Полифункциональная матрица для мониторинга деятельности учителя в системе уроков

Разделы: Администрирование школы


Работа представлена в виде таблицы – Приложение.

Пояснительная записка

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Перминова Л.М.

Настоящая матрица является внутришкольным методическим документом долговременного пользования (1-3 года), назначение которого состоит в последовательном, систематическом отслеживании творческой педагогической динамики развития и саморазвития учителя.

Настоящая матрица разработана членами школьной администрации Егорченковой В.А., Новиковым В.А. – заместителями директора по учебно-воспитательной работе при участии директора ГБОУ СОШ №1167 Миловановой Н.Е.

Матрица является персональным документом. Методическая матрица выстроена на основе системного, аксиологического, логико-дидактического подходов и сочетает в себе традицию (фундаментальные основы дидактики) и инновацию (рефлексивный подход). Существенной особенностью её является высокая и достаточная дробность позиций, позволяющая фиксировать реализацию:

  • функций обучения учителем на уроке
  • психолого-педагогических звеньев учебного процесса как образовательного, т.е. усвоения учащимися учебного материала
  • их связь с дидактическими задачами, этапами урока
  • субъектность результатов обучения на уроке, – отмечая динамику элементов процесса обучения (целей, содержания, форм, методов и т.д.).

Сквозной линией матрицы являются принципы обучения и закономерности усвоения знаний.

Полифункциональность матрицы заключается в том, что она может быть использована:

  • локально, в процессе посещения одного, конкретного урока учителя
  • основное её назначение заключается в многократном использовании в процессе посещения ряда и множества уроков одного и того же учителя (несколько лет), а поэтому
  • она может быть использована для изучения и обобщения опыта учителя и опыта учителей-предметников, ведущих один и тот же предмет; для обмена опытом
  • в рамках методического объединения
  • для внутришкольного контроля в системе управления образовательным процессом, т.к. позволяет определить сильные и проблемные стороны ведения уроков учителями школы
  • конкретизировать точки творческого роста учителя

Матрица является интеллектуальной собственностью ГБОУ СОШ №1167.

В итоге на основании матричных данных представляется возможным оценить такие составляющие профессионально-педагогической компетентности учителя, как методологическую компетентность, психолого-педагогическую организацию, предметно-методической коммуникабельность.

Составляющие профессионально-педагогической компетентности учителя:

  • методологическая;
  • психолого-педагогическая;
  • предметно-методическая;
  • организационно-рефлексивная;
  • коммуникативная.