривается. Много цветов, стены кабинета теплых тонов. В рабочем состоянии все люминесцентные лампы “дневного света”. В зимнее время жалюзи раздвигаю для того, чтобы больше проникало света в кабинет. |
Смысловой блок – 2
6 мин. |
Цель: научить учащихся понимать, что
такое масштаб? Обучение: формирую знания и понятия. 1. Назовите, в каком масштабе выполнены карты в вашем атласе? 2. Проблемное задание
3. Прочитайте определение масштаба в §5 учебника.
4. Как читается масштаб
5. Закрепление
6. Закрепление материала по блоку. |
Слайд № 3
1. Парная работа. Используя, географический атлас, учащиеся рассматривают карты, выполненные в разных масштабах. 2. Начертите в тетради план кабинета географии в натуральную величину? Затрудняются (план большой, тетрадь маленькая). Что надо сделать, чтобы выполнить задание? (уменьшить план или увеличить тетрадь.). Надо знать масштаб. 3. Найдите в понятии масштаб ключевое слово и существенные признаки. Отношение, расстояние на плане, карте и расстояние на местности. 4. (однадесятитысячная) Слайд № 4 Даю понятие под запись: масштаб – это отношение величины расстояния на плане или карте к величине расстояния на местности. На слайд № 5 учащиеся наглядно видят, как происходит изменение объектов при изменении масштаба. Выполняют задания, данные на |
Использую, различные способы переключения с одного вида деятельности на другой – это положительно влияет на здоровье учащихся.
Прием: выделяю на слайде разной цветовой гаммой части понятия масштаба (зрительное и слуховое восприятие).
Задания даю разные по уровню сложности с учетом особенностей развития и восприятия учащегося. |
Смысловой блок – 3 3 мин. |
Цель: познакомить учащихся с видами масштаба 1. Какие различают виды масштаба? |
Слайд № 7 Используя, рисунок учебника стр.13 и слайд презентации, назовите виды масштаба |
Зрительное восприятие учебного материала |
Смысловой блок – 4
4 мин. |
Цель: объяснить, что такое численный масштаб 1. Назовите, в каком масштабе выполнены карты в географическом атласе.
2. Назовите, в каком масштабе выполнены настенные карты 3. Объясните, что означает числитель и знаменатель дроби 1: 50; 1 : 100; 1:1 000. или 4. Выполните задания 5. Закрепление материала по блоку. |
1. Парная работа. Учащиеся работают с географическим атласом и называют, в каком масштабе выполнены: “Физическая карта полушарий”, “Карта океанов”, “Физическая карта России”? 2. Работа с настенными картами Слайд № 8 |
Взаимопроверка
Наглядный материал развешиваю по периметру стен, чтобы учащиеся вертели головами для притока крови в мозг. Дифференцированные задания позитивно влияют на эмоционально – волевую сферу личности. |
Смысловой блок – 5
6 мин. |
Цель: научить учащихся понимать и объяснять, как
перевести численный масштаб в именованный и обратно. Обучение приему перевода масштаба.
1. Проблемное задание 2. Для этого вы должны знать именованный масштаб.
3. Выполните проблемное задание. 4. Задание на проверку умений 5. Закрепление изученного материала по блоку. |
Слайд № 11
1. Начертите в тетради квадрат со сторонами 3 м? (затрудняются). Слайд № 12. Учу переводу численного масштаба в именованный через математические действия 1 : 25 000 переводим в км 1 см на плане будет соответствовать 250 м на местности 1 : 100 100 : 100 = 1 в 1см – 1 м 1. Чертят квадрат в тетради. Выполняют задание, данное на слайде № 13, № 14 Выполняют задание на слайде № 15:зад. 7 стр.12 в р/т; зад. 4 стр. 12 учебника |
Состояние здоровья школьников во многом определяется не
нормированием нагрузки, а психологическими факторами, поэтому очень
важно вести урок в доброжелательном тоне.
