Свет. Распространение света в однородной среде. 9-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: познакомить обучающихся с понятием свет, естественными и искусственными источниками света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; изучить условия образования тени и тени, окруженной полутенью; объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Задачи:

Образовательная:

  • изучение темы "Свет. Распространение света в однородной среде";
  • приобретение навыков применять теоретические знания для решении качественных, расчетных задач и выполнения экспериментального задания дома.

Развивающая: формирование умений самостоятельного добывания и осмысления новых знаний с помощью различных источников информации; развитие мировоззрения обучающихся, умений и навыков анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная: развитие требовательности к себе, воспитание бережного отношения к природе, а также к людям, лишенным зрения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Техническое обеспечение урока: интерактивное оборудование кабинета физики.

Место урока в учебном плане: вводный урок главы "Оптические явления".

Ожидаемый результат: в результате изучения темы "Свет. Распространение света в однородной среде" ученики:

- понимают, что свет - это электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения, что такое видимый свет;

- понимают, по какому признаку источники света делятся на естественные и искусственные;

- умеют приводить примеры естественных и искусственных источников света;

- понимают смысл понятий: световой пучок, световой луч;

- знают формулировку закона прямолинейного распространения света, его доказательство, условия образования тени за освещенным предметом и тени, окруженной полутенью;

- умеют объяснять солнечные и лунные затмения.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

3. Изложение нового материала.

4. Первичная проверка понимания.

5. Закрепление.

6. Задание на дом.

Конспект урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов. Концентрация внимания, быстрое включение обучающихся в деловой ритм
Вступительное слово учителя Учитель рассказывает о значении света и органов зрения в познании человеком окружающего мира, значении освещения для человека и растений, о закономерностях световых явлений, позволяющих сконструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Воспринимают рассказ, понимают значение света в познании человеком окружающего мира
Целеполагание Мотивирует деятельность обучающихся для решения поставленной цели.

- Предлагает обучающимся на одну минуту закрыть глаза и представить себе "жизнь во тьме".

- Задает вопросы: "Что такое свет? Как он

распространяется в однородной среде? Посмотрите на пол и вокруг себя. Почему за освещаемым предметом образуется тень?" Изучение темы урока позволит нам ответить на эти вопросы и изучить первый закон оптики

- закон прямолинейного распространения света.

Формулирует тему урока. Слайд 1

Понимают вопросы и проникаются необходимостью ответить на них на уроке.

Записывают тему урока

Изложение нового материала Использует для изложении нового материала презентацию в программе PowerPoint.

1. Приводит примеры световых явлений

2. Вводит понятия: оптика, свет, невидимые излучения, видимый свет. Записывает диапазон частот видимого излучения. Слайд 2

Обращает внимание обучающихся на определение понятия свет в  29

3. Определяет источники света, сообщает о существовании естественных и искусственных (тепловых и люминесцирующих) источников света, приводит примеры.

Слайд 3

Просит обучающихся привести примеры различных источников света, не упомянутых на слайде.

4. Рассказывает о геометрических методах при решении задач на построение изображений в зеркалах и линзах, вводит понятие геометрическая оптика и основные понятия геометрической оптики: световой пучок и световой луч. Слайд 4

Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, приводят примеры, осуществляют записи в тетради
  5. Рассказывает и демонстрирует независимость распространения световых пучков. Слайд 5

Управляет работой обучающихся при выполнении записей в тетради. Использует наглядность. Ставит вопросы.

 
Первичная проверка понимания Организует диагностику знаний: формулирует два вопроса качественного и один - расчетного характера.

1) Какие превращения энергии происходят при включении карманного фонаря, работающего от батарейки?

2) Каким источником света является фонарь?

3) В каком диапазоне лежат длины волн видимого света?

Определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.

Систематизируют материал и углубляют знания при решении качественных задач, и расчетной задачи, требующих мыслительной активности.
Изложение нового материала 6. Демонстрирует прямолинейное распространение света.

Слайд 6

7. Направляет деятельность обучающихся понимание закона прямолинейного распространения света:

1) формулирует закон;

2) вводит понятие оптически однородной среды.

Слайд 7

Обращается к рис. 72 параграф 29

8. Следствие закона прямолинейного распространения света.

Слайд 8

9. Приводит доказательство справедливости закона прямолинейного распространения света: образования тени за освещенным предметом. Определяет понятие тени.

Слайды 9

10. Формулирует условие, при котором за освещенным предметом образуется тень. Обращается к рис. 73а параграф 30

Слайд 10

11. Демонстрирует образование тени, окруженной полутенью, за освещенным предметом.

Слайд 11

12. Формулирует условие, при котором за освещенным предметом образуется тень, окруженная полутенью. Обращается к рис. 73б, параграф 30

Слайд 12

 

Осознают смысл закона, понимают условия образования тени и полутени, объяснение солнечных и лунных затмений.

Осуществляют записи в тетради, отвечают на вопросы

Первичная проверка понимания Задает вопрос качественного характера на проверку понимания видов источников света. Формулирует две задачи на построение.

Слайд 13,

переход по гиперссылке последовательно к слайдам 19-21 для сверки решения с образцом

Определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.

Выполняют самостоятельно, осуществляют сверку с образцом.

Систематизируют материал и углубляют знания при решении задач, требующих мыслительной активности.

Дополнительные сведения по теме урока 13. Объясняет образование тени и полутени при солнечных и лунных затмениях.

Слайды 14, 15

Обращается к рис. 74 параграф 30

Понимают, из-за чего наблюдаются солнечные и лунные затмения. Находят схему образования затмений в параграфе 30
Первичная проверка понимания Задает вопрос качественного характера на понимание понятий "солнечное и лунное затмения"

Слайд 16

Пытаются ответить на поставленный вопрос
Закрепление Выявляет возможности класса или отдельных ребят применять знания в новой ситуации, проводит фронтальный опрос по изученному материалу:

1) Какая среда называется однородной?

2) Как распространяется свет в однородной среде?

3) Что является доказательством закона прямолинейного распространения света?

4) При каком условии за освещаемым предметом образуется резко очерченная тень? Тень, окруженная полутенью?

5) В каком случае источник света называется точечным? Протяженным?

Решение задач:

№ 1, №2

Слайд 17,

переход по гиперссылке к слайду 22

Разъясняет геометрические способы решения задач по теме на примере задачи № 1.

Устно отвечают на вопросы учителя, решают задачи, применяя знания, полученные на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Задачу № 2 выполняют самостоятельно, взаимопроверка, сверка с образцом

Слайд 23

Задание на дом Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с понятием свет. Изучили первый закон геометрической оптики - закон прямолинейного распространения света. Выявили факторы, от которых зависит образование тени за освещаемым предметом и тени, окруженной полутенью. Говорили о том, что в масштабах вселенной тень и полутень образуется при солнечных и лунных затмениях.

Комментирует особенности выполнения домашнего задания.

1. параграф 29 вопросы (у),

2. параграф 30 подготовить рассказ о законе прямолинейного распространения света по обобщенному плану изучения физического закона.

3. № 126, 128

4. По желанию выполнить экспериментальное задание к параграфу 30 (стр. 80) Слайд 18

Понимают домашнее задание и методику его выполнения

Литература.

1. С.В. Громов, Н.А. Родина Физика 9. М.: Просвещение, 2007.

2. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс. М.: ВАКО, 2004.

3. С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков Как сделать презентацию к уроку. М.: Первое сентября, 2011.

4. Сайт "Классная физика" 8 класс - картинки для презентации.