Работа представлена в виде таблицы – Приложение.
Пояснительная записка
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Перминова Л.М.
Настоящая матрица является внутришкольным методическим документом долговременного пользования (1-3 года), назначение которого состоит в последовательном, систематическом отслеживании творческой педагогической динамики развития и саморазвития учителя.
Настоящая матрица разработана членами школьной администрации Егорченковой В.А., Новиковым В.А. – заместителями директора по учебно-воспитательной работе при участии директора ГБОУ СОШ №1167 Миловановой Н.Е.
Матрица является персональным документом. Методическая матрица выстроена на основе системного, аксиологического, логико-дидактического подходов и сочетает в себе традицию (фундаментальные основы дидактики) и инновацию (рефлексивный подход). Существенной особенностью её является высокая и достаточная дробность позиций, позволяющая фиксировать реализацию:
- функций обучения учителем на уроке
- психолого-педагогических звеньев учебного процесса как образовательного, т.е. усвоения учащимися учебного материала
- их связь с дидактическими задачами, этапами урока
- субъектность результатов обучения на уроке, – отмечая динамику элементов процесса обучения (целей, содержания, форм, методов и т.д.).
Сквозной линией матрицы являются принципы обучения и закономерности усвоения знаний.
Полифункциональность матрицы заключается в том, что она может быть использована:
- локально, в процессе посещения одного, конкретного урока учителя
- основное её назначение заключается в многократном использовании в процессе посещения ряда и множества уроков одного и того же учителя (несколько лет), а поэтому
- она может быть использована для изучения и обобщения опыта учителя и опыта учителей-предметников, ведущих один и тот же предмет; для обмена опытом
- в рамках методического объединения
- для внутришкольного контроля в системе управления образовательным процессом, т.к. позволяет определить сильные и проблемные стороны ведения уроков учителями школы
- конкретизировать точки творческого роста учителя
Матрица является интеллектуальной собственностью ГБОУ СОШ №1167.
В итоге на основании матричных данных представляется возможным оценить такие составляющие профессионально-педагогической компетентности учителя, как методологическую компетентность, психолого-педагогическую организацию, предметно-методической коммуникабельность.
Составляющие профессионально-педагогической компетентности учителя:
- методологическая;
- психолого-педагогическая;
- предметно-методическая;
- организационно-рефлексивная;
- коммуникативная.