Урок-сказка "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
  • совершенствовать умение разбирать слова по составу; формировать орфографическую зоркость;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • прививать интерес к внеклассному чтению, русскому языку.

Оборудование: компьютер; программа Microsoft PowerPoint; ЖК телевизор, раздаточный материал, карточки со словами, картинки с изображением сказочных героев.

Ход урока

1. Организация класса к уроку. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вас приглашаю в сказку, где понадобятся наши знания о составе слова. Мы должны будем помочь добру победить зло. Чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

По щучьему велению,
По нашему хотению
Пусть мы окажемся в сказке.

2. Работа по теме урока.

Итак, сказка начинается.

Однажды три добрых молодца русский Иван, украинец Мыкола, белорус Пятро с сестрой Алесей отправились в тридесятое царство, тридевятое государство под названием “Состав слова”, чтобы прогнать злую нечисть. В те времена много бед натворила она, поссорила и разъединила народы.

Давайте и мы пойдём с ними. Вдруг им понадобится наша помощь. А все важные события будем записывать в наши тетради-летописи, как в Древней Руси. Запишите дату сегодняшнего путешествия, название царства. Помните, что в летописях нужно писать аккуратно, без ошибок.

2.1. Нахождение однокоренных слов.

Долго ли коротко шли наши путники, видят - перед ними таинственный лес. Стонут деревья - корни заблудились и не могут найти свою семью. Помогите им! Ребята первого ряда ищут родственников для ели, второго - для дуба, третьего - для берёзы.

Ёлка, дубок, берёзка, дубовый, ёлочка, берёзонька, дубочек, березняк, ёлочный, дубрава, берёзовый, ельник, подберёзовик, дубняк, еловый.

Что эти группы слов объединяет? Запишите свою группу, выделите корень.

Слышите? Лес ожил, зашелестела листва, звонко запели птицы.

2.2. Различение формы слова от группы однокоренных слов.

Наши герои отправились дальше. Видят - стоит избушка на курьих ножках. Какие слова нужно промолвить? Давайте все вместе:

Избушка, избушка, повернись к лесу задом, к нам передом.

Избушка повернулась. Дверь заскрипела и на пороге появилась … (Баба-Яга)

- Чего пожаловали? — спросила старуха.

- Хотим нечисть поганую из царства прогнать.

- Ладно, подсоблю вам. Коли не выполните моего задания, живыми вас не отпущу!

Вон во дворе бегают мои птицы-слова. Загоните их в клетки.

Краснуха красный красные краснеет красненький красная красное краснота

- Ребята, почему клеток две? Как будем загонять птиц? (Форма слова и однокоренные слова)

Работа выполняется в парах по вариантам, два ученика у доски. Ученики первого варианта записывают формы слова, выделяя окончания. Ученики второго варианта — однокоренные слова, выделяя корни.

Как только птиц загнали в клетку, избушка пропала, а на тропинке остался волшебный клубочек. Алеся подняла его и положила в корзинку.

2.3. Знакомство с народной сказкой на украинском языке. Наблюдение над написанием корнейю.

Стемнело. Устали наши герои. Решили отдохнуть, разожгли огонь. Чтобы подбодрить своих товарищей, Мыкола рассказал сказку. Послушайте её и вы.

Жили-були дiд та баба i була у них курка Ряба. Знесла курка яйце та не просте, а золоте. Дiд бив - не розбив, баба била - не розбила. Бiгла миша, хвостиком махнула - яйце покотилося та й розбилося. Дiд плаче, баба плаче, а курка кудахче:

- Не плач, дiду, не плач, бабо. Я знесу вам яйце не золоте, а просте.

Ребята, вы узнали сказку? Какие слова помогли? Как вы думаете, почему слова узнаваемы?

Сравните:

курица (русск.) мышь (русск.)
курка (укр.) миша (укр.)
курыца (бел.) мыш (бел.)

Какой корень в словах?

Вывод: корни одинаковы. Народы наши жили рядом, дружили, имели общие слова.

2.4. Физкульминутка.

Утром, когда друзья проснулись, было сыро, неуютно. Иван предложил спуститься к реке, умыться и сделать зарядку.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брас.
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег и дальше пошли.

2.5. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Алеся вспомнила про волшебный клубочек, вынула его из корзинки и бросила на тропинку. Клубочек катился-катился и привёл к снежной горе.Она преграждает путь. Чтобы снег растаял, нужно с помощью приставок и суффиксов образовать слова с корнем - снег(ж)-.

Запишите слова и разберите их по составу.

Снеговик, снежный, снежок, подснежник, заснеженный. (Ученики у доски выполняют разбор, комментируют свои действия)

2.6. Образование новых слов способом отделения морфем.

Снег растаял. Не гора то была, а матрёшка заколдованная. Освободите всех матрёшек, тогда путь будет открыт. Перед вами слово “обходчики”. Нужно, отнимая по одной части (окончание, приставка, суффикс) разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое:

  • обходчики;
  • обходчик;
  • обход;
  • ход.

- Без какой части слово не может жить? (Работа выполняется у доски)

2.7. Составление пословицы.

Разобрали матрёшку. Молодцы! А в последней – записка. Пятро прочитал:

Вучысь змолоду - пад старасць ня будзеш знаць голаду”.

Ребята! Для того, чтобы народы объединились, нужно выполнить последнее задание: составить похожую русскую пословицу.

Горазд грамоте Кто не пропасть тому. (Кто грамоте горазд, тому не пропасть.)

Объясните смысл пословицы. Запишите её.

3. Подведение итога урока.

Ура!!! Нечисть пропала. Народы объединились. Стали жить дружно, друг другу помогать. Иван, Мыкола, Пятро и Алеся благодарят вас за помощь!

Вот и сказке конец, а кто работал – молодец!
Нам пора возвращаться обратно.
По щучьему велению,
По нашему хотению
Пусть мы окажемся в классе.

Что помогло справиться с заданиями? (Дружба, взаимовыручка)

4. Рефлексия.

Спасибо за урок! Оцените своё участие в уроке, используя условные обозначения:

- было очень интересно - жёлтый смайлик;

- я затруднялся - зелёный смайлик;

- было скучно - синий.

Презентация

Приложение (фотоматериалы к уроку)