Цели урока:
- закрепить знания о функциях мягкого знака (как показателя мягкости согласных и разделительного);
- познакомить с функцией мягкого знака после букв, обозначающих шипящие звуки, как показателя женского рода имен существительных (грамматическая роль).
Оборудование урока: сигнальные карточки, карточки для составления алгоритма работы над правилом.
Ход урока | Универсальные учебные действия (УУД) | ||
І. Организационный момент. ІІ. Чистописание. ш ч ь ж щ – Разделите эти буквы на группы. 1) ж, ш – парные согласные, обозначают всегда твердые звуки; 2) ч, щ – согласные, обозначают всегда мягкий звук. – Как одним словом можно назвать эти Ь. – Почему? |
Коммуникативные: использование речевых
средств для решения задачи. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. |
||
ІІІ. Актуализация знаний. – Отгадайте загадки, запишите отгадки. 1) Одну меня – не съешь никогда, 2) Есть у меня работники, во всем помочь охотники, 3) Хвост крючком, нос пятачком. 4) Что растет вниз головой, но не летом, а зимой? (Сосулька) 5) Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. (Пень) – Что общего в словах, которые вы записали? |
Личностные: учебно-познавательный интерес
к новому. Коммуникативные: владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Регулятивные: сохранять учебную задачу. |
||
ІV. Введение нового материала. Ученики работают в тетрадях, два ученика – за доской. – Запишите слова: дочь, мяч, рожь, камыш, шалаш, ложь.
– Давайте посмотрим, как справились ребята у доски. Что же
получилось? Задание было одно. (Мягкий знак на конце существительных.) – Посмотрите, как заканчиваются имена существительные и уточните тему. (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.) |
Личностные: формирование мотивационной основы
учебной деятельности, включая учебно-познавательный мотив. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
||
Прочитайте слова на доске: ключ, глушь, еж, луч, ночь,
речь. – Чем похожи эти слова? – Чем отличаются слова? – Выпишите слова в два столбика: с ь и без ь.
– На что вы обратили внимание? Сделайте вывод. (У существительных женского пишется ь, а у существительных мужского рода ь не пишется/) – Прочитаем это правило в учебнике на странице 41. Что бы вы еще добавили? (Существительные в ед. числе/) – Давайте составим алгоритм решения данной
|
Познавательные: проводить сравнение, создание
схемы для решения задачи, использование знаково-символические средства. Обобщение, осуществление и выведение общности для целого ряда на основе выделения сущностной связи. Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учета ошибок. |
||
V. Первичное закрепление. Работа в группах. Задание: если правильно заполните кроссворд, то в клетках прочтете еще одно слово на это правило. Задание 1,2 группы. Как сказать одним словом? 1. Друг всегда готов прийти на … (Помощь.)
Задание 3, 4 группы.
Итог работы: проверка по схеме полученных слов. |
Коммуникативные: договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; контролировать действия
партнера, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: способность к самооценке, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи. Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учитывать установленное правила в планировании и контроле способа решения, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. |
||
VI. Закрепление. Игра “Самый внимательный” (Для ответа используют цветовые сигналы) – Я буду называть имена существительные, если в слове есть мягкий знак, то поднимаете зеленый сигнал, если мягкого знака нет, то красный сигнал. Шалаш, багаж, калач, речь, вещь, карандаш, товарищ, рожь, луч, мяч, грач. Игра “Четвертый лишний”. – Найдите в каждой группе предложенных существительных лишнее. Докажите.
– Работа по учебнику с. 40-41. |
Коммуникативные: участвовать в
коллективном обсуждении. Личностные: устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, учитывать установленное правила в планировании и контроле способа решения. |
||
VІI. Итог урока. – О какой новой работе
мягкого знака мы сегодня узнали на уроке? |
|||
Примерное домашнее задание.
|