Открытый урок по теме "Звуки [x'], [x]; буквы Х, х". Закрепление. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • обучающий аспект - закрепить знания о звуках [х'], [х], формировать умения давать характеристику звука, анализировать слова с новыми звуками по их лексическому значению;
  • развивающий аспект - обогащать словарный запас, развивать фонематический слух и творческие способности учащихся, формировать навыки правильного и осознанного чтения;
  • воспитательный аспект - продолжить формировать умение работать в парах, воспитывать уважение к окружающему миру и способствовать формированию правил поведения в природе.

Этапы урока:

Организационный момент.

Речевая разминка:

Цель: отработать правильное произношение звуков, подготовить речевой аппарат к процессу чтения.

Ха - хи - ху - хы

Хра - хро - хре - хри

Прочитайте слоги на выдохе, медленно, быстро.

Скороговорка: уха нет у мухи, у мухи нет уха.

Прочитать медленно по слогам, с интонацией вопроса, выделяя голосом слово "нет"; с восклицательной интонацией, выделяя голосом слово "муха"; проговорить в быстром темпе.

Актуализация знаний:

Работа в парах:

(каждая пара получает лист, на котором напечатан буквенный ряд)

трахлебтивохрамвигнхомякшпетухабу

  • Найдите слова и подчеркните их.
  • Какие слова вы сумели найти в данной цепочке букв? (дети по "цепочке" называют слова, а учитель вывешивает рисунки к словам).
  • Объясните их лексическое значение.
  • Произнесите медленно каждое слово.
  • Какой звук присутствует в каждом из данных слов? Назовите последнее слово в данном ряду (петух). Какое слово будет обозначать несколько таких предметов? (петухи). Какой согласный звук слышите в конце слова? [х'] Какой буквой обозначаются звуки [х'], [х]?
  • Назовите тему сегодняшнего урока. Тема: "Буквы Х, х и звуки [х'], [х]"
  • Что мы узнали об этих звуках?
  • Составьте с данными словами предложения.

Работа по теме урока:

Цель: закрепить знания учащихся о букве Х и звуках [х'], [х]; обогащать словарный запас.

На доске:

хитро

прибежали

с нетерпением

попискивали

Прочитайте слова про себя, затем медленно хором. Как понимаете слово "с нетерпением"? (не могли больше ждать чего-то)

Физминутка

(дыхательная гимнастика и упражнения для мышц спины и ног).

Работа с текстом:

Цель: совершенствовать навык чтения; формировать умения анализировать текст.

На лугу мы увидели первые весенние цветы. Радостные, мы прибежали домой и рассказали маме. Она хитро улыбнулась и сказала:

- А я Вам сейчас покажу другие цветы.

Мама вернулась в комнату с большой корзиной. Мы с нетерпением заглянули в нее:

Там на тоненьких ножках - стебельках качались желтые пушистые шарики. Они тихо попискивали.

Мы узнали эти "цветы". А вы?

Самостоятельно прочитайте текст. (учащиеся получили листы с текстом), затем чтение по "цепочке" по абзацам.

  • Где были дети? Что они там увидели? Кому дети об этом рассказали? С чем мама вернулась в комнату? Что дети увидели в корзине? Как вели себя "пушистые шарики"?
  • Найдите вопросительное предложение. Ответьте на вопрос.
  • В каком предложении раскрывается "секрет" этих цветов? Найдите, подчеркните и прочитайте данное предложение.
  • Какими вы представили цыплят? Какое впечатление они на вас произвели? (появляется картинка с цыплятами). С чем автор сравнивает цыплят?
  • Почему автор сравнивает цыплят с цветами?
  • Задайте вопросы по тексту своим одноклассникам. Какой заголовок можно к нему подобрать?

Прочитайте текст ещё раз, найдите и подчеркните слова с буквой "Х".

Назовите слова, которые вы нашли с буквой "Х".

Чтение учителем стихотворения В.Лунина:

Цветёт у птичника цветок-

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок:

- Цветок, ты кто?

:(цыплёнок).

Похоже это стихотворение с прочитанным текстом? В чём сходство?

Придумайте свой заголовок. ("Необычный цветок", "Удивительный цветок").

Физминутка ("Пчёлки" и дыхательная гимнастика).

Закрепление изученного материала:

Цель: воспитание бережного отношения к живой природе, обогащение словарного запаса учащихся.

А теперь от необычных цветов перейдём к тем, которые растут в поле, на лугу, в садах.

Загадки:

Как зовут меня, скажи-
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый: (Василёк).

Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики).

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши).

(появляются иллюстрации цветов на доске)

Нужны нам цветы? Объясни свой ответ.

Учащиеся получают в парах листы со стихотворением Т.Собакина, читают текст самостоятельно.

Если я
Сорву цветок,
Если ты
Сорвешь цветы:
Если все:
И я, и ты
Если мы
Сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты:
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только
Я и ты,
Если мы
Сорвем цветы:

К кому обращены слова из стихотворения? (к каждому из нас). Чтение по "цепочке".

Что может исчезнуть с нашей планеты вместе с цветами? Подтвердите свой ответ словами из текста.

К чему призывает нас автор?

Чтение хором вслух (сначала - девочки, затем - мальчики).

На доске пословицы:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Чужим умом долго не проживёшь.

Какая пословица выражает главную мысль этого стихотворения?

Чем мы можем помочь природе?

Игра "Угадай"

(даны иллюстрации: роза, тюльпан, ландыш, сирень, гвоздика).

Назовите предметы, которые видите. Как одним словом их можно назвать?

Какие из данных цветов дали название какому-либо цвету? (роза - розовый, сирень - сиреневый).

Итог урока:

Цель: обобщить пройденный материал и сделать вывод об уроке.

  • Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились?
  • Какие задания вам запомнились? Какие задания вызвали затруднения?