Слайд: квадрат с цветами (эмоциональное восприятие)
Задания такого плана позволяют учащимся пережить ситуацию успеха, что они смогли достигнуть цели. |
Смысловой блок – 6
5 мин. |
Цель: научить приему измерения расстояний с помощью
линейного масштаба и курвиметра. Обучение линейному масштабу. 1. Какой масштаб называется линейным?
2. Задание на проверку практических навыков. 3. Вопрос
4. Что вы знаете о приборе курвиметре? 4. Закрепление материала по блоку. |
Слайд № 16
1. Используя, рис. 6, стр. 13 в учебнике и рисунок презентации объясните, почему масштаб называется линейным? 2. Выполните задание в учебнике, стр. 14: измерьте расстояние при помощи циркуля – измерителя по алгоритму. 3. Какими инструментами и прибором можно пользоваться при измерении расстояний по прямой и кривым линиям? (Линейкой, циркулем – измерителем и курвиметром). Слайд № 17. Сообщение о курвиметре 4. Выполните задание, данное на |
Индивидуальные задания и задания, выполняемые, по алгоритму способствуют, выстроить индивидуальную траекторию успеха учащегося, что положительно влияет на его здоровье. |
Смысловой блок – 7
7 мин. |
Цель: научить приему измерения расстояний с помощью
именованного масштаба.
Обучение практическим навыкам. 1. Измерьте расстояние
2. Вспомните что такое масштаб?
3. Измерьте расстояние |
Слайд № 19
1. Измерьте расстояние от ветряной мельницы до водяной на плане (испытывают затруднение) 2. Вспоминают что такое масштаб? Понятие масштаба еще раз показано на слайде. 3. Измерьте расстояние от ветряной мельницы до паромной переправы |
Провожу оздоровительные упражнения для глаз. Задание особенно нравится кинестетикам, т.к. им все время необходимо действовать. Даны цветные рисунки в презентации, что положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка. Зрительное восприятие учебного материала. |
Смысловой блок – 8 7 мин. |
Игра “Путешествие в страну Масштабию” 1. Выполните задания 2. Проверка заданий игры. |
Слайд № 20. Групповая работа
Задания на слайдах № 21 – 26 презентации. Ответы на вопросы игры даны на слайде № 27 Оценивание учащихся |
При выполнении групповой работы учащиеся больше раскрепощены, такая форма снимает динамическое напряжение. Эмоциональное насыщение учебного процесса (игра сопровождается музыкой). |
Смысловой блок – 9 2 мин. |
Цель: проверить достигнут ли планируемый результат 1. Выполните задания. |
1. Задания на слайде № 28. Презентация 2. Выставление оценок в дневники. |
Объективное оценивание в сочетании с эмоциональной поддержкой – это и есть здоровьесберегающей потенциал |
Смысловой блок – 10 3 мин. |
Домашнее задание | Выучить § 5, знать понятия. Для сильных учащихся задание *4 и 5 в учебнике, стр. 14. |
Дифференцированные задания. |
От того, на сколько правильно мною определены цели конкретного урока, отобран необходимый материал, выбраны адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность достижения конечных результатов, а главное все это будет способствовать сохранению здоровья школьников. Учить всех мы должны по-разному. Учащиеся на этом уроке получали информацию с помощью слуха, зрения и через ощущения.
Задание для сильных учащихся.
1. В разных странах, в разные времена для определения масштаба использовались разные меры длины.
Определите, какой масштаб крупнее: 1) “в 1 дюйме 150 миль” или 2) “в 1 вершке 200 верст”.
Для справки: 1 верста = 1,066км; 1 вершок = 4,45см; 1 дюйм = 2,54 см; 1 миля = 1609 км.
Запишите эти масштабы в принятом у нас численном выражении.
2. Какими способами можно определить масштаб карты, если он на ней не обозначен?