(Cлайд 1)
Цели:
- соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова;
- учить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки;
- учить с помощью изобразительного искусства выражать пережитое в рисунке.
ХОД УРОКА
Учитель: Дома вы прочитали до конца всю сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди». (слайд 2) Понравилась сказка? Почему? Что вы можете сказать об авторе? (Слайд 3)
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: А. С. Пушкин написал много замечательных произведений, различных жанров. В каждом произведении он точно использует слово для описания событий, поступков героев, их характеров.
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, который вам больше всего понравился.
Ученики выборочно читают понравившийся отрывок.
Учитель: Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? Как А.С.Пушкин подчеркивает свою симпатию к князю Гвидону? (Слайд 4) Царевне-Лебеди? (Слайд 5)
Словарная работа: находчивый, смелый, защитник, способен на самопожертвование; красива, умна, ласкова, добра.
Ученики зачитывают отрывки-доказательства.
Учитель: Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? (Слайд 6)
Словарная работа: зависть, злоба, коварство.
Учитель: Словами из сказки подтвердите последствия жестокого обмана бабы Бабарихи и сестёр. (Слайд 7)
Ученики читают я отрывки-подтверждения.
Учитель: Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.
Учитель: Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-904 г.г.) написал музыку к этой сказке. (Слайд 8) Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Слайд 9)
Учитель: Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Слайд 10) Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского-Корсакова дала вторую жизнь сказке А.С.Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.
Прослушивание оперы.
Учитель: Все мы теперь хорошо знаем сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось увидеть его. Смог ли он осуществить своё желание? Как? (Слайд 11)
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: Послушайте отрывок «Полёт шмеля». Какая это музыка?
Ученики: Гудящая, шмелиная, жужжащая.
Учитель: Какое чувство рождает? (Слайд 12)
Ученики: Ликование, радость.
Учитель: Какие три чуда были у Гвидона?
Ученики читают отрывки.
Учитель: А теперь прослушайте музыку Римского-Корсакова об этих чудесах.
Прослушивание музыки.
Учитель: Каков её характер? (Слайды 13, 14, 15)
Ученики: Простодушие, народность (о белке); торжественность, надёжность (о 33-х богатырях); лиричность, нежность, поэтичность (о Царевне-Лебеди).
Учитель: Вы убедились в том, что музыка Римского-Корсакова делает литературное произведение еще более ярким, обогащает его?
Учитель: Чем заканчивается сказка? Что мы слышим в финале? (Слайд 16)
Ученики: Торжество, справедливость, победу.
Учитель: Какие иллюстрации к сказке вам хотелось бы сделать? Почему?
Обмен мнениями. Обсуждение выбора учащихся, анализ характера героев, выбранного сюжета, подбор цвета, для выражения характера героя.
Учитель: Рассмотрите картину Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Что в лице главной героини особенно впечатляет? (Слайд 17)
Ученики: Днём свет божий затмевает, ночью – землю затмевает.
Ученики самостоятельно рисуют иллюстрации к сказке под музыку Римского-Корсакова.
Итог урока:
А) вывод о красоте пушкинского стиха;
Б) вывод о красоте музыки Римского-Корсакова,
обогащающей литературное произведение;
В) обзор и оценка работ учащихся. (Слайды 18-22)