Цели урока:
- обучающий аспект - закрепить знания о звуках [х'], [х], формировать умения давать характеристику звука, анализировать слова с новыми звуками по их лексическому значению;
- развивающий аспект - обогащать словарный запас, развивать фонематический слух и творческие способности учащихся, формировать навыки правильного и осознанного чтения;
- воспитательный аспект - продолжить формировать умение работать в парах, воспитывать уважение к окружающему миру и способствовать формированию правил поведения в природе.
Этапы урока:
Организационный момент.
Речевая разминка:
Цель: отработать правильное произношение звуков, подготовить речевой аппарат к процессу чтения.
Ха - хи - ху - хы
Хра - хро - хре - хри
Прочитайте слоги на выдохе, медленно, быстро.
Скороговорка: уха нет у мухи, у мухи нет уха.
Прочитать медленно по слогам, с интонацией вопроса, выделяя голосом слово "нет"; с восклицательной интонацией, выделяя голосом слово "муха"; проговорить в быстром темпе.
Актуализация знаний:
Работа в парах:
(каждая пара получает лист, на котором напечатан буквенный ряд)
трахлебтивохрамвигнхомякшпетухабу
- Найдите слова и подчеркните их.
- Какие слова вы сумели найти в данной цепочке букв? (дети по "цепочке" называют слова, а учитель вывешивает рисунки к словам).
- Объясните их лексическое значение.
- Произнесите медленно каждое слово.
- Какой звук присутствует в каждом из данных слов? Назовите последнее слово в данном ряду (петух). Какое слово будет обозначать несколько таких предметов? (петухи). Какой согласный звук слышите в конце слова? [х'] Какой буквой обозначаются звуки [х'], [х]?
- Назовите тему сегодняшнего урока. Тема: "Буквы Х, х и звуки [х'], [х]"
- Что мы узнали об этих звуках?
- Составьте с данными словами предложения.
Работа по теме урока:
Цель: закрепить знания учащихся о букве Х и звуках [х'], [х]; обогащать словарный запас.
На доске:
хитро
прибежали
с нетерпением
попискивали
Прочитайте слова про себя, затем медленно хором. Как понимаете слово "с нетерпением"? (не могли больше ждать чего-то)
Физминутка
(дыхательная гимнастика и упражнения для мышц спины и ног).
Работа с текстом:
Цель: совершенствовать навык чтения; формировать умения анализировать текст.
На лугу мы увидели первые весенние цветы. Радостные, мы прибежали домой и рассказали маме. Она хитро улыбнулась и сказала:
- А я Вам сейчас покажу другие цветы.
Мама вернулась в комнату с большой корзиной. Мы с нетерпением заглянули в нее:
Там на тоненьких ножках - стебельках качались желтые пушистые шарики. Они тихо попискивали.
Мы узнали эти "цветы". А вы?
Самостоятельно прочитайте текст. (учащиеся получили листы с текстом), затем чтение по "цепочке" по абзацам.
- Где были дети? Что они там увидели? Кому дети об этом рассказали? С чем мама вернулась в комнату? Что дети увидели в корзине? Как вели себя "пушистые шарики"?
- Найдите вопросительное предложение. Ответьте на вопрос.
- В каком предложении раскрывается "секрет" этих цветов? Найдите, подчеркните и прочитайте данное предложение.
- Какими вы представили цыплят? Какое впечатление они на вас произвели? (появляется картинка с цыплятами). С чем автор сравнивает цыплят?
- Почему автор сравнивает цыплят с цветами?
- Задайте вопросы по тексту своим одноклассникам. Какой заголовок можно к нему подобрать?
Прочитайте текст ещё раз, найдите и подчеркните слова с буквой "Х".
Назовите слова, которые вы нашли с буквой "Х".
Чтение учителем стихотворения В.Лунина:
Цветёт у птичника цветок-
Цветёт на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок:
- Цветок, ты кто?
:(цыплёнок).
Похоже это стихотворение с прочитанным текстом? В чём сходство?
Придумайте свой заголовок. ("Необычный цветок", "Удивительный цветок").
Физминутка ("Пчёлки" и дыхательная гимнастика).
Закрепление изученного материала:
Цель: воспитание бережного отношения к живой природе, обогащение словарного запаса учащихся.
А теперь от необычных цветов перейдём к тем, которые растут в поле, на лугу, в садах.
Загадки:
Как зовут меня, скажи-
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый: (Василёк).
Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики).
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши).
(появляются иллюстрации цветов на доске)
Нужны нам цветы? Объясни свой ответ.
Учащиеся получают в парах листы со стихотворением Т.Собакина, читают текст самостоятельно.
Если я
Сорву цветок,
Если ты
Сорвешь цветы:
Если все:
И я, и ты
Если мы
Сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты:
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только
Я и ты,
Если мы
Сорвем цветы:
К кому обращены слова из стихотворения? (к каждому из нас). Чтение по "цепочке".
Что может исчезнуть с нашей планеты вместе с цветами? Подтвердите свой ответ словами из текста.
К чему призывает нас автор?
Чтение хором вслух (сначала - девочки, затем - мальчики).
На доске пословицы:
Жизнь дана на добрые дела.
Какая пословица выражает главную мысль этого стихотворения?
Чем мы можем помочь природе?
Игра "Угадай"
(даны иллюстрации: роза, тюльпан, ландыш, сирень, гвоздика).
Назовите предметы, которые видите. Как одним словом их можно назвать?
Какие из данных цветов дали название какому-либо цвету? (роза - розовый, сирень - сиреневый).
Итог урока:
Цель: обобщить пройденный материал и сделать вывод об уроке.
- Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились?
- Какие задания вам запомнились? Какие задания вызвали затруднения?