Цель: формировать умение различать части речи, пользуясь их существенными признаками.
Ход урока
I. Организационный момент
Уч-ль:
Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
II. Мобилизующий этап
Уч-ль: Откройте учебник (УМК «Планета Знаний», Т.М. Андрианова «Русский язык» 1 класс) на странице 74 и найдите упражнение 1.
Проанализируйте предложенную таблицу и сформулируйте тему урока.
Уч-к: Темой урока будут слова, которые могут обозначать предметы, их признаки и действия.(Учитель открывает заранее написанную тему на доске.)
Уч-ль: Скажите, это новое знание или уже известное?
Уч-к: О слова, обозначающих предметы, их признаки и действия, мы узнали на прошлых уроках.
Уч-ль: Какую же цель мы перед собой поставим?
На доске даны опорные слова, по которым ученик формулирует цели урока:
Цели:
- повторить, что могут обозначать и на какие вопросы тогда будут отвечать разные слова;
- упражняться в подборе и определении слов, обозначающих разное и отвечающих на разные вопросы;
- составлять тексты.
III. Чистописание
Уч-ль: Спишите с доски строчку Чистописания:
а / е // и /// и /// р //// с ///// т ////// ч /////// ч ///////
Уч-ль: Что интересного заметили в строчке Чистописания?
Уч-к: Я заметил, что буквы идут в алфавитном порядке: сначала – гласные, затем – согласные и чередуются с «короткой наклонной линией», каждый раз количество которой увеличивается на 1. В узоре повторяются фрагменты с буквами и и ч.
Уч-ль: Составьте словосочетание из букв строчки.
Уч-к: Из букв строчки у меня получилось словосочетание ЧАСТИ РЕЧИ.
Уч-ль: Все слова русского языка в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают, делятся на 10 частей речи. У каждой части речи имеется своё название. Мы с вами пока познакомились только с 4 частями речи. Расскажите, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
Уч-к: Слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы кто? и что?
Слова, обозначающие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, обозначающие действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делали? что сделают? что делать? и другие.
Предлоги служат для связи слов в предложении, у них нет вопроса.
IV. Словарная работа
Уч-ль: Я вам буду диктовать слова, а вы их записываете в 3 столбика: в первый – слова, обозначающие предметы, во второй – признаки предметов, в третий – действия предметов.
На доске будут работать трое учеников, у каждого свой столбик: у …… – предметы; у ……. – признаки предметов; у ……. – действия предметов.
Учитель диктует слова: ворона, каркала, серая. болтливая, трещит, сорока, трусливый, заяц, спрячется.
Уч-ль: Проверим, что получилось на доске в столбиках у ребят.
предметы | признаки предметов | действия предметов |
ворона | серая | каркала |
сорока | болтливая | трещит |
заяц | трусливый | спрячется |
Ученики читают свои записи в столбиках на доске, остальные следят за правильностью выполнения, если необходимо, то исправляются ошибки.
Уч-ль: Докажи, что именно эти слова должны быть в 1 столбике?
Уч-к: Я записал слова «ворона», «сорока» и «заяц», потому что они обозначают животных и отвечают на вопрос кто? (Другие ученики также доказывают свои записи по той же схеме: что обозначают? на какие вопросы отвечают?)
Уч-ль: Объясните правописание слов.
Уч-к: Слова первого столбика являются словарными, поэтому их написание запоминаем. Слова «серая», «болтливая» отвечают на вопрос какая?, поэтому на конце написали -ая. В слове «болтливая» безударная О не проверяется, её запоминаем. В слове «трещит» безударную Е проверим словом «треск».
Уч-ль: Что интересного заметили?
Уч-к: Слова в строке связаны по смыслу так, что можно составить предложение.
Уч-ль: Допишите ещё одну тройку слов, не нарушая закономерности. Что у вас получилось?
Уч-к: Я подобрал слова: медведь, косолапый, спит.
Уч-ль: Составим предложение, пользуясь тройкой слов, где меньше всего звонких согласных звуков. Подчеркнём главные члены предложения.
Уч-к: В тройке слов: медведь, косолапый, спит меньше всего звонких согласных звуков – 5. Составлю предложение: Косолапый медведь спит. Подчеркну главные члены предложения: медведь, спит.
V. Закрепление изученного материала
Уч-ль: В учебнике на странице 75 прочитаем текст упражнения 7. Определим вид текста.
Уч-к: Данный текст-описание.
Уч-ль: Подберём заглавие к этому тексту.
Уч-к: Считаю, что данный текст можно озаглавить – Летний луг.
Уч-ль: Составим его цветную диаграмму, пользуясь кодом на доске:
что обозначает | цвет |
предмет | красный |
признак предмета | синий |
действие предмета | зелёный |
предлог | коричневый |
ТЕКСТ. Запестрел летний луг яркими цветами. Покачиваются на ветру лиловые колокольчики. Алеют пышные маки. Белеет скромная ромашка.
Уч-ль: Расскажите, как будете работать.
Уч-к: У каждого слова выясняю, что оно обозначает при помощи вопроса, и по цветовому коду рисую кружок. Например, запестрел – действие предмета, т.к. отвечает на вопрос что сделал?, по коду зелёный кружок; летний – признак предмета, т.к. отвечает на вопрос какой?, по коду синий кружок; луг – предмет, т.к. отвечает на вопрос что?, по коду красный кружок; яркими – признак предмета, т.к. отвечает на вопрос какими?, по коду синий кружок; цветами – предмет, т.к. отвечает на вопрос чем?, по коду красный кружок.
Уч-ль: Что заметили в цветной диаграмме?
Уч-к: Все предложения начинаются со слова, обозначающего действие предмета, а третьим словом является слово – предмет.
Уч-ль: Найдите устно в тексте слово, где все согласные мягкие.
Уч-к: В слове «летний» все согласные мягкие.
Уч-ль: Найдите в тексте слова – действия с орфограммой как в слове ПОЛЯХ.
Уч-к: В слове «полях» проверяемая безударная гласная, поэтому в тексте с такой же орфограммой имеются слова – действия: «запестрел» – Е проверяю словом «пёстрый», «алеют» – А проверяю словом «алый», «белеет» – Е проверяю словом «белый».
Уч-ль: На карточках вам предложен текст К.Д. Ушинского. Прочитаем его.
Уч-ки читают текст на карточках:
Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудреватая берёзка дрожит серая осина коренастый дуб раскинул шатром свои резные листья.
Уч-ль: Что заметили при чтении?
Уч-к: Текст не разделён на предложения. В тексте не поставлены точки.
Уч-ль: Спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений.
Ученики выполняют задание, которое затем проверяется. Должен получится следующий текст:
Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки. Красуется кудреватая берёзка, Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул шатром свои резные листья.
Уч-ль: Подсчитайте и запишите цифрой, сколько в тексте встретилось слов, обозначающих:
- 1 вариант – предметы – … (9)
- 2 вариант – признаки предметов – … (8) Слово «свои» не учитывайте.
- 3 вариант – действия предметов – … (5)
Уч-ль: Объясните, как определяли.
Уч-к: Я задавал вопрос к слову: если кто? что? – это слова моего варианта, я его считал; если другие вопросы – значит, слова не моего варианта. (Ученики других вариантов проводят объяснение по такой же схеме.)
VI. Итог урока
Уч-ль: Чему сегодня учились на уроке?
Уч-к: Мы учились различать слова по их значению и вопросу.
Уч-ль: Какие личные достижения отметите? Какие личные трудности испытали?
(Учитель опрашивает 4-5 человек.)
VII. Домашнее задание
Уч-ль: Дома выполните со страницы 75 упражнение 5.