Обоснование темы и методики урока
Изучая со школьниками трагические страницы прошлого, учитель всегда сталкивается с острой проблемой как нравственной, так и методической… Сегодня часто случается, что ученики с недоумением спрашивают: «А что плохого сделал Сталин?» Воспоминания о политической системе сталинизма, сталинских репрессиях исчезают, вымываются из исторической памяти новых поколений, и там, где они не поддерживаются семьей, произведениями искусства и школой, могут вообще исчезнуть, оставив вместо себя вовсе не успокоение и не умиротворение, а очень опасную пустоту, которая может быть заполнена самыми неожиданными экстремистскими идеями. Стремительно перелистывая страницы наших учебников, мы хотим сообщить нашим ученикам как можно больше о событиях, которые оказали значимое влияние на судьбы нашей страны, а что остается в сердцах наших учеников, не всегда пытаемся понять.
А вопросов остается не мало. Например, почему сталинизм оказался интернациональным и столь популярным в разных слоях; почему и после смерти Сталина сталинизм так долго не умирает; почему не только в Советском Союзе, но и в других странах, если не сталинизм, то похожие «измы» («маоизм», «полпотизм») столь успешно внедрялись в жизнь.
Чтобы действительно изменить нашу жизнь, создать современное государство и гражданское общество, современной школе необходимо воспитывать учеников, думающих и умеющих анализировать события и далекого прошлого и события сегодняшнего дня.
В настоящее время в образовательных учреждениях востребованы различные технологии интерактивного обучения. К числу таковых относится метод модерации. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации положены педагогические и социологические аспекты, направленные на активное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результата. Сегодня модерация - это эффективная технология , которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса .Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Модерация, являясь интерактивной технологией, логично интегрируется с методами ИКТ. Классмейты и установленная на них программа e-Learning позволили организовать работу учащихся в группах и индивидуально. Урок с использованием классмейтов приобретает большую организационную и коммуникативную пластичность.
Цели урока:
- Сформировать представление о сущности советской модели тоталитаризма, а также выяснить объективные и субъективные предпосылки его возникновения и достаточно длительного существования;
- определить истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и его последствия для экономической, политической и духовной жизни страны;
- сформировать у учащихся отношение к «сталинизму» как апогею тоталитарного режима, сделав акцент на бессмысленности репрессий и их абсурдности с точки зрения развития страны, а также напомнить о необходимости сохранения исторической памяти народа как основы национальной идентичности.
Задачи урока:
- Образовательные: актуализировать знания по теме внутренней политики СССР 1923-1953гг., полученные на уроках истории, расширить и углубить их, дополнив сведениями о сути, причинах и последствиях «сталинизма».
- Развивающие: развивать умения работать с историческими источниками, анализировать документы, совершенствовать навыки ведения дискуссии и публичных выступлений, используя классмейты.
- Воспитательные: привить учащимся чувство сопричастности истории своей страны и народа, способствовать осознанию необходимости сохранения исторической памяти и гражданской ответственности за события прошлого, недопустимости политического насилия.
Основные понятия:тоталитаризм, «сталинизм», культ личности, репрессии, авторитарный способ мышления, политические процессы, оппозиция, ГУЛАГ, «враг народа», «большой террор», «самиздат».
Необходимое время: 90 минут (2 стандартных урока).
Тип урока:комбинированный, элементы модерации.
Формы работы:интерактивная лекция, работа в группах с использованием классмейтов, дискуссия, социологическое исследование, индивидуальная работа на рабочих листах.
Оборудование и материалы:
- CD-диски № 2, № 3 Материалы электронного учебника Т.С. Антонова, А.Л, Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г, Косулина. «История России XX век»- М. «Клио Софт»2005.
- Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, классмейты.
- Копии официальных документов партии и НКВД по репрессивным операциям. Приложение 1
- Глоссарий терминов по теме.
Использованные источники:
- Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2002.
- Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»: По итогам седьмого конкурса учителей в 2008/2009 учебном году. – М.: Права человека, 2010.
- Головатенко А. Тоталитаризм XX века: материалы для изучающих историю и обществознание. – М.: Школа – Пресс, 1992
- Захарова Е.Н, Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. Россия в XIX- XX вв.: Практическое пособие для учителей. – М.: Владос, 2002.
- Видео материалы из архива института фонда СОА.
- Большой террор и его отголоски: методическое пособие для учителей истории и обществознания: разработка урока для 9-11 классов по редакцией Никитиной А.Е- Воронеж: Издательство Профсоюза Литераторов, 2008г.
Приложение 2. Ход урока
Приложение 3. Презентация к уроку